Балабанов знал все «про уродов и людей»

Борис Хлебников: «Алексей Октябринович изобрел свой стиль - рок-шлягер»

06.03.2014 в 16:59, просмотров: 3454

В Ханты-Мансийске завершается ХII-й кинофестиваль «Дух огня». В международном конкурсе лидирует черно-белое кино «Что и требовалось доказать» - о тотальном давлении органов Госбезопасности на граждан социалистической Румынии в 80-е годы. Среди российских фильмов на приз зрительских симпатий претендует продюсерский проект студии Станислава Говорухина «Вертикаль» .

Балабанов знал все «про уродов и людей»
фото: Александр Голубчиков
Борис Хлебников и Владимир Котт

Книга, посвященная мастеру, снявшему фильмы «Счастливые дни», «Замок», «Про уродов и людей», «Брат», «Брат 2», «Война», «Кочегар», «Я тоже хочу», называется просто: «Балабанов». Алексея Октябриновича не стало в мае прошлого года, он не дожил даже до 55 лет, но его короткая жизнь выглядит сполна свершившейся и завершенной. Он начал свой путь в кино в 91 году, когда развалился Советский Союз. Его не стало, когда время перемен сделало виток и начал возрождаться советский имперский путь. Об этом говорили участники круглого стола, посвященного творчеству выдающегося режиссера Алексея Балабанова и резентации первого масштабного издания, где есть биография, критические статьи всех актуальных киноведов и последний сценарий «Мой брат умер».

- Балабанов уникален тем, что как губка впитывал в себя реальность, не боялся ее, не был по отношению к ней диссидентом, смотрящим со стороны, - сказал режиссер и киновед Борис Хлебников. - Думаю, что я, мои друзья, вообще новое поколение режиссуры, придя в кино позже, поначалу смотрели на реальность словно через окно, через круглые очки додиков, во многом ее опасаясь и пытаясь обрисовать и осмыслить снаружи, а Балабанов просто жил общей жизнью с людьми и всегда был равен самому себе, это качество больших режиссеров. Пожалуй, только о нем и об Алексее Юрьевиче Германе можно так сказать

фото: Александр Голубчиков
Алексей Балабанов на съемках

Когда критики, киноведы и журналисты совместными усилиями попытались определить, в чем же секрет узнаваемой, неизменно убедительной и внятной зрителям манеры Балабанова, лучшую формулу вывел опять-таки Хлебников.

- Изобретенный им стиль – это рок-шлягер, - проницательно подметил Борис. - Каждая сцена – куплет, в конце эпизода – яркая фраза, потом припев – им служил, как правило, длинный проезд под музыку.

Музыка, которая воспитала и во многом определила манеру Балабанова, рождалась в свердловском рок-клубе. Там, в годы перестройки, начинающий режиссер снимал свои первые документальные и короткометражные фильмы.

Восьмидесятые годы запечатлел конкурсный румынский фильм «Что и требовалось доказать». Серый мир застойной эпохи снят на черно-белую пленку. Сотруднику секуритате - румынской госбезопасности времен правления Чаушеску, поручено следить за Сорином – талантливым математиком, который собирается опубликовать свой научный труд за границей. Ученый просит жену друга юности переправить свою рукопись в Европу. Во времена студенчества она, ее муж и Сорин были неразлучны, дали клятву всегда верить друг другу и помогать в любой ситуации. Теперь героиня фильма добивается права выехать вместе с сыном-подростком в Париж к мужу-эмигранту для воссоединения семьи. Бдительное око госбезопасности контролирует людей, успешно пытается манипулировать желаниями героев, используя шантаж, запугивание, угрожая, что их поступки отразятся на судьбах близких им людей.

фото: Александр Голубчиков
Станислав Говорухин

В результате отчаявшаяся от постоянного давления и страха за родных женщина готова предать друга, но гений математики, догадываясь об этом, находит таки решение для нерешаемой вроде бы задачи, правда ценой того, что сам остается запертым в стране, напрочь лишенной даже дуновения свободы.

Никаких иллюзий об обществе «процветающего» социализма у персонажей фильма нет. Все равны, потому что у всех скудные зарплаты, всем знакома нехватка продуктов и товаров, все боятся партийных догм и неустанной «заботы» сотрудников секуритате. За всеми следят.

- Главная забота госбезопасности – испоганить нам жизнь, - говорит отец дочери. – А у партии основная задача – выносить нам мозг.

Большинство фильмов российской программы для обучения хоть чему-нибудь вряд ли пригодятся – настолько натужный, выморочный мир, не имеющий ни малейшего отношения к реалиям подлинной жизни, они демонстрируют.

Станислав Говорухин решил восполнить очевидную нехватку фильмов для семейного просмотра. Мэтр кино помог личным продюсированием и художественным руководством созданию сразу двух картин: «Тайна темной комнаты» и «Дневник мамы первоклассника». «Тайна темной комнаты» лидирует в зрительском голосовании и, скорее всего, именно она получит приз зрительских симпатий.



Партнеры