Алиса в заэкранье

“Гостья из будущего” призналась “МК”, что ничуть не жалеет о прошлом

25 лет назад автор этих строк послал признание в любви и предложение о дружбе (хотя бы по переписке) по адресу: Москва, Киностудия имени Горького, Наташе Гусевой. Ответа не получил, но не обиделся. Понимал, как и миллионы мальчишек СССР, что простая московская школьница, проснувшаяся однажды “самой знаменитой девочкой Советского Союза”, не в состоянии ответить на все письма. Наша встреча со звездой телесериала “Гостья из будущего” состоялась лишь недавно. В свою очередь биолог Наталья Евгеньевна Гусева встретилась со своей героиней Алисой Селезневой. В новом полнометражном мультфильме “День рождения Алисы” она озвучивает роль капитана космического корабля — женщины строгой, но справедливой. Об этом и о многом другом Наташа, которую по инерции так и тянет назвать Алисой, рассказала “МК” в эксклюзивном интервью.

ПРОШЛОЕ


— Наташа, если бы сегодня машина времени доставила вас в 1984 год, вы, зная, что произошло с вами с тех пор, учитывая все плюсы и минусы, согласились бы играть Алису?

— Да, конечно. Я же не знаю, что было бы со мной, не сыграй я тогда в этом фильме. А как изменилась моя жизнь после “Гостьи из будущего”, мне уже известно. Драматичного в случившемся, в общем-то, нет. Все, что случилось со мной в связи с ролью Алисы, со знаком “плюс”. Поэтому я бы выбрала известный мне путь.

— То, что вы актрисой после свалившейся на вас популярности не стали, тоже со знаком “плюс”?

— У меня изначально был другой характер и другой настрой. Многие девочки моего поколения мечтали сняться в кино, стать актрисами. У меня этого не было. Наверное, по натуре я больше физик, чем лирик. Мне всегда нравилась определенность и конкретность ситуации. Поэтому и точные науки мне импонировали больше. Уже тогда я хотела связать свою жизнь с химией и биологией. А профессию актрисы считала непредсказуемой. И эта непредсказуемость меня страшила. На “Гостье из будущего” окунулась в мир кино достаточно глубоко, и у меня были шансы оценить все прелести и недостатки актерской профессии. В результате своих взглядов я не поменяла. К окончанию съемок знала одно: всю жизнь заниматься этим ремеслом я бы не смогла. Не мое это.

— И не было предложений от режиссеров, которые могли бы в корне поменять ваши представления об актерской профессии?

— Нет. Но дело не в режиссерах и предложениях, а опять же во мне, если уж я после феноменального успеха “Гостьи из будущего” не захотела изменить своих убеждений. К тому же понимала, что в любом случае успех Алисы мне уже не повторить. Славы в таком количестве мне как-то и не очень хотелось. Она скорее даже мешала. Если бы я чувствовала в себе талант и силы, чтобы заниматься этим дальше… Но ничего такого я не чувствовала.

— Кто помог юной Наташе Гусевой пережить весь этот ажиотаж?

— Я и сама никогда этот успех не воспринимала на свой счет. Ну не сыграла бы я — это сделала бы другая девочка, и весь этот успех был бы у нее. Так что я никогда на этот счет себя не обманывала, и “сносить крышу” было не с чего. Сейчас считаю, что просто вот так удачно сложилась однажды судьба. Популярность “Гостьи из будущего” — это в первую очередь заслуга сценариста и режиссера. Актеры в данном случае где-то посерединке.

НАСТОЯЩЕЕ


— Что с теми мешками писем, которые вам присылали после фильма? Что-нибудь из тех детских признаний в любви у вас сохранилось?

— Что-то где-то осталось. Кроме того, сейчас в сети Интернет есть сайт, посвященный фильму, и мои поклонники из прошлого продолжают достаточно активно проявлять свои чувства там.

— Вступаете в виртуальную переписку?

— Какое-то время пыталась. Было забавно, когда народ в Интернете долгое время не верил, что это я, настоящая. Приходилось долго их убеждать, даже посылать свои фотографии. Выяснилось, что до меня на этих сайтах появлялось большое количество лже-Наташ. До какого-то момента интернет-переписка меня вполне устраивала, поскольку сохранялась некая условная граница, за которой меня не видно и не слышно, и при этом можно общаться. Но потом я поняла, что это может длиться бесконечно. На смену людям, которым я уже все поведала и удовлетворила их любопытство, приходят новые, за ними следующие, и еще, и еще. И надо бросать работу, дом, личные дела, а только сидеть в Сети и отвечать на бесконечные, бесчисленные вопросы.

— Пересматриваете ли вы “Гостью...”?

— Специально нет. В разном возрасте и в разные моменты моей жизни у меня была разная реакция на сам фильм и на свою работу. Когда увидела фильм первый раз еще в детстве, была страшно собой недовольна. Казалось, что у меня грязная голова, не так одета, голову не туда повернула и вообще по-дурацки выгляжу. Пять лет я вообще не смотрела этот фильм. Потом нарушила табу, и мне неожиданно все понравилось, все так замечательно. Я искренне не поняла, почему так критично раньше относилась к “Гостье…”. Было время, когда мне казалось, что я смотрю не на себя в детстве, а на постороннюю девочку, которую я где-то как-то знаю, она вроде бы мне знакома, но не более. Сейчас, когда по телевизору показывают этот фильм, у меня вообще странное ощущение, как будто это уже снималась не я, а моя дочь. К актрисе, сыгравшей главную роль, отношусь снисходительно, как к родному ребенку, которому многое прощается.

— А ваша дочь как впервые отреагировала на “Гостью из будущего”?

— Первый раз Алеся увидела фильм по телевизору, когда ей было года три. Думаю, она мало что поняла. Гораздо больше удивило, что она меня вообще узнала. С первого моего появления на экране сказала: “Это мама”. Потом, посмотрев внимательно, стала серьезно относиться к тому, что происходило на экране. Часто, когда мы шли с ней по улице, спрашивала: “Мама, а на нас пираты не нападут? А ты миелофон хорошо спрятала?”

— Сегодняшние подростки пишут вам письма после просмотра “Гостьи из будущего”?

— Они сегодня вообще писем не пишут, предпочитая общаться в чатах. Но, по отзывам моих друзей, у которых есть дети, им фильм нравится, как и юным зрителям из 1984-го. Но смотреть его нужно лет с десяти. Потому что в шесть-семь хочется голливудских чудес, которых в нашем фильме нет.

— Насколько неожиданным стало для вас приглашение на озвучивание мультфильма “День рождения Алисы”?

— Учитывая, что до этого мне мультфильмы озвучивать не приходилось, это предложение стало для меня полнейшей неожиданностью. Я понимала, что Алису мне уже не озвучить. Это правильно, что в нашем мультфильме Алиса говорит голосом своей сверстницы. Мне никогда не нравилось, когда в мультиках детей озвучивают взрослые тетки, косящие под мальчиков и девочек. Кроме Алисы в нашем мультфильме всего две женщины — командир корабля и учительница, у которой две фразы.

— Ваша героиня — командир корабля — женщина суровая, вечно всех строит и призывает к порядку…

— Но при этом она и свои ошибки умеет признавать.

— Ну просто идеальная женщина-начальник. А вы с ней хоть в чем-нибудь похожи?

— Моя нынешняя работа вообще очень похожа на то, чем занимается капитан космического корабля. Я — начальник производства. И, несмотря на то, что чувство юмора у меня присутствует, люблю повеселиться и стараюсь избегать по жизни серьезных конфликтов, подчас приходится и голос повышать, призывая подчиненных к порядку и здравому смыслу. Так что свой персонаж очень хорошо понимаю.

— Быть начальником — не самая завидная доля для женщины…

— С другой стороны, что только наша современная женщина не умеет в этой жизни делать! Что там те кони и горящие избы? Да и на руководящем посту многое зависит не от полового признака, а от личных, индивидуальных качеств человека. Бывают и мужчины, которые совершенно не способны руководить.

— Дома тоже приходится руководить?

— Дома у нас начальник чаще всего Алеся. И надо признать, она из меня иногда веревки вьет — я позволяю, к сожалению. Если вы спросите меня о воспитании, скажу, что уверена: дети — это не собственность родителей. Задача последних не в том, чтобы жестко направлять детей в определенном направлении. Но объяснять в силу отсутствия у детей житейского опыта, чем может закончиться тот или иной выбор.

— Если вернуться к вашему пассажу об универсальности современной женщины, значит ли это, что для вас и гвоздь забить — не проблема?

— Опять же убеждена, что в семье каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Почему, например, считается, что те же гвозди забивать — непременно мужское дело? А если мужчина лучше готовит? Зачем тогда женщине стоять у плиты? Возвращаясь к тому самому гвоздю… я могу сама его забить. С третьего раза, попадая себе при этом по пальцам, но забью. Но навык забивать гвозди в данный момент у меня в зачаточном состоянии, поэтому я предпочитаю просить об этом того, кто сделает это лучше меня.

— Вас сегодня хоть изредка тянет в те места, где снималась “Гостья из будущего”?

— Абсолютно не тянет. Но с фильмом это никак не связано. Я вообще не люблю возвращаться туда, где мне что-то напоминает о самых приятных моментах в моей жизни. Когда видишь новыми глазами изменившиеся интерьеры, кроме грусти, это ничего не вызывает. У меня, во всяком случае, так. Мне обычно грустно оттого, что вижу совсем не то, что ожидала увидеть.

— Есть ли вообще в Москве место, где вы чувствуете себя наиболее комфортно?

— В Ботаническом саду. И еще в зоопарке, хотя там обычно слишком многолюдно. Зато там много животных, которых я любила и люблю. В этом мы, кстати, с Алисой Селезневой очень похожи.

— Можно любить животных и ставить над ними опыты?

— Хоть я и биолог, но мне повезло — никаких экспериментов над животными никогда не ставила. Был у меня в жизни случай, когда после окончания института тонкой химической технологии я должна была распределиться в такое место, где довольно-таки жестоко обращались с животными. Более того, именно я должна была стать живодером поневоле. Даже понимая, что этого требует наука, я не смогла. Даже предположить не могла, что мне придется резать крыс или лягушек. Разумеется, я нашла бы себе в этом случае оправдание. Но некомфортно мне бы потом было всю оставшуюся жизнь.

БУДУЩЕЕ


— Если мы доживем-таки до того дня, когда космолеты начнут совершать рейсы на Марс или Юпитер, вы будете в числе тех, кто выстроится в очередь за билетами?

— Скорее всего на борту космолета меня не будет. Не хочу я на те планеты, которые уже изучены с Земли. Они — безжизненны. Мне было бы интересно посетить планету, бурлящую своей собственной живностью. Но таких пока не нашли. А сидеть в жестяной банке, чтобы оказаться на бесплодной Луне, — эта перспектива меня вовсе не прельщает. По теории статистики и теории вероятности планеты с жизнью внеземного происхождения просто обязаны быть. Но до регулярных рейсов на такие планеты мы с вами вряд ли доживем. Может быть, правнуки…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру