Законы стай

Почему настоящие поп-герои рождаются раз в пятилетку?

29 января 2009 в 17:19, просмотров: 1665

Сегодня — продолжение и завершение краткого, но беспрецедентно глобального обзора по стилям, направлениям и их носителям в отечественной поп-музыке, предпринятого “ЗД” в связи с подведением итогов года и накануне церемонии ZD Awards 2008. На прошлой неделе мы исследовали положение дел в “базисных” жанрах — роке и попе, а также отметили революционную сущность Интернета для судеб современной музыки. Сегодня — на сладкое — женские истории в роке (о традиционных эстрадных звездах и примадоннах речь шла уже в прошлый раз) и самые актуальные тренды…

Хип-хоп. Текста на стенах

Здесь тексты принято называть “текста” с ударением на а и делать татуировку с названием своего проекта от локтя до кисти. Они носят широкие штаны и кепки, устраивают публичные батлы и считают, что своим речитативом несут миру правду и справедливость. Хип-хоп забрал язык у онемевшего рока и взял на себя роль культуры протеста.

За последнее десятилетие из редких случаев рэп-вспышек созрело вполне достойное хип-хоп-движение в нашей стране. Как истинный андеграунд оно вырастало в провинции. Культовая рэп-группа “Каста” воспела свой родной город Ростов-на-Дону. Расширенная версия этой группы из трех человек называется “Объединенная Каста” — в ее состав входит около 20 человек. Из Ростова же и популярный сейчас житель Москвы Баста-Ноггано, и настоящий поэт от хип-хопа Олег Груз. К этой же компании можно присоединить и довольно известного поэта-рэпера Сэта и дуэт “Триада” из Краснодара.

Питер как культурная столица не мог оставаться в стороне от активного хип-хоп-процесса. Самой известной рэп-ласточкой с берегов Невы была группа Bad Balance с Михеем в начале своей истории. Из Питера же вышла популярная ныне группа Krec, отсюда активно набирающий обороты рэпер Смоки Мо. Он, кстати, входит в одну из ярчайших питерских рэп-тусовок Def Joint, где также состоят D.Masta, Крип А Крип, Кажэ Обойма, Gunmakaz, L-Brus, Rena, Zambazi, Fike, Витек, Meloman, Lil Kong. Товарища, который называет себя Roc Dog, считают одним из лучших бит-мейкеров Санкт-Петербурга. В 2000-х неплохо выступала питерская группа 2H Company, но в последние пару лет о них мало что слышно. Благодаря скандалу с продюсером Виктором Дробышем стала известна питерская рэп-трэш-группа “Кач”. Этим летом в широкие радиоэфиры с треком “Вдох-Выдох” вышла питерская группа “Т9”.

Не последнее место в хип-хопе занимают V-Style из Владивостока — это объединение лучших владивостокских МС, которые работают не на центральную часть России, а делают упор именно на Дальний Восток, включая Китай, Корею и Японию.

Третий краеугольный камень российского хип-хопа — конечно, Москва, которая не только ретранслирует на всю страну прорвавшиеся к вершинам таланты, но и выдает кое-что свое. Еще недавно культовая московская рэп-семья “Ю.Г.” больше не существует. Зато до сих пор издаются красивое поэтичное “Многоточие” и “Красное дерево”, “Дабац”, “Туши Свет Band”, “Кровосток”, “МАО”. Здесь часто светятся 5Плюх, МС Чек, Батишта, МС Белый, DJ Scream, Паук, Le Truk (новый псевдоним Децла). В Москве же работают Гек, Карандаш, Noize MC и “ОдноНо”. Самой же популярной московской рэп-командой в этом году стала Centr, названная в честь Центрального административного округа столицы — места обитания трех рэперов Гуфа, Слима и Птахи, которые и составляют группу. Весной 2008-го они вышли в мейнстрим благодаря клипу на песню “Город дорог”, снятому режиссером Резо Гигиниешвили и прокрученному на популярных музыкальных каналах. Московский поп-рэпер Тимати сотрудничает с различными артистами поп-сцены, его клипы берут в ротацию мейнстримовые каналы. Но, несмотря на известность, он не пользуется признанием в рэп-тусовке. Говорят, что артист сильно перегибает палку в стиле “я самый пи*датый” и тем самым портит имидж российской хип-хоп-культуры в целом в глазах несведущих граждан.

Хип-хоп-культуру характеризуют особенная семейственность и доброта. Из-за того, что наши рэперы в большинстве своем люди небогатые — на корпоративы их не зовут, делить им нечего, они, напротив, стараются помочь друг другу засветиться. Если один вдруг стал популярен, он тянет за собой друзей, упоминая их в треках и делая совместные записи. Чаще всего клипы выпускают смешанные, редко когда выходит видео, целиком посвященное одному артисту. Здесь больше любуются своей стаей, чем самим собой. Темы вечные — улица, легкие наркотики, разборки с милицией и между собой, предательства, грубая правда жизни с редкими вкраплениями любовных мотивов. Главное, чтобы все было искренне, “тру”. Здесь есть и настоящие поэты-философы, которые даже переводят хип-хоп в сферу арта. Так, “ОдноНо” и Гек записывают совместный проект “Плоды мирового расцвета”, в котором читают стихи Хлебникова, Хармса, Пушкина, Введенского и Маяковского.

Особняком от всего движения стоит вышедший из секс-скандального “Мальчишника” начала 90-х Дельфин. И хотя в начале сольного творчества Дельфин часто использовал тему наркотиков, сейчас он ушел в жесткую философию жизни, перекрыв свою музыку электроникой. Так что относить его к хип-хопу толком даже и нельзя.

Точно так же в стороне от рэп-возни с батлами и прочим стоит украинская группа “Бумбокс”, которая использует Россию очень честно — приезжает зарабатывать здесь деньги. При этом делает это крайне качественно — их соул-хип-хоп-продукт по красоте и качеству стал сенсацией в России в этом году.

Отростком хип-хоп-культуры стали фанк- и регги-движение. Группы, работающие в этих направлениях, не так популярны и малочисленны. В фанке это Cheese People, МАО, Urban Funck Army, Clean Tone, Феликс Лахути, “Черта”, KNR. В раста-регги можно выделить старейшую группу Jah Division, Dub TV, Рома ВРП, “Дабац”.

Гоп-хоп. Новый мейнстрим

Но по-настоящему мейнстримовым стало гоп-хоп-движение, разыгранное Ноггано, Сявой и Витей АК-47. Крайняя степень речитатива “пацанчиков с райончика”, в которую кто-то впал от скуки, а кто-то ради славы, почувствовав тренд. “Жора, где ты был?” и “Бодрячком, пацанчики” стали гимнами российского хип-хопа в 2008 году. Причем за потоком грязи и мата здесь стоят вполне приличные люди. Как и в случае с кровавыми реками пародии на гангста-рэп “Кровостока”. Участники этой группы также принадлежат к числу пушистой творческой интеллигенции. Но “Кровосток”, первый альбом которого был обласкан гламурной богемой столицы, скоро надоел своему слушателю. Такая же судьба, похоже, ждет и остальных гоп-хоперов.

Электроника

Это, пожалуй, единственное направление, где невозможна передача какого-либо месседжа. Музыканты стараются повлиять на физическое состояние слушателя — заставить человека танцевать, полностью расслабиться, испытывать радость или светлую грусть. В основном, конечно, танцевать. Электроникой принято считать клубную культуру, в которой работают тысячи диджеев по всей стране. В каждом, даже захудалом клубе есть свой резидент. А столичные звезды диджеинга гастролируют по всей стране, назначая гонорары, сравнимые с гонорарами поп-звезд и рок-команд. Здесь есть свои легенды типа Листа и ветераны типа Грува. Есть своя попса типа Смэша, Руденко и Кати Чеховой (проект закрылся перед Новым годом). Интересных и любимых публикой диджеев много: Град, Фонарь, Mike Spirit, Swanky Tunes, Bobina, Катрин Весна, Иван Рудык, Санчес, Viper, Цветкоff, Anton Neumark, Кореец, Японец и многие другие. Компания эта довольно веселая и по духу — расслабленная. Но помимо диджеев в электронике работают и полноценные многолюдные коллективы, как Moscow Grooves Institute, подаривший миру хит “Хризантемы”, Second Hand Band, Dsh!Dsh!.

Женские “прокладки”

Женщин на альтернативной сцене не так уж и мало, помимо Земфиры, Арбениной, Сургановой и Арефьевой, от которых уже примерно понятно чего ожидать. Есть лица нового женского рока — Мара, Чичерина, Юта, которые находятся в постоянном музыкальном поиске и никак не могут остановиться на чем-то одном. Их движения от софт-рока в джаз, электро и акустику больше похожи на торможение на старте. Возобновлена жизнь группы “Маша и медведи”, но Маша Макарова также экспериментирует и с электроникой — создала танцевальный проект Ya Maha. При этом она участвует в этнопроекте Safety Magic. На их фоне становятся популярными нежная поп-рок-артистка Таня Зыкина и отрывная этно-поп-группа “Михална”.  Успешно работают и популярная психоделик-этно-певица Инна Желанная, и фолк-рокерша Хелависа из “Мельницы”. Любопытна в этнике группа Zveta Sventana.

Девичья поп-рок группа “Ранетки” — единственный полностью продюсерский проект в этой женской истории. Анимешный образ старшеклассниц с гитарами до них пытались использовать “Ромашки”, но до публики им добраться не удалось. Зато “Ранетки” сыграли в телесериале про самих себя. И теперь они — настоящая рок-группа из кино, самые популярные девочки в нашей стране.

* * *

Однако вряд ли мы погрешим против истины, если станем утверждать, что в море стилистического разнообразия и жанровой многоголосицы, в котором “ЗД” плавает уже второй выпуск кряду, наиболее бескомпромиссно героем сезона можно назвать Петра Налича (с той самой, где “Gitar, gitar, gitar, come to my buduar”). Видимо, потому, что он сумел смешать в один коктейль массу музыкальных направлений, над которыми другие потеют по отдельности. Показал продуктивность синтетического, а не “моногамного” жанра. И публика с удовольствием скушала именно этот смешанный продукт.

Вся эта разнокалиберная толпа — только вершина айсберга музыкального движения в нашей стране. В каждом более-менее большом городе — своя рэп-школа, свой рок-клуб, свои поп-звезды и культовые диджеи. Массово доступны различные музыкальные языки, не запрещено ни одно движение, свобода и анархия в Интернете — самом массовом средстве информации, доступном каждому. Все это вызывает ежедневный приток новой крови в музыкальное пространство и такой же ежедневный отток. Не получив быстрого признания, многие оставляют попытки пробиться на большую сцену и уходят из музыки назад в материальную жизнь. С каждым годом становится все сложнее отслеживать слияния стилей, для простоты стало принято придумывать себе стиль самостоятельно. Из-за растущего у публики уважения и доверия к собственному вкусу множатся мелкие герои с гитарами и без. И тенденция эта будет только прогрессировать. Большие же звезды как рождались раз в пятилетку, так и будут прорываться из этого моря по капле.



Партнеры