Немножко русский каннибал

На кинофестивале в Сан-Себастьяне секс-меньшинства выбрали нашего парня

Перед одним из просмотров кинофестиваля в испанском Сан-Себастьяне какие-то люди вручали всем входившим в зал листовки. На них в эмблему фестиваля был впечатан палестинский флаг. Затем шел текст: «Израильских фильмов – 3 , палестинских фильмов – 0».

На кинофестивале в Сан-Себастьяне секс-меньшинства выбрали нашего парня

Люди, вручавшие листовки, не были похожи на страдальцев с Ближнего Востока Скорее всего, они являлись теми, кого незабвенный Владимир Ильич назвал «полезными идиотами». По их логике, палестинские картины должны присутствовать в программе только потому, что они – палестинские. А уж если взяты три израильских ленты, то палестинских должно быть никак не меньше пяти. И не имеет для подобных товарищей значения тот факт, что в прошлом году, в конкурсе юбилейного фестиваля наличествовала ливано-катаро-французская «Атака», впрямую оправдывающая смертницу, взорвавшую себя в тель-авивском ресторане, где обедали дети. В прошлом году было, и в этом быть должно.

Не так ли и мы все время страдаем, почему же нет наших прекрасных фильмов здесь, на баскской земле. Украинскую картину взяли в одну из программ, литовско-латышскую тоже. А мы-то как же? Не пора ли и нам изготовить листовки с триколором?

Этот год продемонстрировал с предельной наглядностью – узы, связывающие кинофестиваль в Сан Себастьяне с нашей страной гораздо крепче, чем кто-либо мог предполагать. Наши картины здесь нынче без надобности потому, что баскская Доностия (так звучит название города на языке коренных жителей) взяла от нас нечто куда более интересное. Впрочем, обо всем по порядку.

Конкурсная программа была ровной и на редкость приличной. Не было скандалов, эпатажа и попыток развивать киноязык, достаточно уже усовершенствованный в середине прошлого столетия. Фильмы было просто интересно смотреть, что для современного кинематографа - уже огромное достижение. Вершиной конкурсной программы стала лента французского классика Бертрана Тавернье «Набережная Орсе» - блистательная политическая сатира, в центре которой – вымышленная фигура министра иностранных дел. Ветеран французского актерского цеха Тьери Лермит прекрасен в роли человека-урагана. Под стать ему – Нильс Ареступ в облике его тихого советника-интеллектуала, Джейн Биркин, появляющаяся в эпизодической роли нобелевской лауреатки. Но главное, конечно, сам мастер Тавернье, сумевший в свои уже весьма преклонные годы создать такое энергичное, мощное, удивительно молодое кино. Шквал зрительских оваций стал едва ли не самым ценным призом классику, сумевшему сохранить юношеский кинематографический задор во время всеобщей киноусталости.

В финальном вердикте жюри «Набережной Орсе» достанется приз за сценарий, что, конечно, справедливо. Но кто же тогда увезет «Золотые раковины» за лучший фильм, лучшую режиссуру? Лучшим фильмом признаны «Непослушные волосы» венесуэльско-перуанского производства, а лучшим режиссером – мексиканец Фернандо Эймке, поставивший «Клуб Сандвич». Лучшей актрисой оказалась испанка Мариан Альварес, исполнившая главную роль в «Раненой», ну а приз за операторскую работу взял Пау Эстеве Бирба, снявший «Каннибала». Почему?Отвечая на этот вопрос, можно понять также причину стойкого нежелания фестиваля включать в программу российские ленты.

Подобно тому, как Московский кинофестиваль в коммунистические годы был сконцентрирован на показе прогрессивных картин из Афганистана, Вьетнама и Никарагуа, боровшихся с американским империализмом, кинопраздник в баскском курортном городе решил посвятить себя кинематографу стран, говорящих по- испански. Дела в современном кино так плохи, что хороших картин после Канн и Венеции просто не остается. А в самой Испании и в Латинской Америке их снимается так много, и они так не нужны на Круазетт и Лидо, что приглашение в Сан-Себастьян воспринимается создателями картин, как высшее счастье. Четверо из семи членов большого жюри представляли Испанию и Латинскую Америку. Стоит ли удивляться, что практически все главные призы остались в испаноязычном мире? Правда, в создании «Непослушных волос» участвовал германский капитал. А «Каннибал» - продукция Испании, Румынии, Франции и, почему-то, России. Главное же в том, что действие фильма –победителя разворачивается в Каракасе, а лучший оператор фестиваля демонстрирует нам красоты Гранады.

Кинофествиаль в Сан- Себастьяне сделал естественный для себя выбор. Когда-то в конкурсе ММКФ участвовала выдающаяся лента Стенли Кубрика «2001. Космическая Одиссея». Она получила лишь приз технической комиссии. В 2013 году в конкурсе Сан-Себастьяна, помимо Тавернье, участвовали и не получили вообще ничего Атом Эгоян с «Дьявольским узлом», Денни Вильнёв с «Врагом», Гётц Шпильман с «Октябрем-ноябрем», Ясмина Жбанич с лентой «Для тех, кто не умеет рассказывать сказки»… Они, что, все хуже сеньора Эймке?

Думается ,организаторам фестиваля надо быть честнее московских товарищей и пойти по советскому пути до конца. Пусть уж в Страну Басков приезжают только испаноязычные кинематографисты. Тогда исчезнет неловкость. Все равно ведь никто за пределами Венесуэлы, Перу, Боливии и Эквадора никогда не увидит «Непослушные волосы» и даже не узнает об их существовании. Да и «Клуб Сэндвич» с его «удивительной» режиссурой вряд ли поразит кого-нибудь за пределами Мехико. Когда же подобным картинам присуждаются призы восьмого по значению фестиваля мира (где-то довелось узнать о существовании некоей табели о рангах киносмотров) , то это может и должно восприниматься только , как очередное свидетельство падения престижа фестивального движения.

Впрочем, и в этом устроители Сан-Себастьяна следуют заветам советских товарищей. В Москве призы никого не интересовали. Все стремились попасть на картины, которые показывались вне конкурса. В этом году в Сан-Себастьяне такими же негласными триумфаторами стали «Пленницы» Денни Вильнёва, которые представил аж сам Хью Джексон и новая картина Алекса де ла Иглесия «Ведьмы из Сугаррамурди», на премьере которой появился Марио Касас.

«Пленницы» уже демонстрируются на наших экранах, а «Ведьмам» лишь предстоит на них оказаться. Даже, как уверяют, Касас прибудет и в Москву. Критик Плахов как-то назвал испанского кумира девчонок новым Бандерасом. Изумившись такому сравнению в первую секунду, я вскоре понял, что в главном коллега прав. И Бандерас, и Касас претендуют на место главного латинского любовника современного экрана. И тому, и другому для этого не хватает очень важных вещей. Сеньору Антонио – мужественности .В ранних, скажем так, нежных лентах Альмодовара он все-таки более естествен ,чем в поздних голливудских экзерсисах на тему мачо. Что же касается сеньора Марио, то ему, как представляется, не помешало бы немного изящества и самоиронии. Когда в «Трех метрах над уровнем неба » он предстает перед нами в одежде (такое случается в этой картине), то вызывает ассоциации с комсомольским вожаком из советских лент. Того и гляди станет призывать массы перевыполнить производственный план… Так вот, в «Ведьмах» режиссер как раз и предлагает артисту поиронизировать над образом сильного мужчины. В фантасмагории на тему власти женщин Марио Касас играет туповатого приятеля главного героя и доказывает нам, что он – весьма неплохой комедийный актер. Это, повторяю, несколько разочарует девочек, но, быть может, продвинет артиста к тому месту, которое он – теперь уже ясно – сможет занять в испанском кино.

Премьера «Ведьм» (кстати, Сугаррамурди – баскский городок), прибытие Касаса и повышение его актерского статуса после этой картины вполне вписывается в концепцию главного испаноязычного фестваля. В рамках этой концепции можно даже гадать, почему студия СТВ и Сергей Сельянов значатся сопродюсерами «Каннибала», в котором нет ни слова, ни звука, ни кадра, с Россией связанного. В конце концов, продюсеры – они на то продюсеры и есть. Что хотят, то и продюсируют. Историю гламурного портного, убивающего дамочек и поедающего их, очень красивую и элегичную, без насилия (все – за кадром) можно показать и в России. Сторонникам всесокрушающей нравственности не с чем будет бороться.

Кстати, если уж продолжать разговор о взаимоотношениях кинофестиваля в Стране Басков и нашей любимой Родины, то нельзя не отметить, что в этом году впервые в Сан-Себастьяне вручали премию ЛГТБ сообщества. Претенденты были, разумеется, из испаноязычных государств, но в буклете, изданном к событию, на первой же странице был изображен парень с русским плакатом .Чтоб уж ни у кого не оставалось сомнений в том, почему данная премия была основана именно сейчас.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру