Спасет ли мир музыка-соул

За молодыми зарубежными музыкантами началась новая слежка

16 января 2014 в 19:56, просмотров: 3404

Британская корпорация «Би-Би-Си» не первый год прилежно и старательно исполняет обязанности главного музыкального детектива и оракула за рубежом, выбирающего из пестрой колоды современных исполнителей тех, за творческими экзерсисами которых в очередном году стоит наблюдать особенно пристально. Имена оглашаются в рейтинге BBC Sound of..., который составляется по итогам опроса экспертов музыкального бизнеса. В 2014-м под микроскопом окажется Сэм Смит из Кембриджшира — 21-летний юноша с нежным по-девичьи лицом и запоминающимся, звучным голосом, поющий электронный соул.

Спасет ли мир музыка-соул
Сэм Смит (скриншот видео, опубликованного на сайте youtube.com, пользователем Sam Smith)

«У меня нет слов!», - расчувствовался юный Смит в интервью BBC. Зато есть, что и как спеть. Своим вокалом юный артист уже обрек в прошлом году на успех два, пожалуй, самых модных сейчас английских электронных проекта: танцевальный дуэт Diclosure, с которым сделал трек «Latch», и группу Naughty Boy (песня «La La La»). Последняя добралась до верхушки британских чартов, но на этом амбициозный юноша не остановился. Решив не прятаться за чужими спинами, Сэм с головой нырнул в сольное творчество и готовится выпустить в мае дебютную пластинку «The Lonely Hour», первые синглы с которой - «Lay Me Down» и «Money On My Mind» - уже можно послушать в интернете. К «обновленному r'n'b», как еще называют направление, в котором экспериментирует Сэм, критики BBC присматривались, а точнее прислушивались уже три года, помещая его представителей на вторые места своих ежегодных рейтингов. В 2011-м эту позицию занял сын известного рок-исполнителя Джеймса Лахерланда Джеймс Блейк, которого многие и считают пионером стиля, причем, ставшего им под чутким продюсерским руководством отца. Блейк сделал r'n'b более тонким и романтичным, что позволило любителям жанра воспринять эту музыку по-новому. Из аккомпанемента к клубным танцам композиции r'n'b превратились в полноценные песни, которые можно слушать, не только танцуя, но и анализируя смысл. В 2012-м серебро от BBC досталось Фрэнку Оушену, который, кстати, стал не только продолжателем модной музыкальной тенденции, но и первым чернокожим исполнителем хип-хопа, открыто заявившим о своей гомосексуальной ориентации. В 2013-м, когда адепты нового стиля уже резко стали набирать обороты популярности, на вторую строчку попал дуэт AlunaGeorge, миксующий соул с электропопом. И вот, наконец, победа жанра восторжествовала: Сэму Смиту выпала честь стать первым его представителем, которому досталось главное место в рейтинге.

Конечно, музыканту, несмотря на уже обрушившийся на него успех и узнаваемость в узких пока кругах, придется постараться, чтобы оправдать возложенные на него надежды. Учитывая актуальность стиля, конкуренция в нем сейчас очень высока. Как говорится, не Смитом единым. Тем не менее, вспоминая предыдущие прогнозы BBC, велика вероятность того, что Сэм сумеет удержать позицию «намбер уан» и дать еще бОльшую фору молодым коллегам по цеху. Предсказания британского «оракула» сбывались уже не раз. Вспомнить хотя бы историю Адель — самый показательный пример того, как сказка стала былью. Корпорация BBC напророчила ей успех в 2008-м. Именно в этом году она выпустила первую пластинку «19», высоко оцененную критиками и слушателями, а через два года — альбом «21», за выходом которого последовал уже стремительный взлет певицы на Олимп шоу-бизнеса. Первый «блин» BBC в 2003-м, когда, собственно, началась история ежегодных опросов, тоже не вышел комом: главным дебютантом назвали рэпера 50 Cent, который потом еще пять лет держал в благоговейном трепете все мировое хип-хоп сообщество, пока на пятки ему не стал наступать Канье Уэст, нынешний фаворит слушателей, признанный в прошлом году одним из самых трудолюбивых зарубежных музыкантов. Не ошиблись эксперты и в 2007-м, назвав избранным певца Мику, грозой (правда, довольно кратковременной) пронесшегося над танцполами всего мира. В 2004-м критики угадали развившуюся потом тенденцию, отдав первое место группе Keane, обошедшей Franz Ferdinand. Дело в том, что Keane по сути стали законодателями новой моды, точнее — двигателями возвращения старой: они заиграли рок, построенный на клавишном, а не на гитарном звучании. Клавиши уже вытесняли гитары с развитием музыкальных технологий в начале 80-х, когда золотой фонд классического рока за рубежом был уже создан, и исполнителей вместе с поклонниками потянуло на «сладенькое», то есть на свежее звучание синтезаторов. Потом в подтверждение теории, что история движется по спирали, гитарные снова вернулись в фавор, а в середине нулевых, во многом благодаря таким командам, как Keane, опять стали вытесняться клавишными, что и предсказали в какой-то степени эксперты BBC.

В одном из рейтингов участники опроса BBC также напророчили успех Элли Гулдинг, да и дебютная пластинка калифорнийского трио Haim, прошлогоднего победителя, успевшего впоследствии приобрести внушительную массу поклонников и выступить на крупнейших зарубежных фестивалях, была оценена по достоинству. Не раз удавалось угадать и со всеми пятерками фаворитов. Например, за спиной венценосной Адель остались Foals, MGMT, Vampire Weekend – инди-группы, которым удалось прославиться в своем направлении благодаря смелым экспериментам. В год, когда первой стала Элли Голдинг, за ней «паровозом» последовали Джесси Джей, Марина Диамандис и вышеупомянутый Джеймс Блейк, ставшие, хоть и менее популярными, но все же состоявшимися и коммерчески успешными исполнителями. Конечно, и на старуху бывает проруха. В 2012-м на первую строчку рейтинга попал соул-певец Майкл Киванука, но настоящим открытием года стал впоследствии альбом Фрэнка Оушена «Channel Orange», которого незаслуженно отодвинули на второе место, а в 2009 и вовсе случился конфуз: уделив слишком большое внимание Литл Бутс, критики не разглядели будущую звезду Леди Гагу.

Когда делаются ставки на будущее, ошибки иногда неизбежны. Тем не менее рейтинг BBC считается, пожалуй, самым объективным прогнозом. Среди 170 экспертов, участвующих в опросе, - музыкальные редакторы, критики, блогеры, продюсеры и ведущие, люди, которые уже много лет варятся в котле шоу-бизнеса и так или иначе следят за тенденциями, находясь на разных наблюдательных «вышках». На опросе каждый из них должен назвать и распределить по призовым местам трех музыкантов, которые удивят публику своими успехами в наступившем году. Это могут быть исполнители из разных стран, играющие музыку любых жанров, относительно недавно появившиеся на сцене. Последнее условие является обязательным. Выбирать также можно только тех артистов, которые не доходили и до четвертьфиналов крупных музыкальных конкурсов. А если у кого-то из претендентов уже есть записанные альбомы и синглы, они не должны были входить в двадцатку хит-парадов. Нельзя номинировать и тех исполнителей, с которыми у участников опроса были личные или финансовые отношения. В общем, организаторы стараются делать все, чтобы общее мнение было не предвзятым, а выбор объективным. Такой подход приносит свои плоды. Остается только, затаив дыхание, наблюдать, сработает ли схема BBC Sound of... в 2014-м, и превратится ли молодой Сэм Смит из привлекательного, но все-таки еще скромного дельфина в настоящую акулу шоу-бизнеса.



Партнеры