Искусство движения из коллекции Барышникова

Собрание знаменитого танцовщика показали в Пушкинском музее

22 октября 2013 в 16:15, просмотров: 3081

В 1974 году Михаил Барышников уехал на гастроли в Торонто, с тех он больше не возвращался в Россию. Зато приезжали его фотоработы и акварели Максимилиана Волошина из его собрания (их показывали в ГМИИ). Теперь же в Пушкинский музей принимает лучшую и большую часть графической коллекции Барышникова. Бенуа, Кокто, Бакст, Гончарова, Яковлев — перед зрителем изысканная выставка редких произведений, тех, которые укладываются в концепцию собрания маэстро — в эстетику «искусства движения».

Искусство движения из коллекции Барышникова
фото: Мария Москвичева
Михаил Барышников

Эту коллекцию танцовщик, актер и хореограф Михаил Барышников собирал больше 25 лет: какие-то работы ему дарили авторы, с многими из которых он был близко знаком, другие — преподносили друзья, остальное — это в основном современное искусство — он покупал на аукционах. Естественно, почти каждое произведение так или иначе связано с театром и танцем. Перед нами прекрасная серия театральных эскизов Александра Бенуа, зарисовки с репетиций «Русских сезонов» Михаила Ларионова (который, кстати, даже выступал у Дягилева в качестве хореографа), рисунки Льва Бакста и Жана Кокто (в том числе быстрый и точный портрет отца-основателя «Русских сезонов»), редкие работы Ильи Репин, Сергея Судейкина, Натальи Гончаровой, Александра Яковлева, Филиппа Малявина и даже Иосифа Бродского.

- Воздушность, прозрачность, легкость — все это есть в коллекции Барышникова, эти работы совершенно закономерны для него. Они неразрывно связаны с театром, как и человек, который их собрал вместе, - говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Коллекция, которую теперь представляет ГМИИ в музее Личных коллекций, недавно показывали в США. Но, как заверил «МК» президент ABA Gallery Анатолий Беккерман, который много лет сотрудничает с Барышниковым, сам Михаил с большим волнением отправлял выставку на далекую родину.

- Это основная часть коллекции Михаила — у него осталось, может, 25 вещей. Она впервые в России. Он очень волновался за эту выставку, намного больше, чем за выставку собственных фотографий. Он мне сказал, что это очень личная для него вещь, как будто он приглашает чужих людей в свою спальню.

- Какие работы в коллекции ему особенно дороги?

- Безусловно, масло Гончаровой — это редкая ранняя работа, она ему очень дорога. Работы Яковлева и Бенуа важны для него. К современному искусству, особенно к работам Целкова и Шемякина, он также относится с особым трепетом.

- Как он сейчас относится к России и почему не хочет приехать на родину?

- Он русский человек, на мой взгляд, один из ярчайших представителей русской культуры на Западе. Мне трудно за него говорить, но из того, что я знаю, отношение к России у него позитивное. Я пытался уговорить его приехать в Россию, но он отказался. Это его личные мотивы. Я надеюсь, что когда-нибудь он изменит свое решение.

- Чем сейчас занят Михаил Барышников?

- Он очень востребован: снимается в кино, ставит спектакли. Он уже не танцует — ему недавно исполнилось 65. Тем не менее, он очень активен. Все время путешествует, сотрудничает с различными хореографами и режиссерами.



Партнеры