Окна музыкального роста

В библиотеке Боголюбова прорубили музыкальный туннель в Скандинавию

27 февраля 2014 в 18:21, просмотров: 2036

Библиотека искусств имени Боголюбова — место известное: концерты, лекции и чтения здесь проходят с завидной регулярностью. И все же музыкально-поэтическая программа «Окно в Скандинавию», стала для читальни особенным событием. Юные таланты, лауреаты престижных конкурсов заворожили публику утонченным исполнением скандинавской музыки, стихами на датском языке и не только. «МК» прислушался к звукам севера и узнал, в какие еще страны предстоит прорубить музыкальные окна.

Окна музыкального роста
фото: Мария Москвичева

Каминный зал читальни забит до отказа. Публика собралась самая разная — от первоклашек до пенсионеров. «Многие зрители, однажды побывав на вечере или выставке, становятся поклонниками наших программ и начинают посещать каждое мероприятие», — рассказывает «МК» глава фонда «Арт-линия» Мария Копьева. Этого вечера завсегдатаи культурных событий фонда ждали несколько месяцев: стартовый концерт программы «Музыкальные окна в Европу» прошел в ноябре прошлого года в доме-музее Ермоловой. Теперь же — на новой для себя площадке — «Арт-линия» прорубает музыкальное окно в Скандинавию.

Погружение в музыку Северной Европы начинается с лирических композиций норвежца Эдварда Грига, продолжается мелодиями финнов Эркки Мелартина (испытавшего серьезное влияние Грига) и знаменитого Яна Сибелиуса и завершается новеллами одного из крупнейших датских композиторов ХIХ века Нильса Гаде. В коротких перерывах между партиями студентки МГИМО Татьяна Халяпина и Дарья Айдын читают стихи Ахматовой, Гумилева, Бальмонта и Ибсена. Последний из перечисленных поэтов производит фурор, ведь его стихотворения звучат сначала на невероятно мелодичном датском языке и только потом в переводе. Поэтические «паузы» позволяют музыкантам подготовиться к выходу — несмотря на то, что эти школьники с малолетства привыкли к публике, каждый выход все равно волнителен. Ребята говорят — всё оттого, что они чувствуют ответственность. «Мы несем классическую музыку в массы, так что нужно играть так, чтобы зритель влюбился в мелодию», — гордо и деловито заявляют они. А ведь самым юным исполнителям — Александре Довгань и Родиону Шакирову — всего 7 лет, а самой взрослой, виолончелистке Анастасии Смысловой — 17. Всего в этот вечер на сцене девять музыкантов. Кроме уже названных выступают Михаил Митрофанов, Александра Адельгейм, Екатерина Шаламова, Филипп Лынов, Татьяна Скрынник и Софья Хазиева.

— В нашем музыкальном коллективе, преимущественно состоящем из учеников Центральной московской школы при консерватории имени Чайковского, намного больше участников, чем вы видите сегодня, — говорит «МК» руководитель музыкальных проектов «Арт-линии» Татьяна Малышева. — Состав каждого концерта зависит от занятости ребят и от программы.

Некоторые участники коллектива пришли послушать своих друзей в качестве зрителей. Среди них — кларнетист Осип Чебурашкин. В перерыве мы беседуем с ним о национальных особенностях музыки разных стран.

— Скандинавская музыка более задумчивая и мечтательная, — говорит Осип. — Мне кажется, эти мелодии рождались где-то на скалистых берегах, о которые бьются волны. Такая обстановка располагает к мечтательным сочинениям. А, например, немецкий музыкальный стиль более воинственный и мужественный. Германия веками была раздроблена, потому воинственность в крови у немцев. Английский стиль — консервативный. Вообще в Великобританию часто переезжали композиторы из разных стран, так что как такового английского стиля в музыке до середины ХIХ века не существовало, все было наносное. Потом сформировалась традиция.

Именно Великобритании будет посвящено следующее «Музыкальное окно в Европу» — концерт планируют провести в апреле. Дальше — больше: Франция, Италия, Испания и т.д. Мария Копьева обещает прорубить музыкальные окна чуть ли не в каждую европейскую страну.



Партнеры