Хроника развода

Оксана Бычкова: «Одно из жестких условий со стороны продюсеров – никакого мата в диалогах»

02.02.2014 в 12:13, просмотров: 5154

Картина «Еще один год» Оксаны Бычковой получила главную награду конкурса «The big Screen Award» на завершившемся в выходные 43 Роттердамском кинофестивале. Присуждается она жюри любителей кино всего во второй раз и подкрепляется 10 тысячами евро и гарантией поддержки в голландском прокате.

Хроника развода
Оксана Бычкова (фото предоставлено Роттердамским кинофестивалем)

Для того, чтобы ее получить премию, вовсе не нужно участвовать в основном конкурсе, где сражаются за призы дебютанты. У Оксаны это третья картина после «Питер FM» и «Плюс один». История создания фильма «Еще один год» сама по себе удивительна. Руководство Госфильмофонда РФ искало режиссера, готового снять ремейк фильмов "С любимыми не расставайтесь» и «Вам и не снилось». И пока Оксана Бычкова мечтала о ремейке «Слова для защиты» Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе, ее поставили перед другим выбором. Фильм снят даже не по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», а по одноименной картине Павла Арсенова. Одним из сценаристов стала Наталья Мещанинова, участвовавшая в главном конкурсе Роттердама с фильмом «Комбинат «Надежда». Авторы ремейка хотели отказаться от финала в больнице, который присутствует в пьесе Володина, но заказчик в лице Госфильмофонда встал грудью за первоисточник. Речь пытались наполнить современным сленгом (он и присутствует), бранными словами, ( с ними ничего не вышло). Первое, что приятно поражает в этом фильме – полное отсутствие ненормативной лексики. Володина пощадили.

Главную пару, которую в предыдущем фильме сыграли Ирина Алферова и Александр Абдулов, заменили Алексей Филимонов, знакомый по фильмам Ивана Вырыпаева и Василия Сигарева, и Надежда Лумпова - актриса театра «Практика». Герои живут в современном мире, никого за спиной у них нет, рассчитывать приходится только на себя. Они любят друг друга, но при этом расстаются, потому что не умеют дорожить чувствами.

Мы разговариваем с Оксаной Бычковой после вручения награды.

Кадр из фильма "Еще один год"

- Удивительно, что ваша картина попала в Роттердам, где чаще показывают радикальное, экспериментальное и даже маргинальное кино.

- И для меня все неожиданно. Мы показали фильм отборщику фестиваля Евгению Гусятинскому, и он сразу предложил нам участвовать в программе. Я как режиссер, снявший уже третью картину, не могла бы претендовать на главный конкурс, где показывают первые и вторые картины. Прекрасный фестиваль и очень демократичный. Церемония награждения, например, проходит в небольшом зале, где все сидят и выпивают за столиками вокруг сцены - по-домашнему. После церемонии жюри нашего конкурса пригласили меня пообщаться с ними - они хотели объяснить мне почему выбрали мой фильм. Это был для них непростой выбор. "Еще один год" сначала понравился всем членам жюри, но потом было еще пять фильмов, которые они рассматривали как потенциального победителя и в самом финале - они опять вернулись к нашему фильму. Члены жюри подробно расспрашивали меня про персонажей и актеров. Молодая пара, о которой идет речь в кино, оказалась им близкой и понятной.

- Обычно эту пьесу играют весьма зрелые артисты. Вам важно было сделать героев совсем молодыми?

- Мы это намеренно сделали. Взрослые люди мудрее бы поступали в тех ситуациях, в которых оказываются наши герои, идя к разводу. Из-за возраста. Не имея опыта, не идя на компромиссы молодая пара шаг за шагом разрушает свои отношения

- Смотрела и думала: чистая речь, никакого мата, при этом все сказано и современно. А ведь изначально сценарий был написан с использование нецензурных выражений.

- Одно из жестких условий со стороны продюсеров – никакого мата в диалогах быть не должно. Сценаристы Люба Мульменко и Наташа Мещанинова замечательно пишут. Я бы не делила их диалоги на цензурные и не цензурные. В первоначальном варианте были более точные вещи с использованием ненормативной лексики. Казалось невозможным их чем-то заменить. Все-таки герои переживают острые ситуации. Сейчас реальность жестче, чем во времена Володина. Мы хотели снимать объективно, без фальши, стремились к документализму. Но если не приходит в голову, что без мата это кино неорганично, то это очень хорошо, значит мы справились с ограничением без потери для фильма.

Кадр из фильма "Еще один год"

- С Алексеем Филимоновым все понятней, в нем есть социальность. А при первом появлении героини, кажется, что она совсем не та, какая должна быть., хотя актриса талантливая. Почему вы ее пригласили?

- Надя - очень талантлива. И блестяще справилась со своей первой в жизни ролью. Велись долгие пробы, когда еще сценарий не был написан. Актеры проигрывали этюды-импрвизации на тему семейной жизни. Надя оказалась лучшей, делала все с большой внутренней теплотой.

- А что значит делать не экранизацию известного произведения, а ремейк фильма по нему?

- Мы от фильма ушли далеко. У Павла Арсенова он более поэтичный. У нас жестче, не такой красивый и лирический. Я очень люблю Володина. «Осенний марафон», поставленный по его произведению, - великое кино. Мы сильно ушли от первоисточника из-за того, что героев нужно было переносить в наше время. Пьеса Володина начинается с того, что они пришли в суд. Только по диалогам зритель догадывается, что послужило причиной развода. А мы сделали наоборот - показали, как благополучная семейная пара шаг за шагом разрушает свои отношения.

- У вас был журналистский опыт? И в фильме показана журналистская среда. Всегда странно выглядит в кино жизнь редакции. Кажется, что авторы абсолютно не знают ее.

- Я как поступила в 2000 году на Высшие режиссерские курсы, больше с журналистами и не соприкасалась. Сценарист Люба Мульменко работает в интернет-издании и многие диалоги, персонажей писала с реальных людей. У нас в сценах в редакции задействованы московские журналисты.

Кадр из фильма "Еще один год"

- После Роттердама вы опять уезжаете?

- Меня пригласили с фильмом «Питер FM» в Париж на литературную конференцию, посвященную Петербургу и произведениям, созданным про этот город. В ней примут участие Алексей Учитель с «Прогулкой» и студенты, снявшие короткометражки про Питер.