Долгое прощание

Премия «Элем» вручена фильму «Антон тут рядом»

28.11.2013 в 21:11, просмотров: 2270

28 февраля в московском кинотеатре «Иллюзион» вручена премия «Элем» за лучший фильм 2012 года. Ее обладателем стала киновед, а теперь и режиссер Любовь Аркус, снявшая документальный фильм «Антон тут рядом» о мальчике-аутисте. Премия учреждена в 2011 году общественной организаций КиноСоюз, возникшей в пику Союзу кинематографистов под руководством Никиты Михалкова. Вручается она в третий раз.

Долгое прощание
Кадр из фильма "Агония"

По регламенту члены КиноСоюза голосуют на его сайте за фильмы, которые им кажутся лучшими. В список для голосования были внесены полнометражные игровые, документальные и анимационные ленты, вышедшие в прокат с 1 января по 31 декабря 2012 года. Оценки выставлялись по десятибалльной системе.

Премии носит имя кинорежиссера Элема Климова. В день ее вручения в «Иллюзионе» показали его ранний фильм с «неправильным» названием «Жиних», снятый в 1960 году еще во время учебы во ВГИКе, а также «Родину электричества» Ларисы Шепитько тоже вгиковской поры. Фильм датируется 1967/1987 годами, поскольку в свое время было приказано его смыть. Чудом уцелела единственная копия. Все эти показы проходят в рамках программы «Эйфория. Памяти Элема Климова и Ларисы Шепитько» и продлятся до 7 декабря. А посвящены они двум кинорежиссерам, которые навеки связаны, как муж и жена, как верные соратники. После гибели Ларисы Шепитько в автокатастрофе 1979 года во время съемок фильма «Прощание с Матерой», Климов закончил фильм сам, назвав его «Прощание». Другие картины Ларисы Шепитько рождались в условиях жесткой цензуры, будь то «Крылья» или «Ты и я». Их тоже можно будет посмотреть в «Иллюзионе», как и «Восхождение» - пожалуй, главный ее фильм.

Судьба картин Климова оказалась не менее трудной. «Иди и смотри», «Агонию закрывали, а потом возобновляли производство через с перерывом в семь лет. Даже законченная «Агония» пролежала на «полке» десятилетие. Ею и закроется «Эйфория». 6 декабря покажут документальную картину «Лариса», снятую Элемом Климовым в память о Ларисе Шепитько. Те, кто бывали у него дома уже перед смертью, видели, что вся квартира увешана портретами покойной жены, а на экране телевизора постоянно шел фильм «Лариса».

Элем Климов, будучи уже зрелым человеком, начал писать стихи в стиле панк. Исписанные страницы укладывал в сумку и взвешивал на напольных весах. В те постперестроечные годы он сильно переживал, что у людей на месте глаз крутятся монеты. Пришествие живых мертвецов, как он сам выразился, Климов предугадал еще в «Агонии», сняв сцена мертвого Распутина. В окончательную версию она не вошла.

Элем Климов ушел из жизни 27 октября 2003 года, но вечер памяти в силу разных причин провели только 28 ноября. По воспоминаниям коллег, всю жизнь его преследовали напасти. Как рассказывают очевидцы, 10 лет назад происходило много странного. Даже близкие люди думали, что он захочет быть похороненным рядом с Ларисой Шепитько на Кунцевском кладбище. Но Климов пожелал лежать рядом с отцом на Троекуровском кладбище, на знаменитом 1 участке, где хоронили партийных деятелей. Отец Климова работал в Комитете народного контроля при ЦК КПСС. В последний момент выяснилось, что хоронить там нельзя: могила зацементирована. Дали указание – вскрывать. Подогнали специальную технику. А потом не могли никак закопать: земли было мало, и проваливалась она как в бездонную яму. Пришлось пригонять грузовик с землей. Кинорежиссер Глеб Панфилов первым заговорил о необходимости отпевания. Но выяснилось, что с именем Элем, а оно возникло путем сложения трех фамилий — Энгельс, Ленин и Маркс, это невозможно. Но Панфилов пообещал найти священника, который все сделает, как положено, но для этого потребуется, давать чуть ли ни другое имя усопшему. Шла вторая половина дня, все собрались. Боялись, что скоро и хоронить будет нельзя, так как солнце уходит. А Панфилов со священником застряли в пробке. Скорее всего, эта история обросла домыслами, но в памяти людей она осталась именно такой.



Партнеры