Иногда они возвращаются

Алексей Рыбников вспомнил "Звезду и Смерть".

Спустя тридцать два года после сенсационной премьеры в театре имени Ленинского комсомола первой российской рок-оперы "Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты" легендарный спектакль вернулся в кардинально новом обличии. Его сыграли в концертном зале "Мир". Пожалуй, впервые на русской сцене появилась национальное рок-шоу с элементами драматического спектакля.

Нужно ли сравнивать нового "Мурьетту" с ленкомовской легендой? Есть отличная партитура Алексея Рыбникова, есть прекрасное либретто Павла Грушко, написанное на основе сочных стихов чилийского поэта-демократа Пабло Неруды. Русская рок-опера – товар штучный. Их можно перечислить по пальцам одного из персонажей спектакля – Трехпалого (Арман Хачатрян). Причем автор двух названий из этого "супершорт листа" – все тот же Рыбников. А потому зрители старшего поколения неизбежно вспомнят драматическую актерскую постановку, в которой Хоакином был Александр Абдулов, а Смертью – Николай Караченцов. Как вспомнят и режиссуру Марка Захарова, который впервые в советском театре поставил спектакль по неведомым советскому зрителю законам драматургии рок-альбома. Зато молодым все будет в новинку: богатая хитами музыка, уникальное по органичности сочетание стилистики рока с русской речью, и, самое главное, – роковая манера пения, которая в отечественном шоу-бизнесе давно превратилась в раритет.

Молодые артисты Светлана Светикова (Тереса) и Дмитрий Колдун (Хоакин) прошли через Фабрику Звезд и школу нового российского мюзикла. Казалось бы, им негде было постичь приемы рок-вокала, столь не похожего ни на мюзикловое пение, ни, тем более, на попсовое. И все же ребятам удалось преодолеть стереотипы и спеть настоящий рок. Тем более это удалось Игорю Сандлеру (Смерть), известному в клубной среде исполнителю авторского рок-шоу.

И, наконец, рок-группа Дмитрия Четвергова, которая задала настоящий хард-роковый драйв и завершила превращение некогда драматического спектакля в инсценированный рок-альбом с громким стадионным саундом  и эффектным оформлением Теодора Тэжика: два вулкана, мешки с колониальными товарами по авансцене, радужный задник и настоящий американский салун.

Все делается вживую и делается качественно. Режиссура Александра Рыхлова сведена к условному разведению мизансцен. Но, возможно, большего и не надо: там, где на первом месте законы рок-концерта, все остальное – вторично. Главное действующее лицо рок-оперы "Звезда и Смерть Хоакины Мурьетты" – музыка, которая звучит, пожалуй, еще более ошеломляюще, чем тридцать лет назад, когда мы были избалованы Рыбниковым, Артемьевым, Дашкевичем, Гладковым, Максимом Дунаевским. Теперь, наслушавшись банальностей и безликого плагиата, особенно ценишь уровень партитуры "Звезды и Смерти". Возможно, в новом формате эта вечная музыка скорее дойдет до ушей молодого поколения, что поможет этому самому поколению установить для себя правильную систему художественных координат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру