Слава советскому роду. ФОТО

Наталья Бондарчук: “Мы от Михалковых отличаемся. У нас семья рабоче-крестьянская”

Наталья Бондарчук: “Мы от Михалковых отличаемся. У нас семья рабоче-крестьянская”
Кадр из фильма “Солярис”.

тестовый баннер под заглавное изображение

Вся страна ее запомнила по полузапрещенному фильму Тарковского “Солярис”. Совсем еще юная девушка, Наталья Бондарчук казалась тогда всем такой же фантастикой, как и само кино. Загадкой она остается до сих пор. После немногих серьезных ролей в кино она перешла в режиссуру, стала снимать детские фильмы про олененка Бемби. Однако затем от олененка перешла к Пушкину. Теперь вот к Гоголю. Чем же еще удивит нас эта женщина — дочь знаменитого режиссера Сергея Бондарчука и великолепной актрисы Инны Макаровой, бывшая жена звезды 70-х Николая Бурляева — неведомо никому. А может, в день своего юбилея она сама нам готова об этом рассказать?

— Наталья Сергеевна, вы считаете себя принадлежащей к венценосному кинематографическому семейству? Ну как Михалковы.  

— Все-таки мы от Михалковых отличаемся. У нас семья рабоче-крестьянская, и ничего венценосного ни в ком из нас нет. Мой отец и моя мама родились на абсолютно разных территориях — он в селе Белозерка, а она на станции Тайга. В шутку часто говорю, что они встретились только лишь для того, чтобы родилась я. Вот судьба: как можно выстроить себя, чтобы из деревенского парня стать режиссером с мировым именем. Это и титаническая каждодневная работа, и работа духа. Так что в этом смысле я принадлежу к уникальной семье. Здесь я упомяну не только своих родителей, но и бабушку Анну Ивановну Герман, которая меня воспитала. Она была сибирской писательницей. В 37-м году писали: “Нам не нужна Анна Герман и Жюль Верн”. Бабушка очень гордилась, что тогда ее творчество сравнили с Жюлем Верном, но писать она больше не могла и уехала из Сибири в Москву, чтобы воспитывать меня. Читала мне вместо сказок серьезные книжки. С четырех лет я погрузилась в классические, очень тяжелые для детского сознания вещи, как, например, “Отверженные” Гюго. А если взять творчество всех тех людей, которые меня окружали и были моими родственниками, включая Николая Бурляева, моих детей, то это, наверное, очень серьезный фрагмент киноистории.  

— Но к семейству Михалковых, уверен, вы испытываете приязненное отношение.  

— Безусловно. Я считаю, что тот флаг высокой культуры, который выпал из рук моего отца, с его уходом из жизни, был подхвачен именно Михалковым, и он продолжает его нести с самоотверженностью. Интересно, что враги Сергея Федоровича теперь полностью перенастроились на Никиту Сергеевича, причем с абсолютно теми же претензиями. На днях у себя в монтажке я смотрела последнее интервью с отцом. Он там говорит: “Корреспонденты все время меня спрашивают: зачем вы стали режиссером, вы же артист? И даже замечают, что неплохой”. И это уже после того, как “Война и мир” была снята, “Они сражались за Родину”. С одной стороны, это все обывательские разговоры, а с другой — страшная зависть к людям состоявшимся, к которым, безусловно, принадлежит и Михалков. Кстати, я просто была потрясена его последним фильмом “Предстояние”. Потрясена! И пошла не в Кремль на просмотр, хотя у меня была такая возможность (туда пошла моя дочь Маша), а в обычный кинотеатр, в обычный зал, и все люди, которые сидели со мной, обревелись. Сначала по отрывкам я думала, что это будет кино, похожее на “Они сражались за Родину”, а оказалось, что это фильм о промысле Божьем. Фильм поднимает такие невероятные пласты, и поймут его, думаю, далеко не все. Это о том, как нельзя творить кумиров, будь то Гитлер или Сталин, заниматься идолопоклонничеством. Михалкова я очень ценю как художника. У Цветаевой есть такая фраза: “Одна из всех, за всех, противу всех”. Наверное, это и девиз Никиты Сергеевича.  

— Вы лично должны быть ему благодарны еще и за то, что в 86-м году на V съезде Союза кинематографистов он, единственный, заступился за вашего отца.

— Я не просто ему благодарна, а, зная мужественное сердце Михалкова, понимаю, что в это сердце пойдут те же самые ядовитые стрелы на кончике пера, которыми стреляли в моего отца. А когда нападают на главных действующих лиц в искусстве, кем бы они ни были, то дальше берутся за страну в целом. После того как прошел тот памятный V съезд, отец предсказал две вещи: будет небывалое падение культуры и случится развал Советского Союза. Все это сбылось. 

— Ну а вы в пору вашей юности, молодости чувствовали себя защищенной за широкой спиной Сергея Федоровича Бондарчука?  

— Я не могла чувствовать себя защищенной по одной причине: мои родители расстались, когда мне было 8 лет, то есть они прожили вместе только 10 лет. Потом у отца появилась другая семья, он женился на Ирине Константиновне Скобцевой. У меня с ней хорошие отношения, и я очень люблю своих сводных брата и сестру — Федю и, к несчастью, рано ушедшую из жизни Алену Бондарчук. Я Аленочку очень любила и люблю. Конечно, в какой-то степени фамилия меня защищала, но мне нужно было ей соответствовать. Я поступила в институт в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. К этому времени подросли многие так называемые “дети молодогвардейцев”, то есть дети тех артистов, которые играли в знаменитом фильме Герасимова. Но из всех прошла только я одна. Герасимов мне признавался: “Наталья, знаешь, сколько писем пришло, что я тебя взял по блату?”. Хотя никакого блата не было. Я проходила строжайший экзамен. Потом уже Тарковский мне сказал после “Соляриса”: “Ты знаешь, со мной перестали здороваться”. — “Почему?” — наивно поинтересовалась я. “Так ты же ставленница Герасимова и дочь Бондарчука”. Он увидел, как я надулась, спросил: “А сколько же тебе лет было, когда твои родители расстались?” — “Восемь”, — говорю. “А мне было три года”, — сказал Тарковский. То есть он прекрасно понимал мою детскую драму. 

ФОТО



— После ухода отца в другую семью как часто вы с ним виделись, общались?  

— Не так часто, как хотелось бы, но в основные этапные моменты в нашей с ним совместной жизни мы были рядом. Когда он вместе со мной посмотрел “Солярис”, то тут же очень тепло поздравил Андрея Арсеньевича. Ну а мне отец тогда сказал: “Что же ты будешь играть дальше?” Он ведь понимал, что таких ролей, которая досталась мне, очень мало. Но дальше была “Звезда пленительного счастья”, фильм Герасимова “Красное и черное”… Так что я не была обделена достойными ролями. И все эти фильмы смотрел мой отец. Потом, когда уже появился Ванюшка, наш с Колей Бурляевым сын, отец очень любил его слушать. Он хорошо понимал музыку, а Ваня сразу был музыкальным мальчиком и играл ему свои произведения. Я приходила домой к отцу в новую семью и видела еще совсем малюсеньких Федю и Аленку. Алену я снимала в своем первом фильме “Живая радуга”… Как-то Алена мне призналась: “Знаешь, Наташа, он и нам тоже не очень много внимания уделял, он же весь был погружен в свое творчество, а это для него самое главное”. Действительно, жизнь Сергея Федоровича — это его фильмы. Хотя нас, своих детей, он очень любил.  

— Но говорят, что он был довольно тяжелый человек, с непростым характером. Вы это на себе чувствовали?  

— Нет, здесь мне очень повезло. Большое видится на расстоянии. У меня же с ним никогда не было кухонных интересов. Я полюбила отца в синтезе его творчества. Когда мне не хватало общения, я смотрела его фильмы и глубинно понимала Сергея Федоровича как художника. То, что каждый день на кухне не было папы, помогло мне ближе понять то, чем он занимался. Я была непредвзятой зрительницей. Все, что делал отец, меня просто потрясало.  

— Простите за вопрос, ваша мама, знаменитая актриса Инна Макарова, тяжело воспринимала развод с Бондарчуком?  

— Да, тяжело. И повторно замуж она вышла через много лет. Сейчас она уже более 25 лет живет со знаменитым профессором-хирургом Перельманом и счастлива с ним. Он изумительный человек и, несмотря на то, что хирург, очень веселый. Мы с ним все время шутим, анекдоты друг другу рассказываем. Так что маме очень повезло в этом плане. Михаил Израильевич за свою жизнь как врач спас огромное количество людей. Он уникальный человек.  

— Когда Тарковский вас пригласил на роль в “Солярисе”, это были вначале пробы или он сразу сделал предложение именно вам?  

— У нас с ним были романтические отношения. Но сначала Тарковский не утвердил меня, а передал своей подруге Ларисе Шепитько, у которой я снялась в прекрасном фильме “Ты и я” по сценарию Геннадия Шпаликова. Затем уже, увидев меня у Ларисы, Тарковский спросил: “А это кто?” — “Твой подарок”, — ответила Лариса. “Ну так давай подарок обратно”. Так я очутилась на съемках “Соляриса”. На самом деле Тарковский пробовал очень многих: Биби Андерсон, которую он мечтал снимать, свою жену Ирму Рауш, Иру Купченко… Но остановился на мне только после того, как увидел фильм “Ты и я”.  

— Вы в то время принадлежали к золотой советской молодежи?  

— Никогда не была золотой молодежью. Знаете почему? Я с детства приучена почти к кочевой жизни. По маме я сибирячка, и бабушка всегда меня брала с собой в походы. Я не люблю никакую другую жизнь, кроме природной. Меня силой не затащишь ни в какую тусовку, даже обычный ресторан для меня тягостен. Я люблю у костра сидеть, на лошади ездить. Объездила весь Алтай, исследовала Гималаи. Вот это мое, вот это я люблю. Я и сейчас с вами разговариваю, а меня окружают две собаки и кот, который вот почему-то бросился мне на голову. Кстати, мое имя с древнегреческого переводится как “природная”. С фильмом “Солярис” я объездила 52 страны мира: от Гвинеи-Бисау до Новой Зеландии, Исландии… И везде, когда меня спрашивали: “Что вы хотели бы увидеть?” — отвечала: “Заповедник”. А вот тусовки с пыльными портьерами, оплеванным полом и красными лицами ненавижу. Так что ни к золотой молодежи, ни к золотому среднему возрасту и старшему я не принадлежу. Всегда почти без копейки денег, потому что все отдаю кинематографу. Все снимаю за свой счет.  

— “Без копейки денег” — это вы, наверное, сильно преувеличили?  

— Нет, не сильно. Дело в том, что я занимаюсь совершенно нерейтинговым делом. Я делаю фильмы о золотом веке России. О Пушкине, а теперь и о Гоголе. Ну сами посудите, кому сейчас это нужно? Надеюсь, конечно, что зрителям, но вот так просто устроить картину на телеканал нет никакой возможности. На фильм даются копейки, я даже не буду называть эти суммы, потому что стыдно. А дальше иди с шапкой по кругу и кланяйся: подайте Пушкину на рубашку и Гоголю на портфельчик. Чтобы снять фильм о Гоголе, съемки которого пришлись на кризис, мне пришлось заложить квартиру, где прописаны мои внуки. Я попала в очень серьезное положение, но выкарабкалась кое-как. Сейчас вся в долгах. Группа съемочная тоже стонет, потому что практически мало кому заплатили. Но были даже случаи, что актеры отказывались от своих гонораров, понимая, что снимаются в таком уникальном фильме о Гоголе.  

— Неужели Заворотнюк тоже отказалась от гонорара?  

— Отказалась. Вообще, Настя прелестный человек, я ее очень люблю, она так самоотверженно относилась к роли, так серьезно репетировала. Когда она пришла озвучивать, у нее тряслись руки. Она говорила, что боялась испортить уже сделанное. Но потом перекрестилась, вошла в павильон и озвучила все прекрасно. Она очень хорошая драматическая актриса. Думаю, те, кто увидит ее в роли Смирновой-Россет, поймут, о чем я говорю.  

— Ну а в роли Гоголя, надеюсь, у вас снялся не Сергей Безруков?  

— Нет, Евгений Редько. Хотя, признаюсь, Сергея как актера я очень ценю. А Евгений просто уникальный актер. В нем есть некая странность, которая была и в Гоголе. Валя Теличкина в фильме сыграла его маму, Коля Бурляев тоже снялся у меня с Ингой Шатовой, своей супругой. Вот так надо ухитриться расстаться со своим мужем, чтобы только улучшить отношения. У нас с Колей полное взаимопонимание, он великолепный отец, вообще человек уникальной души. Несмотря на то что у меня свой муж, Игорь Днестрянский, у него своя жена, мы, например, на свадьбе нашей дочери, Машеньки, были все вместе. И Маша недавно мне сказала, что она ни разу не почувствовала, что рядом нет отца. А вот я, к сожалению, это почувствовала, потому что пять лет не виделась с Сергеем Федоровичем. Папа приехал к нам, когда мне уже было тринадцать. И каждый раз, когда мы с ним встречались, он всегда плакал. Но у меня нет никаких претензий к Ирине Скобцевой. Маму и папу развел кинематограф… А за Ирину Константиновну мне сейчас так тяжело. Я понимаю, что такое потерять дочь. Это невыносимо даже для моего сознания. Я молюсь за то, чтобы ей стало полегче.  

— Наталья Сергеевна, с вашим первым мужем, Николаем Бурляевым, вас познакомил Тарковский?  

— Коля сидел со своим другом Василием Ливановым в кинотеатре. Они смотрели “Солярис”. Вдруг Коля, показывая на меня в экран, сказал Васе: “Эта женщина будет со мной”. Потом так получилось, что мы снимались в одном фильме у режиссера Мащенко. Но его там не утвердили, и я ушла с этой картины. А впервые я увидела Колю в фильме “Мама вышла замуж” — такого худенького, который просит у девушки в магазине 75 граммов колбасы. Она ему: “Вам кусочком или нарезать?” А он: “Куском!”. После этого эпизода мне так захотелось его накормить.  

— Но вы же прожили с ним 17 лет…  

— Как мы с ним любим шутить: в нашем браке год за три дают. Мы, Бурляевы-Бондарчуки, очень страстные люди, и у нас все бурно происходило.  

— Что, такая итальянская семья?  

— Нет, это еще страшнее — казачья семья. Во мне, например, намешано девять кровей. Гремучая смесь — там и болгары, и сербы, и турки, и вятичи, и поляки… Кого только нет! И у Коли то же самое. Так что, если мы спорили — шашки наголо и помчались друг на друга. Ну а сейчас у нас отношения просто идеальные, и я очень благодарна Коле за то огромное внимание, которое он оказывает нашим детям. Таких отцов еще поискать.  

— Но в этих спорах кто-то же рано или поздно должен был уступить.  

— Я не помню, кто в конце концов уступал. Но не всегда же у нас были такие военные отношения. Иногда годы были просто идеальные. Особенно когда мы снимали “Детство Бемби”. Первую и вторую часть “Бемби” делали лет пять, а там снимался маленький Ванюшка. Потом фильм “Лермонтов”. И все совместно, а это очень объединяет семью. Тяжелее, когда все уже закончено, что дальше — непонятно, и тут начинаются всякие конфликты.  

— Так почему же вы расстались? Вместе было уже невозможно?  

— Мы не любим об этом говорить. Что-то было изжито, видимо. На самом деле мы расставались очень часто, но как-то возвращались все время. А тут не вернулись. Такое бывает. Но ни его нынешняя жена, ни мой нынешний муж тут вообще ни при чем. Мы расстались до них. Поэтому никто не виноват.  

— Так что же общего между той девушкой, в которую после просмотра фильма “Солярис” влюбилась, наверное, вся страна — и вами, сегодняшней?  

— Со временем я стала более оптимистичной натурой. В те годы, когда снималась в “Солярисе”, мне было 19 лет. Будучи сугубо советским ребенком, я, естественно, была некрещеной. Я окрестилась. Сама. Мне это очень помогло. И еще я стала понимать, что в наших бедах никто не виноват, только мы. Что бы ни происходило, нельзя никого винить, лишь самого себя. А общего между той Наташей и нынешней — это детский романтизм. Я вот всю жизнь мечтала увидеть подводный мир, хотя не плаваю с аквалангом, как-то не получилось у меня. Но когда я все-таки нырнула в Красное море и увидела массу разноцветных рыб, которые на меня смотрели со всех сторон, то была счастлива. Так что правы те, кто утверждает: если хочешь быть счастливым — будь им!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру