Почему лучшие режиссеры молчат?

Вадим Абдрашитов: «За фильм «Охота на лис» меня уволили с «Мосфильма» на три дня»

18 февраля 2014 в 18:09, просмотров: 4547

В библиотеке киноискусства имени С.М.Эйзенштейна прошла презентация книги «Время как судьба в фильмах Абдрашитова», написанной Ольгой Сурковой. Ради этого она приехала из Голландии, где живет более 30 лет. Как сказала автор: «Я вам предлагаю посмотреть на кинематограф Абдрашитова моими глазами».

Почему лучшие режиссеры молчат?
Фото: Игорь Степанов. На фото: Ольга Суркова и Вадим Абдрашитов.

Ольга Суркова училась на киноведа во ВГИКе и теперь известна благодаря своим исследованиям творчества Андрея Тарковского и громким торгам аукционного дома Sothebу’s в Лондоне. В 2012 году собранный ею архив, связанный с жизнью Тарковского, ушел с молотка более чем за миллион фунтов стерлингов. Тогда в борьбу за право обладания им вступил даже датский гений Ларс фон Триер. Но его обошли официальные представители Ивановской области.

Над новой книгой о режиссере Вадиме Абдрашитове, создавшем фильмы, ставшие классикой отечественного кинематографа: «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум», «Слуга», «Армавир», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», — ушло несколько лет. Как скажет Ольга: «Возникло настойчивое желание разглядеть то общее время, в котором я жила. С Вадимом Абдрашитовым меня роднит не просто общий год нашего рождения, но единовременное проживание на этой земле, отмеченное теми же историческими катаклизмами».

Его картины — бесценное свидетельство времени начиная с 70-х. Открывает книгу двойной портрет — Абдрашитова и его многолетнего соавтора и сценариста Александра Миндадзе. На презентации книги Вадим Юсупович испытал особые ощущения: «Странный у меня дебют! Я присутствую как объект внимания и как герой книги. Мы с Олей не были знакомы, вернее, общались на светском уровне. И вдруг она изъявила желание написать обо мне книгу. До этого уже было три попытки ее коллег, поэтому никаких иллюзий я не питал. Но у нее был мощный позыв написать, а потом и издать свой труд. В этом была какая-то иррациональность. В итоге все превращено в автобиографию самой Сурковой».

— А что нового вы о себе узнали, прочитав книгу?

— Критик предлагает свою модель жизни и рассказывает, в каких координатах находится автор, определяет его географическое положение. Книга Ольги Сурковой — атлас для меня. Она рассказывает про жизнь вокруг.

— А вы не требовали что-то убрать, если это не совпадало с вашим видением?

— Мы дружески разговаривали, «перемывали» написанное. Иногда я задавал вопросы, а она выражала удивление по поводу моих комментариев.

— Вы могли бы просто наговорить текст о себе, как Ольга и предлагала. Почему отказались?

— Ну что режиссер может говорить о собственных картинах? Толковать, какой в них заложен смысл? Расшифровывать? Но там нет ребусов. Какое кино есть, такое и есть. Я сказал Оле: «Ты напиши, а мы потом будем обсуждать то, что получилось».

На вечере Вадим Абдрашитов вспоминал о том, как учился у Михаила Ромма и Юлия Райзмана, как попал на «Мосфильм»: «В те времена там была сконцентрирована мощнейшая сила духа и таланта. Было ощущение огромной кинематографической семьи». Он с благодарностью вспоминал о 25-летней работе с Александром Миндадзе: «Столько быть вместе в кино — аномалия. Но мы не успевали наскучить друг другу». За «Охоту на лис» Абдрашитова уволили с «Мосфильма» на три дня, а потом вернули. Почти у всех его фильмов трудная судьба. Райзман в свое время считал «Парад планет» творческим провалом, стыдил Абдрашитова и Миндадзе за этот фильм. В течение девяти месяцев его принимали с поправками.

Не обошлось на презентации и без вопроса, почему Абдрашитов после «Магнитных бурь», выпущенных в 2003-м, ничего не снимает. Он ответил так: «Я переоценил свои возможности, искал деньги под большой замысел. Казалось, что сумею заинтересовать людей из богатых организаций. Отказов я не слышал. Но подходило время платить, и ничего не происходило. И понять этих людей можно. Разве здравый человек может отдать 2–3 миллиона на кино сегодня, не имея гарантий их возврата? И я сосредоточился на более скромной в финансовом отношении идее. Опять никто мне не отказывает, но время уходит. У многих так. Оно бежит гораздо быстрее, чем хотелось бы».

В самом начале вечера мы посмотрели две работы, снятые Абдрашитовым еще в студенческие годы, — «Репортаж с асфальта» и «Остановите Потапова», от которых дух захватывает. Ничего подобного у нынешних студентов и в помине нет. Тем печальнее, что Абдрашитов молчит уже 10 лет, в то время как дилетанты без стыда штампуют свои поделки.





Партнеры