Такой гуманный палач

Скотт Дерриксон: "Вы можете многое за малые деньги".

Москва принимает очередных высоких гостей из Голливуда. В столицу прибыли представители съемочной группы фильма "День, когда земля остановилась" – режиссер Скотт Дерриксон и исполнитель главной роли Киану Ривз. Фильм повествует об инопланетянине, который прилетает на Землю в поисках "земли обетованной" – его собственная планета уничтожена. Глядя на то, как безрассудно земляне относятся к природе, инопланетный разум приходит к единственному адекватному выводу – столь глупому виду не место на планете…

На счету Дерриксона всего несколько работ, однако фильмография красноречиво свидетельствует о том, что в спецэффектах режиссер поднаторел – с его подачи зрители увидели "Шесть демонов Эмили Роуз" и одну из серий фильма "Восставший из ада". "МК" удалось пообщаться с господином Дерриксоном с глазу на глаз.

– Складывается ощущение, что этот фильм не может похвастаться хэппи эндом. Ведь через несколько десятков лет инопланетяне вернутся, поймут, что человечество нисколько не изменилось, и тогда уж – пощады не жди. Так есть ли у человечества надежда, если сценарий фильма воплотится в жизнь? Или мы обречены?

– Наверное, я немного более оптимистичен, чем вы. Я верю, хочу верить, что если инопланетяне прибудут на Землю через несколько десятков лет, они увидят, что мы изменились. Во всяком случае, уже сейчас есть некоторые свидетельства того, что человечество задумалось о будущем. Мы уже чем-то жертвуем во благо планеты, чтобы получить шанс на выживание, получить шанс на то, что планета выживет. Финал фильма, с моей точки зрения, если не является счастливым, то, по крайней мере, максимально приближен к оному. Ведь инопланетянин в итоге дарует человечеству жизнь, поскольку понимает сущность человека, уникальность души; понимает то, что человек может измениться, особенно в условиях кризисной ситуации.

– Так в чем же состояла его миссия? Спасти Землю? Или спасти нас от нас самих?

– Спасти Землю, но несколько в более расширенном смысле. И мне очень нравится этот нюанс – надеюсь, удалось его передать. Герой Ривза говорит, что "планета Земля – одна из немногих во Вселенной, которая способна поддерживать жизнедеятельность высокоинтеллектуальных форм жизни". Он также уточняет, что сам прилетел с такой планеты. Его родная планета погибла – именно поэтому он так трепетно относится к Земле, которую мы так безрассудно уничтожаем. Именно поэтому он готов поставить под сомнение и, в конечном итоге, уничтожить вид, который столь бездумно транжирит вселенскую ценность.

– То есть, фактически, он является завоевателем.

– Да-да. Но в первую очередь он является видом, борющимся за выживание. Он одновременно и судья, и палач.

– Палач, который пытается освоить планету после того, как загубил свою, является захватчиком, разве не так?

– Ну, это не совсем верно. Мне кажется, он сказал… Как же там было в сценарии… Да, вроде как его планету уничтожила сверхновая – это была естественная, природная причина. Именно из-за того, что он и ему подобные потеряли свою планету, они были вынуждены искать другую, пригодную для существования.

– Как вы думаете, будет ли у землян потребность в подобных мерах, если дойдет до того, что мы будем вынуждены покинуть планету?

– Трудно сказать. Потребность в поисках альтернативной планеты, пригодной для заселения, возможно, возникнет в далеком будущем. Но пока это остается фантастикой. Смысл фильма был в том, чтобы показать, насколько велик наш потенциал в саморазрушении. В оригинальном фильме было показано, что человечество может уничтожить само себя в результате ядерной войны. Сейчас обстановка не настолько накалена, и все же мы продолжаем уничтожать себе подобных и саму природу. Даже без применения ядерного оружия. Фильм наглядно показывает, что человек все еще в состоянии проявить сострадание; что мы можем измениться, можем сделать выбор в пользу всего того доброго, что заложено в нас. И оригинальный фильм, и римейк наглядно доказывают, что в нас еще остались ресурсы для того, чтобы измениться.

– Снимать римейк – дело неблагодарное. Делать что-то, что уже сделано до тебя, необходимо так, чтобы новое оказалось лучше старого. Что в итоге вы добавили от себя? Чем римейк будет лучше оригинала?

– Причин, по которым я взялся за этот фильм, две. Во-первых, фильм 1951 года рассказывал о том, как инопланетяне наблюдают за землянами, пытаясь выяснить, способны ли мы развязать межгалактическую ядерную войну. Сюжет базировался на идее Холодной войны, столь популярной в то время. Мне бы очень хотелось воссоздать ту историю (об инопланетянах, наблюдающих за землянами), но я выбрал, как мне кажется, более злободневную тему – наш фильм о том, как все человечество, вне зависимости от рас и национальностей, уничтожает само себя. Мне казалось, что уже только это было достойной причиной для того, чтобы взяться за римейк. А во-вторых, мне очень понравился сюжет, но я понимаю, что немногие из современных зрителей его видели. Это не римейк фильма типа "Касабланка" или "Волшебник из страны Оз", которые, без сомнения, видели почти все. Я счел несправедливым тот факт, что столь хороший фильм многие не видели.

– Все, что вы перечислили, было произведено на "фабрике грез" в Голливуде. А каково ваше отношение к международному кинематографу?

– Мне нравятся голливудские фильмы, но они не относятся к разряду моих любимых. Тут у меня три категории. Предпочтение я отдаю американским картинам времен 70-х. На втором месте у меня европейский артхаус с середины 50-х до до начала 60-х. И замыкает мой персональный хит-парад японское кино – своим любимым японским режиссером я могу назвать Куросаву. Мне очень нравится Тарковский – постер его фильма "Жертвоприношение" висит у меня дома на стенке. Международный кинематограф оказал большое влияние на мое творчество. И мою любовь к нему я могу объяснить тем, что зарубежный кинематограф не является коммерческим. То есть, фильмы выпускаются, конечно, с целью получить прибыть. Но еще и для того, чтобы рассказать зрителям ту или иную историю, которая запала в душу сценаристу и режиссеру.

– Разумеется, в первую очередь интересует российский кинематограф. Как вы оцениваете потенциал наших режиссеров и актеров?

– Без сомнения. Я очень интересуюсь российским кинематографом – именно поэтому я согласился принять участие в этом турне. Не далее, чем вчера я посмотрел фильм "Адмирал". Пользуясь тем, что я в Москве, мне хотелось познакомиться с творчеством российских деятелей кино. Фильм мне очень понравился, я поразился, насколько масштабной получилась картина с учетом относительно скромного бюджета. Вы же понимаете, режиссер смотрит на картину совершенно другими глазами, не как обычный зритель. Не могу не отметить очень убедительную игру актеров – кастинг заслуживает похвалы. Мне понравилось то, как была преподана российская история – не с позиции большевиков, а с противоположной. Это было очень необычно. Что же касается Тимура Бекмамбетова, он произвел на Голливуд куда большее впечатление, чем россияне могут себе представить. Дело даже не в том, ЧТО он снял, а ЗА СКОЛЬКО он это снял. Думаю, американские студии окончательно убедил фильм "Ночной дозор" – очень эффектный, взрывной, захватывающий, мощный и при этом, опять же, относительно не дорогой. В Голливуде поняли, что "этот парень может сделать многое за малый счет". Так что это была финансовая сделка чистой воды. Но его профессионализм нельзя недооценивать. Как и многих других российских режиссеров. Может быть, я не столь хорошо знаком с их творчеством. Но я уже набрал с собой кучу дисков с российскими фильмами – надеюсь пересмотреть их дома, в более спокойной атмосфере.

– Что ж, когда вы приедете к нам в следующий раз, я вновь задам вам свой вопрос. Однако, возвращаясь к вашему творчеству. Теперь, когда эпопея с инопланетянами закончена, чем собираетесь заняться?

– Следующая картина, за которую мне бы очень хотелось взяться – киноверсия классической поэмы Джона Милтона "Потерянный рай". Сценарий уже закончен, и съемки должны начаться в самое ближайшее время на студии Warner Bros. Это будет высокобюджетная эпопея о борьбе Бога с Люцифером.

– Не знаю, смотрели ли вы фильм "Семь", но, похоже, кинематографисты сейчас всерьез занялись сценариями по книгам, которые использовали главные герои картины – детективы Миллз и Сомерсет. Я знаю, что началась работа над "Божественной комедией" Данте, теперь вы беретесь за "Потерянный рай". Что это – творческий порыв или веяние времени?

– Перечисленные вами произведения – что ж, они настоль гениальны, что до сих пор являются актуальными. Они не подвластны времени. Не могу говорить за Данте, но что касается "Потерянного рая" – за него никто не рисковал браться просто потому, что не было технологий для осуществления этой идеи. Что же касается фильма "Семь", то он входит в десятку моих самых любимых фильмов. Мне кажется, что Финчеру удалось показать, что же на самом деле значит "быть человеком". Он вскрывает самые потаенные уголки человеческой сущности.

– Раз уж вам предстоит описывать борьбу Бога с Сатаной, как вы относитесь к религиозному аспекту в фильме "Семь"?

– Мне кажется, что "Семь", насколько бы ни был фильм темным и кровавым, очень высокоморальный фильм. И насколько бы ни было ужасающим видение Джона Доу, он во многом прав. Сцена в машине, когда маньяк объясняет свои преступления, – она действительно не по-детски задела меня. Я просто не был готов услышать столь жестокую, убийственную и, вместе с тем, непреложную истину: "Мы сталкиваемся со смертными грехами ежедневно, видим их на каждом углу, но проходим мимо, делая вид, что не замечаем. Что-то шокирующее должно произойти. Просто для того, чтобы люди проснулись и посмотрели, во что они превратились". Для меня именно в этом ценность фильма – он заставляет (и Финчер идеально удалось передать именно этот аспект) задуматься, на сколько примеров аморального поведения мы готовы закрывать глаза в современном мире.

– Вы закладывали какой-то религиозный подтекст в "День, когда Земля остановилась"?

– Не настолько, насколько это было выражено в оригинальной версии картины. Тогда красной нитью по всему сюжету прослеживалась тема Иисуса Христа. Хотя общая структура уже не нова. Судите сами – некий чужак, "белая ворона" появляется в некоем сообществе, меняет общее мировоззрение, жертвует собой и исчезает. Этот сюжет был обыгран многими режиссерами – "Инопланетянин", "Храброе сердце", "Матрица". Перечислять можно довольно долго. Не думаю, что мы слишком удалились от этой общей темы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру