«Дедушка панк-рока» Лу Рид скончался в США

Экс-лидеру The Velvet Underground был 71 год

28 октября 2013 в 14:06, просмотров: 3850

«Крёстный отец альтернативного рока», «Дедушка панк-рока»... Эти и многие другие эпитеты, которые музыкальная критика использует в отношении Лу Рида, никогда не смогут передать и десятой доли того влияния, которое он оказал на мировую рок-сцену. В минувшее воскресенье Рид, один из основателей The Velvet Underground, после ухода из группы начавший весьма плодотворную сольную карьеру, скончался в своём доме в Саутгемптоне, штат Нью-Йорк, в возрасте 71 года.

«Дедушка панк-рока» Лу Рид скончался в США
фото: ru.wikipedia.org
Лу Рид

О смерти артиста сообщил его агент, который не уточнил причин трагедии. Предполагается, что одним из факторов была перенесённая Ридом в мае этого года операция по пересадке печени.

Записавший 4 альбома в составе культовых The Velvet Underground и два десятка сольных пластинок, Рид никогда не был успешным, в общем смысле этого слова, музыкантом. «Бархатное подземелье», опередившее время, в годы своего существование оставалось коллективом, прямо скажем, недопонятым. Уже позднее, когда группы, чьё появление на свет было инспирировано новаторством The Velvet Underground, стали признаваться в любви к творениям группы, к ней пришло широкое признание в качестве отцов-основателей панка. Лучше всего ситуацию вокруг «Подземелья» характеризует фраза, обычно приписываемая легендарному музыканту и саундпродюсеру Брайану Ино: «Первый альбом The Velvet Underground купили всего 30 тысяч человек за пять лет. Впоследствии все эти 30 тысяч организовали собственные группы». Неудачи преследовали «Подземелье» с самого начала — одну из своих первых демо-записей музыканты пытались передать The Rolling Stones, однако эффекта это не возымело.

Другим, не менее важным признанием заслуг Рида, стала фраза, произнесённая вокалистом U2 Боно во время тура в поддержку альбома ирландцев «Achtung Baby»: «Каждая песня, которую мы поём, родилась из попыток «снять» песню Лу Рида».

Влияние артиста не ограничивалось группами, появившимися уже после распада The Velvet Underground — его современник, легендарный Дэвид Боуи, в чьём огромном влиянии на культуру прошлого столетия трудно усомниться, называл Рида и Игги Попа в числе главных своих ориентиров (сам Боуи, впрочем, перед Ридом в долгу не остался, и помог ему в работе над одним из наиболее успешных сольников артиста «Transformer»). Отголоски звучания The Velvet Underground можно услышать и у групп, игравших практически одновременно с ними — Television, The Stooges, и многие других, составлявших костяк музыкальной сцены Нью-Йорка 60-70-х годов, сформировавшийся вокруг культового клуба CBGB.

Лу Рид, Джон Кейл, Стерлинг Моррисон и Морин Такер — участники The Velvet Underground (хотя не стоит забывать и о роли Нико и Энди Уорхола в создании первого альбома группы), – были новаторами во всех аспектах, касающихся рок- группы: начиная от имиджевой составляющей, и заканчивая непосредственно музыкой, что и обеспечило им славу прародителей панка. «Велветам» была чужда эстетика пафосного глэм-рока — участники группы выходили на сцену в своей, грубо говоря, повседневной одежде, однако, почти всегда, в чёрном. С точки зрения техничности The Velvet Underground, разумеется, уступали многим мейнстримовым группам своего времени, практиковавшим, подражая Led Zeppelin, длинные соло и сложные партии. «Велветы» же большее внимание уделяли звуку — с их подачи обильное использование фидбэка в гитарном звучании стало общим местом, а их зачастую монотонные, повторяющиеся мелодические линии легли в основу пост-панка, заполонившего в 80-е годы Великобританию.

С точки зрения текстов Рид был для своего времени не менее революционен. Например, в песнях The Beatles или представителей американской психоделической сцены вроде 13th Floor Elevators тема наркотиков проходила полунамёками или же критики искусственно «создавали» её, «притягивая за уши» некоторые факты (знаменитая ленноновская “Lucy in the Sky with Diamonds”, в названии которой многие увидели отсылку к ЛСД, в действительности песней о наркотиках не является, о чём заявлял сам автор). Рид же запел об этом совершенно открыто. «Я жду своего человека; 36 долларов в моей руке», - это об ожидании драгдилера, что было очевидно всем, знакомым с реалиями нью-йоркских улиц конца 60-х. Знаменитая «Венера в мехах», написанная под впечатлением книги Захер-Мазоха (которую Рид, впрочем, называл макулатурой), раскрывает тему садомазохизма, которая ранее рок-поэзией почти не затрагивалась. Говорить о песнях с недвусмысленными названиями вроде “Героин» и вовсе излишне.

Если «Битлз» показали своим сверстникам, что им никто не мешает петь СВОИ песни, то Рид вслед за ливерпульцами доказал, что песни можно петь ещё и СВОИМ языком.

Уход из The Velvet Underground Джона Кейла — одного из основателей и главных, наряду с Ридом, идеологов группы, привёл к смягчению её звучания, однако успеха это по-прежнему не приносило (четвёртый альбом «Велветов» «Loaded” задумывался выпускающим лейблом как «загруженный» (loaded) хитами — Рид с треском провалил затею, после чего покинул группу).

В сольной карьере Рид продолжил эксперименты как с привычным для него протопанковым звуком, так и с глэм-роком, эмбиентом, и другими стилями. Введение The Velvet Underground в Зал славы рок-н-ролла в 1996 году как признание их заслуг привело к тому, что Рид стал нарасхват — песни его группы исполняли и исполняют самые успешные артисты, а сам артист помогал в записях многим людям, от популярнейших лос-анджелесских The Killers, до Карлы Бруни. Последним проектом Рида стал совместный двойной альбом с легендарными Metallica, снискавший противоречивые отзывы как среди критиков, так и среди слушателей. Сами музыканты, несмотря на принадлежность к разным музыкальным жанрам, экспериментом остались довольны.

Участники Metallica одними из первых высказали соболезнования после печальной новости о смерти Рида. К ним присоединились представители самых разных музыкальных стилей и не только музыканты: актёр Джон Кьюсак, Пит Таунсенд из The Who, американская группы Weezer, поп-звезда Джастин Тимберлейк, Ленни Кравиц, и многие другие. «Мир потерял прекрасного автора песен и поэта... Я потерял «школьного товарища», - написал на своей странице в Facebook Джон Кейл.



Партнеры