«Комбинат «Надежда»: трудно быть рабочим

Роттердамский кинофестиваль отдал должное русской теме

27 января 2014 в 14:16, просмотров: 3928

В программе проходящего в Голландии 43-го Роттердамского кинофестиваля представлено несколько фильмов из России. Не так много, если сравнивать хотя бы с небольшой Финляндией и ее 22 картинами в разных программах. «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой вошел в главный конкурс и претендует на статуэтку «Тигра» и 15 тысяч евро. Состязаться ему предстоит с еще 14 дебютными картинами из Бразилии, Швеции, Японии, Северной Кореи, США, Болгарии…

«Комбинат «Надежда»: трудно быть рабочим
фото: kinopoisk.ru

В состав жюри вошли: любимец Каннского кинофестиваля и уроженец Израиля Элиа Сулейман, индонезийский режиссер Эдвин, сценаристка и режиссер из Голландии Нанук Леопольд, продюсер из Аргентины Виолетта Бава, японская актриса Кики Сугино. 1 февраля они назовут имена трех победителей.

Когда-то кинорежиссер Марина Разбежкина дала своим ученикам задание - снять фильм на производстве, отправиться на завод. И ее студенты обивали пороги самых разных предприятий, куда их или вовсе не пускали, или с большим трудом, как будто там происходит что-то секретное и пытают людей. Приходилось уговаривать начальников буквально так: «Пустите, дяденька, на завод». Наталья Мещанинова – студентка другого призыва, но поучаствовала в проекте «Я- рабочий», задуманном Мариной Разбежкиной и Михаилом Угаровым. Она отправилась со съемочной группой в Норильск на металлургическое производство и показала жизнь промышленного северного города такой, какой увидела. Норильск и его окрестности при всей своей непривлекательности, свойственной многим индустриальным центрам, сняты на редкость красиво: антрацитовые дали, серебристо-серый воздух, графичные контуры строений и труб. Да и раскаленный металлургический цех выглядит эффектно. Чем не поэтика труда? Некоторые индустриальные пейзажи напоминают зону в духе Тарковского, выжженную землю, не рассчитанную на людей. Документальный опыт Наталье Мещаниновой тут явно пригодился. А дальше начинается пока еще не вполне привычная для нее территория игрового пространства. Наша современная докудрама часто сопровождается некоторой неряшливостью кадра, иногда намеренной. А опусы молодых напоминают черновики. Мастерство набирается с годами.

Депрессивные города имеются не только на российских просторах, но и в самых райских местечках, где-нибудь во Франции. И там молодые задыхаются от однообразия жизни, отсутствия перспектив, стремятся уехать в большие города или кончают жизнь самоубийством. С годами надежды покидают людей. В День металлурга мы услышим песню про город-сказку Норильск, город снежных просторов. Люди ко многому привыкают и перестают замечать уродства жизни. А вот приехала Наталья Мещанинова, выхватила что-то свежим взглядом из текучки дней, и кто-то ужаснулся такой картине мира.

Главная героиня фильма - 17-летняя Света - выделяется среди своих друзей-товарищей. В ней чувствуется принадлежность к иному социальному кругу. Она из обеспеченной семьи с вполне интеллигентным отцом и матерью-актрисой (пару одни, правда, составляют странную). Этой милой девушке с нимбом пушистых волос жизнь в родном городе не мила. Родители дарят ей на совершеннолетие квартиру, а она ей даром не нужна. Гнить в Норильске она не намерена. Свете хочется к теплому морю, куда уехал ее парень, перенесший ампутацию обмороженных пальцев ног. Ему, как будто все равно – приедет Света или нет. Кто она ему? «Ну, мутили мы с тобой», - так определит он их отношения. Молодежь кучкуется у ржавых труб, выезжает на пикники, ругается матом и пьет. Как везде. Унылый человеческий пейзаж.

Завершится все жутковато. Правда, на лице Светы мало что отразится, хотя она не производит впечатления абсолютного отморозка. Ангельский облик начинающей актрисы Дарьи Савельевой иногда не вписывается в предлагаемые обстоятельства. Режиссер пока еще не имеет серьезного опыта по части работы с актерами, где-то выезжает на типажах, но данные молодой и способной актрисы позволяют справиться с более сложными задачами. Не понятно даже, переживает ли она за то, что сделала (а совершила она страшное), хоть и без умысла, просто так по недомыслию. А потом мечется – уезжать или нет. Все равно куда, ближайшим рейсом, лишь бы хватило фактически украденных денег. Оставаться в родном городе больше нельзя.

Увидят ли «Комбинат «Надежда» в России в ближайшее время – сказать сложно. Все в фильме вопреки этической хартии кинематографиста, над которой бьются в Союзе кинематографистов, новому государственному курсу на позитивное и патриотическое кино, где никто не курит и не пьет, матом не ругается и смотрит на жизнь с оптимизмом.

28 января в Роттердаме состоится премьера фильма «Еще один год» Оксаны Бычковой по пьесе «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, адаптированной современными сценаристами, в том числе и Натальей Мещаниновой. Уже состоялись первые просмотры фильма «Трудно быть богом» Алексея Германа, вызывающие особый интерес у профессионалов, отборщиков мировых кинофестивалей, которые собираются в Роттердаме во множестве. В программе, посвященной 25-летию Фонда Хуберта Балса, который поддерживает молодых кинематографистов из стран, где кино еще только развивается, включена картина «4» Ильи Хржановского, завоевавшая в 2005 году «Тигра». Чего только не наслушался тогда молодой режиссер – не в Роттердаме, а в Москве и на сочинском «Кинотавре». И что родину не любит, раз снимает такое кино, и что надо брать чемодан и вперед – на вокзал, потому как не место таким в родной стране. Алексей Герман даже написал эмоциональное письмо в поддержку Ильи Хржановского и других молодых кинематографистов, напомнив о своем собственном пути, о том, как ему мешали жить и работать и загубили жизнь. Что же касается Фонда Хуберта Балса, то в прежние годы Россия входила в список стран, кинематографистам которых оказывалась поддержка, но потом нас вычеркнули. Считается, что в России и без того в кино вращается немало денег, а помогать надо тем, кому действительно не на что рассчитывать.

Русская тема нашла неожиданное продолжение в картинах режиссеров других стран. В пятиминутном фильме из Финляндии «Кудрявка – маленькая заложница из шерсти» рассказывается о знаменитой собаке Лайке, побывавшей в космосе в 1957 году и там погибшей. Эта трагическая история волнует молодых кинематографистов. Не так давно была снята в Великобритании анимационная лента о несчастной заложнице космических экспериментов. Полнометражная игровая картина «Дистанция» сделана испанским режиссером Серхио Кабальро на русском языке. Лишь иногда по-японски разговаривает дымящийся бочонок, отлученный от печки. Странные карлики слушают речи Ленина, потрошат зайцев. Один из героев по фамилии Лебедев был крестьянином из Крыма, а потом обосновался в Сибири, вывез туда художника, который теперь содержится взаперти на какой-то ТЭЦ. Один из карликов трет у себя между ног, обнюхивает пальцы, а потом обращается к небесам. И вот уже, словно на спиритическом сеансе возникает американская женщина и подобно агенту спецслужб выдает информацию о некой исчезнувшей Ольге Павловой. Все это напоминает экспонаты швейцарского музея «Арт-брют», где представлено творчество людей с расстройствами психики. Здраво объяснить происходящее на экране невозможно, разве что причудливой игрой ума автора фильма. Можно лишь удивляться тому, что молодой испанский режиссер снимает уже второй фильм подряд на русском языке, не имея никаких корней в России. Его предыдущая лента «Конец света», где действовали русскоговорящие привидения, получила роттердамского «Тигра» в 2011 году и добавила тумана тем, кто бьется над разгадкой русской души.



Партнеры