Весть о том, что Манеж готовится показать первую персональную выставку Бэнкси, разлетелась по столице еще в 2012 году. Премьеру анонсировала Марина Лошак, в то время возглавлявшая выставочное объединение. Продолжил готовить беспрецедентный проект Андрей Воробьев, сменивший Лошак на посту директора Манежа в прошлом году. До Нового года он рассказал подробности, которые еще больше взволновали публику и подогрели интерес к проекту. Сообщал он, что в ретроспективу планируется включить более 130 работ, выполненных в различных техниках — живопись, скульптура, граффити, коллажи, объекты и видео. Экспонаты обещали предоставить московской арт-площадке западные коллекционеры, в основном — голливудские звезды. Они должны были стать специальными гостями премьеры и лично представить работы Бэнкси. Однако после событий на Украине у них возникли сомнения насчет участия в московском проекте. Слухи распространились по столице со скоростью звука. На премьере «Золотого века русского авангарда» Гринуэя—Боддеке «МК» поинтересовался у Андрея Воробьева, насколько верны эти опасения.
— Говорят, что из-за ситуации на Украине владельцы работ Бэнкси, ранее обещавшие предоставить экспонаты для московской ретроспективы, теперь передумали. Это правда?
— Да, есть проблемы с некоторыми владельцами... Не со всеми, конечно. Но есть владельцы крупных собраний, локомотивы, за которыми тянутся все остальные. И у кого-то из них появились сомнения. Проблема есть, и мы пытаемся ее решить. Я надеюсь, что все получится, и жду этот проект. Будет горько, если из-за нежелания владельцев все сорвется. На выставку есть деньги, место, под нее придумана замечательная концепция. Ее ждет вся Москва...
— Это верно, все очень ждут. А вы связывались с самим Бэнкси — он знает, что готовится такой проект, будет принимать какое-то участие в нем?
— Художник прекрасно знает о нашем проекте. Еще до всех сложностей он хотел, чтобы эта выставка прошла, но под лозунгом, что сам Бэнкси в ней не участвует. Дело в том, что он не занимается сейчас изобразительным искусством, больше увлечен кино. Но он знает, каким будет состав работ, и одобряет его.
— Он не участвует только по творческим мотивам? Или и тут не без политики?
— Нет, исключительно по творческим мотивам. Он считает, что сейчас не нужно заниматься ни живописью, ни инсталляциями, ни граффити, а снимать авторское кино в Голливуде. Примерно этим он сейчас и занят. Другое ему неинтересно.
— Как вы думаете, когда станет ясно, состоится эта выставка или нет?
У нас времени месяц, чтобы решить эту проблему.
Справка «МК»: Бэнкси — одновременно самый знаменитый и неизвестный художник наших дней. Он прославился своими «партизанскими» граффити, созданными с помощью трафаретов в общественных местах: на стенах в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на Западном берегу реки Иордан. Не меньше шума наделали и смелые выходки Бэнкси. Например, однажды он повесил в Лувре репродукцию Моны Лизы со «смайлом» вместо лица. В другой раз — оставил в Диснейленде надувную куклу, одетую как заключенный Гуантанамо (как это было, можно увидеть в документальном фильме «Выход через сувенирную лавку», номинированном на «Оскар» в 2011 году). Наибольшие же споры вызывает личность Бэнкси — журналисты и поклонники тщетно пытаются раскрыть имя и внешность художника уже который год. Работы Бэнкси продаются на аукционах за сотни тысяч фунтов. Многие из них находятся в частных собраниях Анджелины Джоли, Бреда Питта, Кристины Агилеры и Кейт Мосс.