Вся наша жизнь — мультфильмы

Кухня аниматора: как снять, где показать, с кем обсудить?

21 марта 2014 в 18:27, просмотров: 8971

По данным недавнего опроса Фонда общественного мнения, пятая часть россиян (19%) с удовольствием смотрит мультфильмы почти каждый день. Еще 45% делают это более-менее регулярно. Стартовавший 19 марта в Суздале XIX Открытый российский фестиваль анимационного кино наглядно продемонстрирует все лучшее, снятое отечественными режиссерами за прошедший год.

Вся наша жизнь — мультфильмы
"Иван Царевич и Серый Волк-2"

Что смотреть?

Для начала — немного статистики. В конкурсную программу отобрано 111 фильмов из 200 поданных на селекцию, еще 19 попало во внеконкурсный показ. Общий хронометраж конкурса — 20 часов. Среди представленных на суд жюри работ 23 студенческих и 18 дебютных мультфильмов, 33 авторские короткометражки, 15 сериалов и 17 работ прикладной анимации. Полнометражных работ пять, и они единственные, с которыми уже могли познакомиться зрители в кинотеатрах: «Ку! Кин-дза-дза», «Белка и Стрелка. Лунные приключения», «Возвращение Буратино», «Иван Царевич и Серый Волк-2», «Как поймать перо Жар-Птицы».

"Мужчина встречает женщину"

Среди членов жюри авторской анимации — режиссер Вадим Абдрашитов, композитор Алексей Рыбников, режиссеры-аниматоры Алексей Алексеев и Ирина Кодюкова, художник Аркадий Мелик-Саркисян.

Фаворитами конкурса традиционно считаются работы режиссеров, чьи имена уже не раз мощно заявляли о себе на различных кинофестивалях: Дмитрий Геллер («Мужчина встречает женщину», 15 мин.), Светлана Филиппова («Брут», 12 мин.), Иван Максимов («Бум-бум, дочь рыбака», 8 мин., Гран-при фестиваля в Тампере), Алексей Туркус («Во саду ли, в огороде», 7 мин.), Леонид Шмельков («Мой личный лось», 16 мин., приз на Берлинале), Сергей Меринов («Терем мухи», 13 мин.) — и это только малая часть всех фильмов, безусловно заслуживающих внимания публики.

Где смотреть?

Один вопрос всегда печалит зрителей, не попавших на фестиваль в Суздаль: где посмотреть мультфильмы конкурсной программы? Впервые дирекция фестиваля организовала акцию «Открытая премьера: Наша анимация». Параллельно с профессиональными суздальскими показами мультфильмы увидят зрители шести крупных российских городов и белорусского Могилева.

"Терем мухи"

В Москве площадкой для показов станет кинозал Мультимедиа Арт Музея (Остоженка, 16, метро «Парк культуры», «Кропоткинская»). Самым насыщенным днем «Открытой премьеры», когда у любого московского зрителя появится уникальная возможность почувствовать себя членом анимационного жюри и посмотреть все киноновинки разом, станет суббота, 22 марта. И это не шутка: ведь в каждом городе, где пройдет «Открытая премьера», зрителям будет предложено проголосовать за лучший фильм. Победитель зрительского рейтинга получит спецприз Фестиваля-2014 в день его закрытия.

Расписание показов на 22 марта:

12.00 — программа «Где начинается радуга» 0+, 65 мин.

13.15 — программа «Долго и счастливо» 6+, 80 мин.

14.45 — программа «Сюрприз» 6+, 95 мин.

16.30 — программа «Мой личный лось» 12+, 75 мин.

17.30 — программа «Мужчина встречает женщину» 16+, 70 мин.

Вход на все кинопрограммы свободный.

Кроме того, в пятницу, 28 марта, в Доме кино на Васильевской, 13, пройдет традиционное «Эхо Суздаля». Здесь будут показаны фильмы-лауреаты, а также несколько мультфильмов в качестве бонуса не попавшим на фестиваль: шедевры из бельгийской анимационной коллекции и лучшее из казахской программы, представленной на Форуме Суздаля. Мероприятие начнется в Белом зале в 19.00. Возрастные ограничения — от 6 лет. Вход свободный.

Кинофорум

Помимо мультпоказов на Суздаль-фесте участники смогут оценить программу Международного конгресса. Он пройдет уже в пятый раз, и с каждым годом масштаб его интересов становится все значительнее. Название конгресса более чем серьезное: «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат, лицензирование».

"Бум-бум, дочь рыбака"

Участники обсудят первые итоги антипиратского закона и легализацию мультфильмов в Рунете, создание анимационных брендов в России на примере популярных «Фиксиков» и «Маши и Медведя». Опытные сценаристы проведут мастер-класс по драматургии и рассмотрят особенности экранизации детских произведений, а художник, скульптор и педагог Игорь Хилов откроет для всех желающих тайны кукольной анимации.

А вот зачем на конгрессе секция комиксов? Все прояснится после лекции руководителя Центра комиксов и визуальной культуры Российской государственной библиотеки для молодежи Александра Кунина по истории мирового комикса. А культуролог Дарья Дмитриева обозначит точки соприкосновения анимации и комикса в США.

После комикс-экскурса для наиболее прогрессивной части аниматоров-«смежников» — «Граффити-тренинг». Его теоретическая часть в фойе Турцентра от художника Дмитрия Елума продолжится практическим уличным «Граффити-баттлом» в последний день фестиваля.

"Возвращение Буратино"

Еще одно доказательство факта, что мультфильмы — порой совсем не детское развлечение: в один из дней (вернее, ночей) в киноконцертном зале начнется критический разбор программы «18+». Смотреть и обсуждать жесткую анимацию «не для всех» в два часа ночи по силам только самым закаленным и выносливым аниматорам.

Мультфильм на коленке

Несмотря на обилие свежих работ, не все так радужно в анимационной отрасли. По словам министра культуры Владимира Мединского, новый утвержденный минимальный порог финансирования мультпроизводства — 15% от всех средств госбюджета, выделяемых на поддержку кино. Однако и этих процентов на всех не хватает. Первый опыт краудфандинга мэтра российской анимации, автора легендарной «Чучи» Гарри Бардина (прошлым летом Гарри Яковлевич собирал деньги на окончание своего мультфильма «Три мелодии»), нашел своих последователей. Талантливые и часто уже именитые режиссеры, по каким-то причинам не получившие финансирования от Госкино, бросают клич в народ. В качестве благодарности от просителей можно получить футболку с рисунком и автографом режиссера, совершить экскурсию на студию или даже увековечить свою фамилию в титрах фильма.

Вариант народного финансирования набирает популярность. Так, обладатель многочисленных наград всевозможных фестивалей Иван Максимов («Болеро», «Дождь сверху вниз», «Вне игры») собирает деньги на портале «Планета.ру», обращаясь с просьбой о помощи к поклонникам на двух языках. Цена вопроса — миллион рублей: столько требуется для создания короткометражки «Скамейки» — комедии абсурда, разворачивающейся на обычных парковых скамейках. Пока удалось собрать чуть меньше пятой части суммы.

В очереди с Максимовым стоят еще несколько молодых и талантливых аниматоров. В планах режиссера и художника Ирины Литманович, умеющей создавать необычайно теплую и домашнюю атмосферу в кадре, — мультфильм «Облака ручной работы». Он расскажет о пяти оттенках любви: пять историй, пять возрастов, пять этапов. В данный момент деньги — 600 тысяч — нужны на завершение четвертой истории.

Выпускник школы-студии «ШАР» Юрий Богуславский работает над кукольным проектом «Корабли прошлых лет». Старый капитан отправляется в последнее плавание. Но старость похожа на молодость, а смерть — еще не конец пути. Собрано 150 тысяч из 400. На память о съемках спонсорам обещана миниатюрная кукольная бутафория и даже некоторые куклы-персонажи.

«Союзмультфильм»: кто пришел?

Когда-то главную кузницу советских мультфильмов — студию «Союзмультфильм» — сегодня лихорадочно раскачивает ветер перемен. Буквально на днях без вразумительного объяснения причин получил отставку ее директор Николай Маковский, на которого анимационное сообщество возлагало большие надежды. Кресло директора занял Валерий Бакаев, выпускник Куйбышевского политехнического института. После окончания института Валерий Геннадьевич работал на нефтяных месторождениях, прошел путь от бурильщика до технолога. Затем попал на телевидение — в программы «Взгляд», «Музобоз», «Акулы пера». На «Союзмультфильм» Бакаев пришел из Департамента кинематографии Минкульта. Корифеев еще советской (а также российской) мультипликации смущает то обстоятельство, что до последнего времени к анимации Бакаев прямого отношения не имел — разве что сам смотрел мультики в детстве.

Помимо планов по творческому развитию перед студией стоит болезненный вопрос о судьбе ценнейшей коллекции мультфильмов, на которую в судебном порядке претендует Госфильмофонд. Кроме того, многострадальный «Союзмультфильм» готовится к переезду с Долгоруковской улицы на улицу Академика Королева, где ему выделено помещение площадью около пяти тысяч квадратных метров. Как повлияет на судьбу студии смена директора, покажет время.



Партнеры