Золушка могла быть моложе

В Госфильмофонде РФ представили конкуренток Янины Жеймо и Фаины Раневской

28 февраля 2014 в 17:14, просмотров: 5947

В подмосковных Белых Столбах, где располагается Госфильмофонд РФ, прошел XVIII фестиваль архивного кино, куда съезжаются исключительно киноведы и кинокритики, чтобы посмотреть кинораритеты. Больше их не увидеть нигде.

Золушка могла быть моложе
Король-Юрий Толубеев и Золушка-Янина Жеймо. Фото предоставлено Госфильмофондом РФ.

Многие годы вдохновителем фестиваля был киновед Владимир Дмитриев, ушедший в 2013 году из жизни. Английский он выучил благодаря тому, что бесконечно смотрел зарубежное кино. Когда-то Владимир Дмитриев произнес незабываемые слова: «Мы не позволим обижать стариков!». Легко подвергнуть осмеянию то, что было создано на заре кинематографа, когда техника не была совершенна. Кое-кто из нынешних режиссеров, вооруженных новейшими достижениями, снимает более чем скромные опусы и ни разу не бывал в архивах Госфильмофонда, не видел шедевров мирового кино. А Алексей Герман приезжал сюда, приступая к каждому своему фильму, смотрел работы мастеров — Бергмана и Тарковского. Об этом он говорил с экрана в интервью, записанном в Госфильмофонде. Снимая фильм «Хрусталев, машину!», Герман, оказывается, думал о Гоголе, но никто этого, кроме Кончаловского, не понял. Он так и сказал: «Мы пытались снять Гоголя сталинского времени». Постоянным гостем Госфильмофонда был и Алексей Балабанов, одним из любимых фильмов которого, оказывается, стал «Стрелочник» Йоса Стеллинга. Об этом мы узнали из интервью, записанного когда-то в Белых Столбах, как и о том, что Балабанов писал странные истории про вампиров и комсомольцев, происходившие на станции переливания крови.

Впервые фестиваль прошел без Дмитриева. На смену ему пришел совсем молодой Петр Багров, ставший худруком фестиваля. Он собрал интересную программу.

Мачеха--Фаина Раневская и Золушка-Янина Жеймо. Фото предоставлено Госфильмофондом РФ.

Одна из диковин нынешнего фестиваля — кинопробы к легендарному фильму «Золушка» 1947 года, снятому Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро на «Ленфильме». Обычно в СССР не хранились рабочие материалы. Но после войны на «Ленфильме» создали фильмотеку актерских проб. И режиссерам не надо было вызывать на пробы актеров из других городов, можно было ограничиться просмотром того, что сделано коллегами к другим картинам. Многое из той давней сокровищницы уничтожили в середине 70-х. Но кое-что хранится в Госфильмофонде. Янине Жеймо было 36 лет, когда она сыграла Золушку. Были и другие претендентки на эту роль. Сохранились описания того, как решали вопрос с 22-летней балериной Марией Мазун, которую втайне от Жеймо пробовали на Золушку. Известно, что Михаил Ромм отстаивал именно ее, поскольку она моложе. А Сергей Герасимов категорично произнес: «Если уж Жеймо не сыграть Золушку, то зачем ей оставаться в кинематографе? Надо ставить вопрос — жить ей или не жить». И с королем все решилось не сразу. Это теперь нам сложно кого-то представить на месте несравненного Эраста Гарина. Тем не менее именно он не понравился худсовету, в том числе и создателю «Веселых ребят» Григорию Александрову. Пробовались на короля Юрий Толубеев, показавшийся тогда излишне бытовым, и Константин Адашевский, которого поначалу и утвердили как типично сказочного персонажа. Не сохранилось проб на роль принца, которого сыграл Алексей Консовский. У него тоже были конкуренты. Кстати, Алексея Консовского мы увидели в роли Лермонтова в одноименной картине Альберта Гендельштейна 1943 года. И хотя она появилась раньше «Золушки», теперь трудно отделаться от мысли, что перед нами принц из «Золушки». Еще две исполнительницы помимо Фаины Раневской претендовали на роль мачехи — оперная певица Софья Големба и актриса Надежда Нурм. То, что можно было увидеть на кинопробах, часто не совпадает с тем образом, который зритель потом видел на экране. Это как раз случай Раневской, выдавшей тогда что-то вроде образа номенклатурных жен послевоенной поры. Но у каждого тут рождаются свои ассоциации.

Сохранились материалы к незавершенному фильму «Совесть мира» Абрама Роома. Нет даже фонограммы, поэтому суть дела изложена в субтитрах. Советский физик Ирина Прохорова дискутирует с коллегами из Германии и США во время своего визита в 1939 году в Норвегию на юбилей физика Рикарда Берга. Потом станет ясно, что в довоенном споре именно советская женщина оказалась права в своих воззрениях по поводу использования ядерной энергии. Смех зала теперь вызывают признания норвежского ученого, что, проштудировав с карандашом в руках «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, он начинает приходить в себя. Как и труды Сталина — это то единственное, что можно противопоставить голливудским фильмам и прочим «ценностям» буржуазного мира.

Мачеха-Надежда Нурм и Золушка-Мария Мазун. Фото предоставлено Госфильмофондом РФ.

Целую программу посвятили восстановлению стереоскопических фильмов. Объемное изображение появилось у нас задолго до 3D. Еще в 1940 году в зал вылетали воздушные шары, а в 1947-м вышел раскритикованный тогда критиками «Робинзон Крузо», который вылезал за пределы экрана и «касался» зрителя. К 90-летию создателя фильма «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна восстановили его раннюю режиссерскую работу «Разноцветные камешки». Это стереоскопическая экранизация рассказа Сергея Антонова, где роль спасенной в годы войны татарской девочки сыграла Люсьена Овчинникова. Надев специальные очки, мы сегодня можем увидеть трогательную и абсолютно советскую картину во всем ее трехмерном объеме. Лидия Смирнова сыграла одну из отдыхающих крымского курорта, у которой возникает роман с астрофизиком. Несмотря на серьезную профессию, он завлекает наивных женщин в свои сети, прельщает сбором камней в папиросные коробки, бессердечно играет с их чувствами, а потом находит новых жертв.



Партнеры