Фабрика грез. 90 лет спустя

Карен Шахназаров: «Когда говоришь, что «Мосфильм» — лучшая студия в Европе, это вызывает подозрения»

В январе киностудия «Мосфильм» отмечает 90-летие. Ее первым детищем считается фильм «На крыльях ввысь» Бориса Михина, который вышел в 1924 году, хотя сам киногородок на Воробьевых горах заложили только в 1927-м. Нынешнее название студия получила и вовсе в 1936-м. Во время войны ее эвакуировали в Алма-Ату, а в Москве на ее территории производили детали реактивных снарядов.

Карен Шахназаров: «Когда говоришь, что «Мосфильм» — лучшая студия в Европе, это вызывает подозрения»

На «Мосфильме» хранится и используется на съемках роскошная коллекция из более 287 тысяч костюмов — от камзола до телогрейки. Не меньше обуви, головных уборов и реквизита. Пока все это богатство располагается в помещении, предназначенном для овощехранилища. Сразу же бросается в глаза, что склад мужского платья больше и богаче женского. У входа выставлены костюмы персонажей комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая и костюм митрополита Филиппа из «Царя» Павла Лунгина, который носил Олег Янковский. В ряд висят плащи всех времен и народов. Как объясняет руководитель комплекса сценическо-постановочных средств Сергей Плохов, женское платье более изысканное, из тонких тканей, быстрее изнашивается, поэтому и единиц хранения насчитывает меньше. Его надевают непосредственно на тело. А мужской костюм — на майку или сорочку, оттого и хранится он дольше. У входа в дамскую часть нас встречает крошечное платье Инны Чуриковой из картины «Тот самый Мюнхгаузен» и белое платье мадам Грицацуевой — Натальи Крачковской из «12 стульев» Гайдая. Оно тоже на удивление миниатюрное. Дело в том, что костюмы имеют свойство со временем «усыхать», сужаясь на пару размеров. А вот оставшиеся три стула из знаменитых «12 стульев» — правда, не Гайдая, а Марка Захарова, — находятся поблизости. Когда-то их закупили на Ближнем Востоке, а потом изрубили в процессе съемок.

На «Мосфильме» хранится более 200 видов бронетехники: танки на ходу, самолеты, коллекция гужевого транспорта — пролетки, телеги, кареты и сани. Что-то подлинное, историческое, а что-то создано современными умельцами для тех или иных картин. Если забрести в отдаленные уголки «Мосфильма» (а просторы у студии огромные — 34 гектара), то попадешь в декорации провинциального городка. А вот «старую Москву» выстроили для съемок фильма «Всадник по имени Смерть» Карена Шахназарова. А когда он приступил к работе над «Белым тигром», ее превратили в полуразрушенный немецкий город.

Киностудия "Мосфильм"

Киностудия "Мосфильм"

Смотрите фотогалерею по теме

Главный инженер студии Игорь Богдасаров проводит меня по современной части «Мосфильма» — через тонстудию, участок компьютерной графики. Все технологично, функционально. Никакой особой ауры. Но вот открываем одну из дверей — за стеклом туда-сюда ходит человек. Его гулкие шаги записывают, а потом мы их услышим в одном из новых фильмов. В другой студии только завершилась запись музыки, которая прозвучит на открытии и закрытии сочинской Олимпиады. Режиссер Максим Воронков занимается озвучанием ремейка «Кавказской пленницы». На экране — новая Нина, буквально копирующая Наталью Варлей. Но голос и манеру говорить повторить сложно.

Наконец очередь доходит до кабинета генерального директора, где меня встречает кинорежиссер Карен Шахназаров, который руководит знаменитой киностудией вот уже 15 лет.

Один из представителей обширного парка ретроавтомобилей.

«Торжественного концерта не будет. И банкетов тоже»

— Карен Георгиевич, как отпразднуете юбилей?

— Торжественного концерта не будет. Готовится вечер в клубе «Эльдар», но это скорее клубное мероприятие, куда мы пригласим ветеранов и зрителей. Банкетов тоже не будет. Знаете о запрете корпоративов? Хотя мы не бюджетная организация. А если серьезно, то все это пережиток советских времен. Кстати, никогда на «Мосфильме» не было ничего подобного. Я тут ветеран, застал еще 50-летие студии. Никаких торжеств уже тогда не закатывали. Думаю, это правильно. Студия же работает. А путь она прошла славный. Недавно мы представили в Таллине выставку, посвященную 90-летию студии. В Мексике открылась большая ретроспектива мосфильмовских картин. И проходит она там пафосно. Такие мероприятия запланированы на весь год.

— Накануне 80-летия «Мосфильма» вы брали на себя обязательства многое построить и реконструировать. Даже обещанный сувенирный киоск с продукцией «Мосфильма» работает. А что не сделано?

— Я всю жизнь проработал на «Мосфильме», и у нас все время чего-то не хватало. Вот мне и захотелось создать идеальную студию, хотя таких не бывает. Но мы ее полностью реконструировали. Привели в порядок вечно текущие крыши и трубы, поменяли электрику еще 40-х годов. Реконструировали все павильоны. И самое главное — насытили студию современными технологиями. Теперь можно смело сказать, что «Мосфильм» не уступает никому в мире. Мы гордимся, что сделали все без поддержки государства, на средства, которые сами зарабатывали.

— А павильон для подводных съемок почему не построили?

— Он оказался не нужен. Если бы у нас каждая вторая картина была связана с подводными съемками, тогда другое дело. В последний раз Владимир Хотиненко снимал такую — «72 метра». Так ему все необходимое соорудили в обычном павильоне. И вот еще важный момент: Владимир Путин подписал проект, и теперь на «Мосфильме» будет построено еще два павильона, киноконцертный зал и новое хранилище костюмов. Опять же, это будет сделано не за государственные деньги, но под контролем государства. Надеюсь, что произойдет это года через четыре.

— Музей кино будет у вас работать?

— Если его руководство захочет — пожалуйста. Все будет открыто. Нам очень не хватает киноконцертного зала, где можно и вечера проводить, и фильмы показывать. В сочетании с нашим собственным музеем это приобретет новое качество.

— Чем будут отличаться новые павильоны?

— Масштабом. Потребность в них велика: у нас сейчас павильоны на год расписаны. В основном их эксплуатирует телевидение. Это реальность, и ничего с этим не сделаешь. Бюджеты сериалов растут и иногда несопоставимы с кино. Телевидение все чаще делает высококачественные, большие картины с компьютерной графикой, участием звезд. Оно будет и дальше вытеснять кино. Правда, сейчас начал строительство декораций Станислав Говорухин. А вообще в кино очень мало теперь строят. Российские картины в основном на современную тему. С появлением цифровых технологий стало гораздо проще работать в интерьерах. Сегодня можно фильм и фотоаппаратом снять. Когда я пришел в кино, мы строили все, вплоть до малогабаритной квартиры, в павильоне.

— А есть у «Мосфильма» главный бренд? Скажем, у японской студии «Тохо» их два — «Годзилла» и «Семь самураев» ее визитные карточки.

— У нас биография гораздо богаче, поэтому я затрудняюсь назвать какой-то конкретный символ. На «Мосфильме» работали выдающиеся режиссеры — от Эйзенштейна до Тарковского. Когда я пришел в кино, то застал такое созвездие! Одновременно работали Сергей Бондарчук, Лариса Шепитько, Леонид Гайдай, Элем Климов, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Александр Алов и Владимир Наумов, Андрей Тарковский, Эмиль Лотяну. Каждое из этих имен — бренд. В конечном счете студия — прежде всего личности, люди, которые там работают. Но, кстати, и наш сад — тоже бренд.

«Власть вообще портит людей»

— А что вам мешало поднимать «Мосфильм»?

— В конце 90-х, когда я стал директором, студия находилась в тяжелом положении. Самая новая камера — 80-го года выпуска, со времен Олимпиады. Было ощущение, что такое отставание чуть ли не навсегда. «Мосфильм» не бюджетное предприятие. С 1991 года государство не выделяло ему никаких средств. И надо было думать, как деньги зарабатывать, куда их вкладывать. Чего тогда только не было на «Мосфильме»: и водку разливали, и рыбу вялили, номера перебивали у наворованных машин. Все это страшно мешало, и надо было с этим что-то делать.

— Так ведь убить могли за сопротивление!

— Могли. Но тогда об этом я не думал. Многое делалось по наивности.

— Хватало тех, кто противился преобразованиям?

— Я всегда выступал против акционирования. Хотя с экономической точки зрения «Мосфильм» работает как рыночное предприятие. Если бы в начале нулевых его акционировали, то сейчас бы с нами происходило все то, что случилось со студией Горького и «Ленфильмом». Мы понимали, что территория студии — лакомое место, искушение слишком велико. И здесь наверняка построили бы торговые центры, дома — вроде того, что высится теперь напротив «Мосфильма» и внушает мистический ужас. Когда мы начинали, денег не было, все было разрушено. Вспоминаю первую большую закупку у германской компании. Мы собрали все заработанные деньги — их было немного — и закупили свет. Нам все говорили: «Зачем вы это делаете? В России нет кино и не будет». А в немецкой компании наших представителей три дня не принимали — сочли за шаромыжников из России. Но мы все-таки заключили контракт, получили свет, и он в течение полугода принес нам прибыль в 14%. Так все началось.

В советское время не надо было особенно думать о рентабельности, а в новые времена многое пришлось менять, с кем-то расставаться. Самое сложное — найти правильных людей: толковых, энергичных, желательно честных, с характером и принципами. «Мосфильм» — очень сложное производство, потому и вопрос кадров всегда самый серьезный. Инженер стал главной профессией в кино. У нас есть курсы. Мы набираем ребят с хорошим образованием — выпускников физтеха, физмата, Бауманского университета. Натаскиваем их с учетом специфики кино, стараемся увлечь. Из десяти специалистов примерно двое остаются у нас.

— Какие качества вы приобрели, оказавшись в директорском кресле?

— Профессия режиссера предполагает наличие организаторских функций. Опыт, который я приобрел, работая в съемочных группах, мне очень помог. Могу сказать без ложной скромности, что я хорошо знаю кинопроизводство. 40 лет работаю в кино, снял 15 картин, имел возможность работать в США, Англии, Италии. Этот опыт мне пригодился. В принципе моя работа сегодня — это работа менеджера. Надо осуществлять бизнес-проекты. Многому научила моя работа.

— И многое забрала…

— Власть вообще портит людей. Стараюсь смотреть на себя со стороны. Это большая ответственность. Ведь вольно или невольно ты влияешь на жизнь многих людей, в определенной степени нарушаешь течение их жизни. Понятно, что и ошибки совершаешь.

— Сегодня в кино надо быстро соображать и принимать решения.

— У нас есть очень сильные частные компании — наши конкуренты. С точки зрения технологий у российской киноиндустрии масса проблем, но она построена. И это одна из самых современных сфер. Но сама организация управления российским кино не выстроена. Мы говорим все время о кино, а ведь «Мосфильм» сегодня в большей степени работает с телевидением. Российское кино довольно слабое. Посмотрите на цифры. Мы производим 70–80 картин в год. А во Франции их порядка 400. Мне кажется, одна из главных наших проблем в том, что двух центров не должно быть, должен быть один — аналог Госкино. Без участия такого централизованного государственного органа существовать просто невозможно.

— В прежние времена на «Мосфильме» была особая творческая среда. Сохранилась ли она?

— Советское кино было рыночным. Мало кто об этом помнит, но мы были безработными. Получали зарплату не постоянно, а только когда снимали картину. Если я не мог найти работу, то сидел без зарплаты, как и большие режиссеры. Тарковский редко снимал и тоже сидел без зарплаты. Советское кино — это кино больших студий, а сегодня у нас продюсерское кино. Нам часто говорят: «Вы создали студию, она технологична, но вы там мало снимаете сами». Да, мы много кино делаем, но не финансируем его. Раньше государство передавало средства на студии, и там уже разрабатывались проекты. В этом смысле «Мосфильм» был более творческим. А сегодня это прагматичная студия. Мы выполняем заказы. Нужно вам записать музыку — запишем. Можем построить декорацию. Все большие студии Европы работают так. Конечно, все это не сравнить с атмосферой прежних лет. Но мы не можем переделать мир.

— Но мосфильмовское братство существует?

— Оно и сегодня есть. Ощущение, что рядом люди, которых ты знаешь, с которыми связан, никуда не уходит. Опять же, не в такой степени, как в советское время. Здесь можно было поговорить, поиграть в карты и в кости. Это на «Мосфильме» очень любили, особенно преферанс. Все болели за «Спартак». Был единый организм. Сегодня такого нет. У меня не как у директора студии, а как у режиссера и продюсера с «Мосфильмом» прагматичные отношения. Был случай, когда я работал на картине «Исчезнувшая империя», и в нашей лаборатории мне сделали брак. Тогда я ушел к конкурентам, в компанию «Саламандра», занимавшуюся обработкой пленки. Это был большой удар для нашей лаборатории. Как это: директор студии ушел к конкурентам? С позиций руководителя я, наверное, поступил неправильно. Но я действовал как режиссер и продюсер. Мне нужно было качественно сделать картину.

«У нас Монтсеррат Кабалье три диска записала»

— Говорят, что на «Мосфильме» слишком дорогие услуги, легче за границей снимать.

— Про нас многое говорят. Да и про себя я чего только не слышу: и Москва-то мне помогла, и Лужков-то меня любил. Всем предлагаю: пойдите и посмотрите документы. Я взял студию, у которой был ноль на счетах. Понимаю, что мы вызываем раздражение у конкурентов. Если у нас так дорого, то почему тогда к нам идут, а к вам нет? Почему у нас павильоны забиты? Потому что у нас качество лучше. Мало уметь выстроить павильоны, надо научиться строить декорации. Если бы у нас были супердорогие услуги, мы бы просто не выдержали конкуренции. За последние 10 лет наши налоги составили более 12 миллиардов рублей. Назовите такое предприятие кино, которое заплатило бы столько государству.

— А что есть на американских студиях, чего нет на «Мосфильме»?

— «Уорнер Бразерс» — очень хорошая студия. Она чем-то похожа на «Мосфильм». Но у них больше павильонов и климат другой. В январе — плюс 20. Можете себе представить, что такое «Мосфильм» в зимнее время? Надо чистить территории, крыши. А на «Уорнер Бразерс» нет тепла в павильонах. Какая экономия! Когда говоришь, что «Мосфильм» — лучшая студия в Европе, это вызывает подозрения. А вы поезжайте, посмотрите на «Баварию», римскую «Чинечитту». «Бавария» — хорошая студия, но там нет записи музыки. Ни на одной европейской студии нет полного цикла технологий. А у нас Монтсеррат Кабалье три диска записала. Это самое востребованное подразделение с точки зрения заказов из-за рубежа. Даже из Индонезии композитор приезжал — музыку записывал. Иногда меня спрашивают: «А почему к вам не приезжают зарубежные киногруппы?» Они приезжают, все их устраивает, но им же надо где-то поселить съемочную группу. Обходится это в Москве в 500–600 евро за номер в отеле 4 звезды. А в Праге — в 100. При этом посмотрите, в каком состоянии чешская студия «Баррандов». Там же ничего не осталось, только павильоны и декорации. Ни пост-продакшна, ни монтажа, ни лаборатории. Все закрылось.

— Вам же предлагали «Баррандов» купить. Почему отказались?

— Было такое. А зачем нам ее покупать? Что мы с ней будем делать? У «Баррандов» большие проблемы. А сейчас конкуренция жесткая. Большие студии построены под пленку. Цифровая революция сильно по ним ударила. Было в свое время предложение заняться возрождением «Ленфильма». Я рад, что получил колоссальный жизненный опыт, но я бы не хотел его повторять. Я с уважением отношусь к своим коллегам, которые хотят возродить «Ленфильм». Дай бог им удачи. Но «Ленфильм» очень трудно вернуть к жизни, особенно учитывая, что у него нет фильмофонда. У нас-то была коллекция старых фильмов, благодаря моему предшественнику Владимиру Досталю. Он многое сделал для «Мосфильма», но главное — сохранил фильмофонд, который тогда легко было потерять, что и произошло с «Ленфильмом», киностудией им. Горького. Их фильмотеки ушли в неизвестном направлении. А наша киноколлекция на 80% пополняла доход студии, когда я стал директором. У нас другого ничего не было. Собственно средства, которые мы зарабатывали на этом, мы вкладывали в технологии, приобретали оборудование. Сегодня киноколлекция приносит нам около 25–30% дохода. А все остальное — производственная деятельность. Мы ставили перед собой задачу: не зависеть от фильмофонда. Не дай бог, конечно, если его завтра не будет. Но мы все равно сможем существовать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру