Не спешите в ад, без вас там не начнут

Еще раз о кино

22 января 2014 в 11:48, просмотров: 3441

Постоянный друг "МК", писатель и богослов, живущий в США, Михаил Моргулис делится своими мыслями о кино. Недавно он прочел лекцию в Нью-Йоркском колледже искусств. В ней прозвучало немало неординарных мыслей, которые, несомненно будут интересны и российскому читателю.

Не спешите в ад, без вас там не начнут
фото: Сергей Бычков
Майкл Моргулис

В большинстве новых фильмов, как и в новых песнях, текст перестал играть серьёзное значение. Он только дополнение к музыке, ритму, или киноэффектам. Поэтому, такие фильмы и песни перестали быть сообщениями для души и сердца человека. Они волнуют только верхний слой эмоциональной нервной системы. А слово, которое является самым важным средством общения, центральным звеном соединения между людьми, утратило свою главенствующую роль. Всё это - последствие деградации человеческого духа и, как результат, понижение общего уровня образования. Образованность стала узконаправленной, в сторону лишь одной из областей науки и экономики. Деградация кино и песни - это их трагедия, хотя кино является одним из самых массовых увлечений современной жизни. Происходит сползание в первобытное состояние, когда наши предки общались с помощью минимального запаса слов, больше звуками и междометиями. Наши потомки, если жизнь продолжится, будут удивлены таким резким спадом в состоянии нашей культуры. А может быть тут и кроется разгадка, почему это происходит? В век стадной культуры, стирающей грани индивидуальности в зрителе, эта субкультура, ищущая сбыта, интуитивно подгоняется её пастухами под массовое деградированное состояние общества.

Естественно, подобные изменения также являются отражением процесса, в котором высокая технология рвётся к невероятным высотам. Но в этом процессе внезапно возникла опасная диспропорция: чем выше технология, тем ниже культура. Раньше некоторыми мыслителями высказывались опасения, что такое может произойти. Но вечные оптимисты утверждали, что с развитием технологии будет увеличиваться культурный и нравственный уровень человека. Всё оказалось наоборот. Теперь лишь только у единиц возрастает уровень культуры и понимание значения своего существования. У большинства же, всё превращается в простой отсчёт. Суметь за короткое время жизни на земле получить максимум примитивных радостей и удовольствий – развлечения в сладком рабстве компьютера, не стесняемый ничем секс, превращающийся в один из видов развлекательной компьютерной игры, песни с двумя-тремя разборчивыми словами, фильмы с фантастическими трюками, при диалогах на уровне папуасов.

Но вопреки всему, жив во мне дикий виноградизм-парадоксизм, смысл которого в том, что если цивилизация продолжится, то культура человеческая совершит духовные взлёты, она поднимется на высоту и наполнится достойными рассуждениями и мыслями, на которые способно творение Всевышнего – человек. А вот сегодняшняя культура, это во многом, барахтанье человечества в болоте примитивности, с выхолощенным сознанием и потухшей душой. Знаю, что есть тысячи сохранившихся людей, но против них миллиарды.

Фильм может считаться высоким, если при удалении из него всех эффектов и трюков, вы расслышите в нём необходимые вашей душе слова, почувствуете паузы и подтексты. И всё это, не покажется вам набором слов, разучиваемых в школе для детей со слабым умственным развитием. А покажется важным посланием автора и режиссёра разуму и душе человека. Так, наверное, проверяется киноисскуство.

В сценариях фильмов важно использовать обобщающие философские, с оттенком юмора фразы, которые заменяют длинные монологи и диалоги. Возьму к примеру сентенцию: «Любви и денег никогда не бывает слишком много, их всегда не хватает». Или: «Время – лучший учитель, но все его ученики в конце концов погибают», "Не спешите в ад, без вас там не начнут» , «Я человек, с достоинствами и недостатками, а не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться». Такие обобщения отражают жизнь, как капля воды отражает солнце.

В телевизионной программе с учённым-физиком Александром Болонкиным, я сделал вывод: "Да, человек, совершает гигантский скачок в науке и технологии, и, может быть, в некоторых случаях, он достигает тех возможностей, которыми обладает Бог. И Бог допускает это, потому что человек - Его творение, и обладает некоторыми потаенными возможностями Творца. Но при этом, душа человека практически не меняется, и остаётся на прежнем уровне развития. Более того, развивается дисгармония между разумом и душой - чем выше взлёт научного разума, тем ниже становится сознание нашей души."

Поэтому у искусства появляется новая глобальная задача, диктуемая Творцом: чтобы остановить деградацию человека, искусство, и кино, в частности, должно передавать человеческой душе послания, наполненные высокой мыслью, интеллектуальным содержанием и умными словами, настоящими духовными порывами, изначальной не придуманной болью, радостью, стыдом, добром и любовью. И все эти понятия должны отвечать своему изначальному смыслу, а не выдуманному для них коммерческому значению.

Другими словами: творение – человек, должен быть достойным Творца-Бога. И всё, что создаёт творение в искусстве, тоже должно быть достойно Творца. Всё, что Человек создаёт, должно поднимать его вверх, а не опускать вниз, отражать не только его биологические и психические качества, а высший смысл его жизни и высокую интеллектуальную роль в мире. Мне кажется, это желание может быть достойной целью в жизни. Помните неожиданное предупреждение Гёте: "Мы должны знать о вещах не больше, чем можем творчески их переосмыслить."



Партнеры