— Наталья Сергеевна, вы считаете себя принадлежащей к венценосному кинематографическому семейству? Ну как Михалковы.
— Все-таки мы от Михалковых отличаемся. У нас семья рабоче-крестьянская, и ничего венценосного ни в ком из нас нет. Мой отец и моя мама родились на абсолютно разных территориях — он в селе Белозерка, а она на станции Тайга. В шутку часто говорю, что они встретились только лишь для того, чтобы родилась я. Вот судьба: как можно выстроить себя, чтобы из деревенского парня стать режиссером с мировым именем. Это и титаническая каждодневная работа, и работа духа. Так что в этом смысле я принадлежу к уникальной семье. Здесь я упомяну не только своих родителей, но и бабушку Анну Ивановну Герман, которая меня воспитала. Она была сибирской писательницей. В 37-м году писали: “Нам не нужна Анна Герман и Жюль Верн”. Бабушка очень гордилась, что тогда ее творчество сравнили с Жюлем Верном, но писать она больше не могла и уехала из Сибири в Москву, чтобы воспитывать меня. Читала мне вместо сказок серьезные книжки. С четырех лет я погрузилась в классические, очень тяжелые для детского сознания вещи, как, например, “Отверженные” Гюго. А если взять творчество всех тех людей, которые меня окружали и были моими родственниками, включая Николая Бурляева, моих детей, то это, наверное, очень серьезный фрагмент киноистории.
— Но к семейству Михалковых, уверен, вы испытываете приязненное отношение.
— Безусловно. Я считаю, что тот флаг высокой культуры, который выпал из рук моего отца, с его уходом из жизни, был подхвачен именно Михалковым, и он продолжает его нести с самоотверженностью. Интересно, что враги Сергея Федоровича теперь полностью перенастроились на Никиту Сергеевича, причем с абсолютно теми же претензиями. На днях у себя в монтажке я смотрела последнее интервью с отцом. Он там говорит: “Корреспонденты все время меня спрашивают: зачем вы стали режиссером, вы же артист? И даже замечают, что неплохой”. И это уже после того, как “Война и мир” была снята, “Они сражались за Родину”. С одной стороны, это все обывательские разговоры, а с другой — страшная зависть к людям состоявшимся, к которым, безусловно, принадлежит и Михалков. Кстати, я просто была потрясена его последним фильмом “Предстояние”. Потрясена! И пошла не в Кремль на просмотр, хотя у меня была такая возможность (туда пошла моя дочь Маша), а в обычный кинотеатр, в обычный зал, и все люди, которые сидели со мной, обревелись. Сначала по отрывкам я думала, что это будет кино, похожее на “Они сражались за Родину”, а оказалось, что это фильм о промысле Божьем. Фильм поднимает такие невероятные пласты, и поймут его, думаю, далеко не все. Это о том, как нельзя творить кумиров, будь то Гитлер или Сталин, заниматься идолопоклонничеством. Михалкова я очень ценю как художника. У Цветаевой есть такая фраза: “Одна из всех, за всех, противу всех”. Наверное, это и девиз Никиты Сергеевича.
— Вы лично должны быть ему благодарны еще и за то, что в 86-м году на V съезде Союза кинематографистов он, единственный, заступился за вашего отца.
— Я не просто ему благодарна, а, зная мужественное сердце Михалкова, понимаю, что в это сердце пойдут те же самые ядовитые стрелы на кончике пера, которыми стреляли в моего отца. А когда нападают на главных действующих лиц в искусстве, кем бы они ни были, то дальше берутся за страну в целом. После того как прошел тот памятный V съезд, отец предсказал две вещи: будет небывалое падение культуры и случится развал Советского Союза. Все это сбылось.
— Ну а вы в пору вашей юности, молодости чувствовали себя защищенной за широкой спиной Сергея Федоровича Бондарчука?
— Я не могла чувствовать себя защищенной по одной причине: мои родители расстались, когда мне было 8 лет, то есть они прожили вместе только 10 лет. Потом у отца появилась другая семья, он женился на Ирине Константиновне Скобцевой. У меня с ней хорошие отношения, и я очень люблю своих сводных брата и сестру — Федю и, к несчастью, рано ушедшую из жизни Алену Бондарчук. Я Аленочку очень любила и люблю. Конечно, в какой-то степени фамилия меня защищала, но мне нужно было ей соответствовать. Я поступила в институт в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. К этому времени подросли многие так называемые “дети молодогвардейцев”, то есть дети тех артистов, которые играли в знаменитом фильме Герасимова. Но из всех прошла только я одна. Герасимов мне признавался: “Наталья, знаешь, сколько писем пришло, что я тебя взял по блату?”. Хотя никакого блата не было. Я проходила строжайший экзамен. Потом уже Тарковский мне сказал после “Соляриса”: “Ты знаешь, со мной перестали здороваться”. — “Почему?” — наивно поинтересовалась я. “Так ты же ставленница Герасимова и дочь Бондарчука”. Он увидел, как я надулась, спросил: “А сколько же тебе лет было, когда твои родители расстались?” — “Восемь”, — говорю. “А мне было три года”, — сказал Тарковский. То есть он прекрасно понимал мою детскую драму.
ФОТО
— После ухода отца в другую семью как часто вы с ним виделись, общались?
— Не так часто, как хотелось бы, но в основные этапные моменты в нашей с ним совместной жизни мы были рядом. Когда он вместе со мной посмотрел “Солярис”, то тут же очень тепло поздравил Андрея Арсеньевича. Ну а мне отец тогда сказал: “Что же ты будешь играть дальше?” Он ведь понимал, что таких ролей, которая досталась мне, очень мало. Но дальше была “Звезда пленительного счастья”, фильм Герасимова “Красное и черное”… Так что я не была обделена достойными ролями. И все эти фильмы смотрел мой отец. Потом, когда уже появился Ванюшка, наш с Колей Бурляевым сын, отец очень любил его слушать. Он хорошо понимал музыку, а Ваня сразу был музыкальным мальчиком и играл ему свои произведения. Я приходила домой к отцу в новую семью и видела еще совсем малюсеньких Федю и Аленку. Алену я снимала в своем первом фильме “Живая радуга”… Как-то Алена мне призналась: “Знаешь, Наташа, он и нам тоже не очень много внимания уделял, он же весь был погружен в свое творчество, а это для него самое главное”. Действительно, жизнь Сергея Федоровича — это его фильмы. Хотя нас, своих детей, он очень любил.
— Но говорят, что он был довольно тяжелый человек, с непростым характером. Вы это на себе чувствовали?
— Нет, здесь мне очень повезло. Большое видится на расстоянии. У меня же с ним никогда не было кухонных интересов. Я полюбила отца в синтезе его творчества. Когда мне не хватало общения, я смотрела его фильмы и глубинно понимала Сергея Федоровича как художника. То, что каждый день на кухне не было папы, помогло мне ближе понять то, чем он занимался. Я была непредвзятой зрительницей. Все, что делал отец, меня просто потрясало.
— Простите за вопрос, ваша мама, знаменитая актриса Инна Макарова, тяжело воспринимала развод с Бондарчуком?
— Да, тяжело. И повторно замуж она вышла через много лет. Сейчас она уже более 25 лет живет со знаменитым профессором-хирургом Перельманом и счастлива с ним. Он изумительный человек и, несмотря на то, что хирург, очень веселый. Мы с ним все время шутим, анекдоты друг другу рассказываем. Так что маме очень повезло в этом плане. Михаил Израильевич за свою жизнь как врач спас огромное количество людей. Он уникальный человек.
— Когда Тарковский вас пригласил на роль в “Солярисе”, это были вначале пробы или он сразу сделал предложение именно вам?
— У нас с ним были романтические отношения. Но сначала Тарковский не утвердил меня, а передал своей подруге Ларисе Шепитько, у которой я снялась в прекрасном фильме “Ты и я” по сценарию Геннадия Шпаликова. Затем уже, увидев меня у Ларисы, Тарковский спросил: “А это кто?” — “Твой подарок”, — ответила Лариса. “Ну так давай подарок обратно”. Так я очутилась на съемках “Соляриса”. На самом деле Тарковский пробовал очень многих: Биби Андерсон, которую он мечтал снимать, свою жену Ирму Рауш, Иру Купченко… Но остановился на мне только после того, как увидел фильм “Ты и я”.
— Вы в то время принадлежали к золотой советской молодежи?
— Никогда не была золотой молодежью. Знаете почему? Я с детства приучена почти к кочевой жизни. По маме я сибирячка, и бабушка всегда меня брала с собой в походы. Я не люблю никакую другую жизнь, кроме природной. Меня силой не затащишь ни в какую тусовку, даже обычный ресторан для меня тягостен. Я люблю у костра сидеть, на лошади ездить. Объездила весь Алтай, исследовала Гималаи. Вот это мое, вот это я люблю. Я и сейчас с вами разговариваю, а меня окружают две собаки и кот, который вот почему-то бросился мне на голову. Кстати, мое имя с древнегреческого переводится как “природная”. С фильмом “Солярис” я объездила 52 страны мира: от Гвинеи-Бисау до Новой Зеландии, Исландии… И везде, когда меня спрашивали: “Что вы хотели бы увидеть?” — отвечала: “Заповедник”. А вот тусовки с пыльными портьерами, оплеванным полом и красными лицами ненавижу. Так что ни к золотой молодежи, ни к золотому среднему возрасту и старшему я не принадлежу. Всегда почти без копейки денег, потому что все отдаю кинематографу. Все снимаю за свой счет.
— “Без копейки денег” — это вы, наверное, сильно преувеличили?
— Нет, не сильно. Дело в том, что я занимаюсь совершенно нерейтинговым делом. Я делаю фильмы о золотом веке России. О Пушкине, а теперь и о Гоголе. Ну сами посудите, кому сейчас это нужно? Надеюсь, конечно, что зрителям, но вот так просто устроить картину на телеканал нет никакой возможности. На фильм даются копейки, я даже не буду называть эти суммы, потому что стыдно. А дальше иди с шапкой по кругу и кланяйся: подайте Пушкину на рубашку и Гоголю на портфельчик. Чтобы снять фильм о Гоголе, съемки которого пришлись на кризис, мне пришлось заложить квартиру, где прописаны мои внуки. Я попала в очень серьезное положение, но выкарабкалась кое-как. Сейчас вся в долгах. Группа съемочная тоже стонет, потому что практически мало кому заплатили. Но были даже случаи, что актеры отказывались от своих гонораров, понимая, что снимаются в таком уникальном фильме о Гоголе.
— Неужели Заворотнюк тоже отказалась от гонорара?
— Отказалась. Вообще, Настя прелестный человек, я ее очень люблю, она так самоотверженно относилась к роли, так серьезно репетировала. Когда она пришла озвучивать, у нее тряслись руки. Она говорила, что боялась испортить уже сделанное. Но потом перекрестилась, вошла в павильон и озвучила все прекрасно. Она очень хорошая драматическая актриса. Думаю, те, кто увидит ее в роли Смирновой-Россет, поймут, о чем я говорю.
— Ну а в роли Гоголя, надеюсь, у вас снялся не Сергей Безруков?
— Нет, Евгений Редько. Хотя, признаюсь, Сергея как актера я очень ценю. А Евгений просто уникальный актер. В нем есть некая странность, которая была и в Гоголе. Валя Теличкина в фильме сыграла его маму, Коля Бурляев тоже снялся у меня с Ингой Шатовой, своей супругой. Вот так надо ухитриться расстаться со своим мужем, чтобы только улучшить отношения. У нас с Колей полное взаимопонимание, он великолепный отец, вообще человек уникальной души. Несмотря на то что у меня свой муж, Игорь Днестрянский, у него своя жена, мы, например, на свадьбе нашей дочери, Машеньки, были все вместе. И Маша недавно мне сказала, что она ни разу не почувствовала, что рядом нет отца. А вот я, к сожалению, это почувствовала, потому что пять лет не виделась с Сергеем Федоровичем. Папа приехал к нам, когда мне уже было тринадцать. И каждый раз, когда мы с ним встречались, он всегда плакал. Но у меня нет никаких претензий к Ирине Скобцевой. Маму и папу развел кинематограф… А за Ирину Константиновну мне сейчас так тяжело. Я понимаю, что такое потерять дочь. Это невыносимо даже для моего сознания. Я молюсь за то, чтобы ей стало полегче.
— Наталья Сергеевна, с вашим первым мужем, Николаем Бурляевым, вас познакомил Тарковский?
— Коля сидел со своим другом Василием Ливановым в кинотеатре. Они смотрели “Солярис”. Вдруг Коля, показывая на меня в экран, сказал Васе: “Эта женщина будет со мной”. Потом так получилось, что мы снимались в одном фильме у режиссера Мащенко. Но его там не утвердили, и я ушла с этой картины. А впервые я увидела Колю в фильме “Мама вышла замуж” — такого худенького, который просит у девушки в магазине 75 граммов колбасы. Она ему: “Вам кусочком или нарезать?” А он: “Куском!”. После этого эпизода мне так захотелось его накормить.
— Но вы же прожили с ним 17 лет…
— Как мы с ним любим шутить: в нашем браке год за три дают. Мы, Бурляевы-Бондарчуки, очень страстные люди, и у нас все бурно происходило.
— Что, такая итальянская семья?
— Нет, это еще страшнее — казачья семья. Во мне, например, намешано девять кровей. Гремучая смесь — там и болгары, и сербы, и турки, и вятичи, и поляки… Кого только нет! И у Коли то же самое. Так что, если мы спорили — шашки наголо и помчались друг на друга. Ну а сейчас у нас отношения просто идеальные, и я очень благодарна Коле за то огромное внимание, которое он оказывает нашим детям. Таких отцов еще поискать.
— Но в этих спорах кто-то же рано или поздно должен был уступить.
— Я не помню, кто в конце концов уступал. Но не всегда же у нас были такие военные отношения. Иногда годы были просто идеальные. Особенно когда мы снимали “Детство Бемби”. Первую и вторую часть “Бемби” делали лет пять, а там снимался маленький Ванюшка. Потом фильм “Лермонтов”. И все совместно, а это очень объединяет семью. Тяжелее, когда все уже закончено, что дальше — непонятно, и тут начинаются всякие конфликты.
— Так почему же вы расстались? Вместе было уже невозможно?
— Мы не любим об этом говорить. Что-то было изжито, видимо. На самом деле мы расставались очень часто, но как-то возвращались все время. А тут не вернулись. Такое бывает. Но ни его нынешняя жена, ни мой нынешний муж тут вообще ни при чем. Мы расстались до них. Поэтому никто не виноват.
— Так что же общего между той девушкой, в которую после просмотра фильма “Солярис” влюбилась, наверное, вся страна — и вами, сегодняшней?
— Со временем я стала более оптимистичной натурой. В те годы, когда снималась в “Солярисе”, мне было 19 лет. Будучи сугубо советским ребенком, я, естественно, была некрещеной. Я окрестилась. Сама. Мне это очень помогло. И еще я стала понимать, что в наших бедах никто не виноват, только мы. Что бы ни происходило, нельзя никого винить, лишь самого себя. А общего между той Наташей и нынешней — это детский романтизм. Я вот всю жизнь мечтала увидеть подводный мир, хотя не плаваю с аквалангом, как-то не получилось у меня. Но когда я все-таки нырнула в Красное море и увидела массу разноцветных рыб, которые на меня смотрели со всех сторон, то была счастлива. Так что правы те, кто утверждает: если хочешь быть счастливым — будь им!