“Сотворение мира” вышло паранормальным

В Казани неожиданно прошел классный фестиваль

4 сентября 2008 в 16:26, просмотров: 1494

Это удивительно, но найти приличный фестиваль с московской пропиской становится все труднее. Хотя что здесь удивительного? Аренда, аппетиты чиновников, наконец, финансовые запросы звезд делают столицу все менее привлекательным местом для активного музыкального отдыха. В регионах же все чаще происходит масса интересного. А тому, что творилось в Казани на фестивале “Сотворение мира”, может позавидовать и любая европейская столица. “МК” уже публиковал репортаж о “Сотворении мира” в понедельник, а сегодня “ЗД” суммирует итоги и впечатления от одного из самых заметных музыкальных событий конца лета.

Занятно, что единовременное присутствие в Казани десятков иностранных и российских звезд, тонн техники, голландских звукачей и всего остального обеспечили московские промоутеры. Но в союзниках у президента фестиваля Андрея Макаревича оказался рок-н-ролльно ориентированный мэр Казани Ильсур Метшин, и праздник уехал в Татарстан.

Две огромные сцены с экранами на фоне мечети и стен древнего Казанского кремля поначалу смотрелись чересчур экзотично для того, чтобы многие поверили в правдивость происходящего. “Мы сидим на пресс-конференции в Казани, и нам поет Патти Смит, — удивленно хлопали глазами московские журналисты и добавляли: — Паранормальщина какая-то”. Но эта была настоящая Патти Смит. Американская рок-легенда прямо-таки излучала энергию, была готова брататься со всеми без исключения и, гуляя по Казани, даже фотографировала новобрачных.

Но всеобщий благодушный настрой не отменял тем не менее легкого недоумения по поводу того, что в городе, где на ура идет национальная татарская эстрада, вдруг оказался целый десант крайне странных для этого региона артистов.

Правда, когда на сцену вышли две джазовые дивы (Ирина Томаева из Северной Осетии и Этери Бериашвили из Грузии), даже те, кто ничего не знал о джазе, поняли, что присутствуют на очень важной гуманитарной акции. Все-таки попытаться помирить простых людей иногда гораздо важнее, чем сделать друзьями спесивых политиков. Эту же цель преследовала и группа White Flag, где объединились палестинские и израильские музыканты. Коллективу десять лет, музыкантов несколько раз разбрасывали по разным странам войны и конфликты, но их музыка оказалась сильнее агрессии и терроризма.

Делегация из бывшего постсоветского пространства тоже не ударила в грязь лицом. То, что Ришад Шафи, начинавший в туркменской группе “Гюнеш”, — настоящий шаман барабанных установок, известно более тридцати лет. Но для того, чтобы увидеть артиста, иногда нужно уехать значительно дальше Казани. Тувинцы “Хуун-Хуур-Ту” в свое время произвели неизгладимое впечатление на лидера King Crimson Роберта Фриппа, Фрэнка Заппу и многих других музавторитетов. На “Сотворении мира” к ним присоединились два кенийца, и получился могучий этно-джэм.

Наша Инна Желанная, наверное, уже стала классиком жанра world music, заслужила горячее признание самого Питера Гэбриела, но при этом продолжает экспериментировать. В ее смешении транса, этно и психоделики есть какая-то трудно передаваемая словами магия. Украинцы “Даха Браха” добавили к своим традиционным инструментам индийские таблы, буддийский гонг, маракасы и отыграли отменный сет. В России этот коллектив — редкий гость, и тем, кто был на “Сотворении мира”, можно сказать, повезло искупаться в их бьющей через край энергии.

В том, что KTU, в которой объединились Пэт Мастелотто, Трей Ганн, игравшие в King Crimson, и финский аккордеонист Киммо Похьонен, устроят настоящий угар, мало кто сомневался. Киммо недаром нарекают Джимми Хендриксом с аккордеоном. Fairport Convention тоже из фолк-легенд, и называются так не напрасно. А уж Future Sound of London и подавно походили на киборгов и детей цветов одновременно.

Куда сложнее было с нашими рок-легендами. Конечно, сеты “Аквариума” и “Машины времени” привлекли огромную толпу, но к этим группам редко можно адресовать такие термины, как “мощный звук”, “угарный сет” или что-нибудь в этом роде, весьма уместное на мероприятии со стотысячной аудиторией. Это скорее милое сердцу многих бард-караоке с невеликими шансами на преобразование в сторону мощного рок-н-ролльного звука. Другой вопрос — нужны ли такие преобразования? Есть подозрение, что и БГ, и Андрей Вадимович на него уже ответили.

Девушка-хедлайнейр Земфира выглядела, конечно, куда бодрее. И по видео и по аудио. Отличный сет-лист, грамотный хронометраж (без особого фанатизма) — и в итоге остались силы на after-party, где начались уж совсем бескомпромиссные пляски под ее хиты.

На следующий день порадовали локальные новости. Диктор сказал, что на площади Тысячелетия ради концерта “Машины времени” и других групп собралась в основном молодежь. А в других местах города предлагалась программа для людей более старшего возраста с участием группы “Кар-Мэн”. Вот уж воистину, если бы молодость знала, если бы старость могла!

Казань—Москва.





Партнеры