Бессменный рулевой “Ералаша” время от времени становится лакомой персоной для прессы. И хотя поводы для слухов он давал нечасто, его периодически обвиняли то в отсутствии чувства юмора, то в упадке детского киножурнала, а то и... в педофилии. Но Борис Грачевский ко всему этому относится с иронией.
О своем новом увлечении большим кино, состоянии юмора на отечественной эстраде, сплетнях в Интернете и обвинениях его в любви к лолитам Грачевский как на духу рассказал “МК”.
— Борис Юрьевич, вы ведь всегда снимали короткометражные сюжеты для “Ералаша”. А сейчас, говорят, замахнулись как режиссер и сценарист на большое кино. Не страшно?
— Страшно, но страшно интересно! Хочется, как у Анны Ахматовой: “И все-таки услышат голос мой, и все-таки опять ему поверят”. Я это к тому, что всегда боролся и доказывал: могу много еще чего. Сейчас вот сыграл полководца Суворова в передаче “Слава богу, ты пришел!” Выкрутился. Все знакомые говорят, что я молодец.
— Так что все-таки с вашим фильмом?
— Я с этим сценарием работаю два года. Когда мне его принесли, он меня очень увлек. Но вдруг я понял, что он настолько жесткий, что я как педагог просто не имею права его снимать. Тогда решил доработать его и снять кино о том, как часто взрослым наплевать на своих детей.
— Юмором в картине и не пахнет?
— Нет. Хотя там есть какие-то смешные сцены. А так это жесткая картина, которая, правда, заканчивается хорошо. Но зритель будет охать и ахать, переживая за главных героинь. В центре картины три подружки — двенадцатилетние девочки. Будет много пронзительных сцен, где сердце должно вырываться из груди. Кино начинается с крыши, где эти девочки собираются вместе поболтать и посекретничать, и заканчивается этой же крышей, где они стоят на ее краю.
Много перипетий, много блистательных артистов: Мария Шукшина, Саша Носик, Валерий Гаркалин, который сыграет совсем не комедийную роль талантливого, но спившегося скрипача. Да он и сам после инфаркта и клинической смерти совсем другим стал. Ольга Прокофьева тоже играет драматическую роль. Ничего смешного. Лариса Гузеева, Анатолий Журавлев и Артем Артемьев, Евдокия Германова — это основной ансамбль. Таких актеров очень трудно собрать. Они практически “съели” весь мой бюджет. Но ради них все можно. Я хотел уникальности. Мне очень хочется снять кино, чтобы люди плакали, чтобы они поняли: дети — это такие хрупкие и тонкие создания. Особенно когда им 12 лет. Я выбрал самый сложный возраст.
— Говорите, артисты весь бюджет “съели”. Особенно странно слышать о деньгах, когда все говорят о кризисе.
— А у нас как не было денег, так их и нет.
— Но многие сворачивают съемки большого кино, а вы начинаете.
— Я снимаю очень низкобюджетное кино. Сам работаю без гонорара.
— Наверное, уже представляли, какие будут на сей счет критические материалы в прессе?
— Да, например, вижу такой заголовок: “У Грачевского поехала крыша”. Или: “Педофил наконец-то открыл свое лицо”. Или: “Вот кто воспитывал 35 лет наших детей”. Я иногда читаю о себе в Инете.
— И что, один негатив?
— Много. В одном сюжете у девочки на секунду поднимается юбочка, видны трусики. Тут же появились материалы: “Жуткий педофил десять секунд показывал нам полуголую попку подростка! Гореть ему в адском огне!”
Оказывается, Интернет вскрывает гнусные и мелкие человеческие пороки. Оказывается, сколько мерзости и грязи может сказать человек, спрятавшись за чужое имя или фотографию! И Сеть это все терпит. И иногда возникает ощущение, что так думает весь народ. Но он же так не думает?
“Написал песню — все рыдают!”