«Строителей Братска» покажут в Венеции и Лондоне

Директор РОСИЗО рассказала о предстоящих гастролях» художника «сурового стиля» Виктора Попкова

Виктор Попков — пожалуй, самый известный живописец так называемого «сурового стиля», в 60-х годах ХХ века воспевшего героизм советских тружеников, и именно его выставку первой представит в Европе и на родине (в академии художеств) недавно преобразованный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». По идее Министерства организация должна стать важным инструментом культурной политики — отвечать за пополнение музейного фонда страны, и главное, «выпускать» и «прокатывать» имиджевые выставочные проекты. Почему первым из них стала выставка «сурового» художника Виктора Попкова и кто после него будет представлять РФ на международной арт-сцене, «МК» узнал у директора РОСИЗО Зельфиры Трегуловой.

 

Директор РОСИЗО рассказала о предстоящих гастролях» художника «сурового стиля» Виктора Попкова
В.Е. Попков. Строители Братска. 1960—1961.

- Выставка живописи Виктора Попкова — первый крупный проект РОСИЗО после преобразования. Почему был выбран именно этот художник для международной выставки?

- Работа над этим проектом началась еще до моего прихода в Росизо и я с большим интересом в нее включилась. И переговоры о показе этой выставки в Венеции в Ка Фоскари и в Лондоне уже шли полным ходом к моменту моего назначения Генеральным директором. Не претендуя на то, что начало работы над этим проектом инициировано мной, я, тем не менее, могу подтвердить, что и я, и мои сотрудники, и привлеченные кураторы, в том числе и Наталья Александрова из Третьяковской галереи – все работали с абсолютной самоотдачей, чтобы открыть эту выставку в Москве до начала ее экспонирования за рубежом. А инициатива организации этого проекта принадлежит Арт-фонду семьи Филатовых, у которых хранится исключительная по своему уровню коллекция работ Виктора Попкова. И нас всех объединял и объединяет желание представить сегодняшний взгляд на творчество Виктора Попкова – звезды, как сказали бы сегодня, отечественного искусства 1960-х – 1970-х годов. И оно кажется сегодня весьма актуальным, поскольку говорит, на самом деле, о вечных и тревожащих душу вопросах человеческого бытия.

Директор РОСИЗО Зельфира Трегулова.

- Показывалось ли наследие одного из лидеров «сурового стиля» так широко прежде (например, в год 80-летия Попкова в 2012-м)?

- Нет, к сожалению, последняя большая выставка Попкова, на которой в последний раз вместе экспонировались произведения, которые свозятся в настоящий момент в залы Академии художеств, прошла в середине 1970-х на Кузнецком мосту – это была его посмертная ретроспектива. Поэтому организуемая нами совместно с Арт-фондом семьи Филатовых и при активнейшем участии Третьяковской галереи и Русского музея выставка впервые за последние почти сорок лет представит публике Виктора Попкова – повторяю, такого, каким мы видим его сегодня, с оставшимися в мастерской после смерти художника работами, которые почти или вовсе неизвестны публике.

- «Суровый стиль» соответствовал идеям, которые, по мнению власти, должны были звучать в искусстве: патриотизм, романтизация рабочих профессий, тема единения людей в труде. Можно ли считать данный проект — попыткой возрождения этих тем в искусстве, неким посылом или намеком культурных властей арт-сообществу?

- Я думаю, что, как это всегда происходит с творчеством действительно большого художника, тот образ современности, который возникал на его полотнах, пусть связанных с поставленными партией и правительством задачами героизации труда (я имею ввиду «Строителей Братска», Попков ведь ездил в творческую командировку в Братск, как, впрочем, и Евгений Евтушенко, написавший свою знаменитую «Братскую ГЭС» в те же годы), гораздо глубже, подлиннее и драматичнее, чем казалось в начале 1960-х. Меня, например, всегда занимал вопрос – откуда и зачем эта черная «заслонка» фона, что это за «бездна», на краю которой сидят или стоят эти рабочие. Теперь, глядя на эту великую, не побоюсь этого слова, картину, я гораздо более точно понимаю, что это был за образ – это герои с неизбежным предощущением конца эпохи героики. И, конечно же, никаких намеков сегодняшних культурных властей в выставке нет – а если и есть посыл, то он, скорее, лежит в плоскости попыток вновь вернуться к тому значительному, что было в искусстве советской эпохи и что все еще актуально для современного сознания.

- Значит ли этот проект начало реабилитации художников соцреализма, чьи работы после перестройки не часто демонстрируются?

- Я не думаю, что слово «реабилитация» в данном контексте правильное – ведь основные произведения Виктора Попкова давным-давно находятся в собраниях ведущих музее страны и висят в их постоянных экспозициях – и не могу здесь не выразить слов глубочайшей благодарности коллегам из ГТГ и ГРМ, предоставившим на эту выставку лучшие произведения художника, сняв их со стен экспозиционных залов. Но в первые послеперестроечные годы возникла своеобразная реакция отторжения на все, что попадало под эгиду официального искусства советской эпохи. К сожалению, вместе с водой из ванны выплеснули и ребенка. Эта выставка – своеобразный призыв взглянуть внимательно на искусство той поры и понять, что и в те годы в стране жили, работали и выставлялись выдающиеся художники, чье творчество интересно и, не побоюсь этого слова, актуально и сегодня.

- На каких работах и творческих периодах Попкова будет сделан акцент? Какие вещи публика увидит впервые?

- Мы постарались отобрать 40 работ, которые наиболее полно и точно представляют творчество этого художника. Среди них – все знаковые полотна, которые в то время сразу же приобретались главными музеями страны – и музеи действительно конкурировали за них друг с другом. Все работы были штучными, художник писал их сам и не делал повторений. Это и уже упоминавшиеся «Строители Братска» и «Двое», и «Мезенские вдовы», и «Работа окончена», и «Шинель отца». Две очень интересные картины привезли из Волгограда, две – из Орла. На выставке будут также представлены 12 произведений из частных коллекций, в первую очередь – из собрания Арт-фонда семьи Филатовых. Публика их знает мало или не знает вовсе – это то, что осталось в мастерской после гибели художника, то, что показывает сложнейшую внутреннюю жизнь этого человека, те душевные и духовные конфликты, которые его раздирали. Многие из них – своеобразный ключ к более глубокому пониманию и дешифровке тех произведений, которые всем известны.

- Будет ли посвящена отдельная глава трагической и нелепой смерти художника? Увидит ли публика последние работы Попкова — то, что он не успел показать или дописать из-за того случайного выстрела инкассатора, который оборвал его жизнь?

- На выставке будет показана последняя большая работа художника «Осенние дожди», посвященная Пушкину и оставшаяся незавершенной, и несколько весьма важных работ последнего для художника – 1974 года, которые совсем неизвестны публике.

- Последуют ли за выставкой Попкова другие проекты советской эпохи? Или РОСИЗО собирается показывать в России и мире искусство разного времени и стилей, в том числе и современное? Какие еще проекты будут подготовлены к Году Культуры?

В рамках Года культуры Росизо готовит (совместно с Государственным архивом РФ и Государственным Историческим музеем) большую выставку в двух частях, посвященную Первой мировой войне, она пройдет с августа по октябрь 2014 года в Новом Манеже и в ГИМе. Вторая выставка Росизо в рамках Года культуры – «Образ Востока в русском и советском искусстве первой половины ХХ в.», в основе выставки – собрание живописи и графики Государственного музея Востока и Саратовского музея им. А.Н.Радищева, она пройдет летом 2014 года в Саратове. Что касается других проектов, посвященных искусству советской эпохи, то это действительно наша тема. В коллекции РОСИЗО хранится так называемый «Архив МК СССР», который в свое время находился в Загорске. Это уникальное собрание, включающее произведения, которые после марта 1953 года стали изыматься из музеев и передаваться в архив, а также огромное количество материалов, оставшихся от несостоявшейся выставки «Индустрия социализма». Работы из фондов РОСИЗО активно использовались на главных выставках, представлявших на протяжении последнего десятилетия и в России и за рубежом искусство сталинской эпохи, таких как «Коммунизм: Фабрика мечты» во Франкфурте в 2003 г., или «Социалистические реализмы» в Риме в 2011 г. – я была сокуратором и того и другого проекта и мне интересно анализировать этот феномен, который также заслуживает пересмотра отношения и дезавуирования каких-то из существующих о нем мифов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру