Пуанты уходят в небо

Не стало балерины Ольги Лепешинской

21 декабря 2008 в 17:38, просмотров: 1592

…И пусть этой фамилии никогда не слышало “поколение next”, мальчики и девочки “эмо”. И пусть она не выходила на сцену в качестве балерины  с 1963 года. И пусть иных уж нет: давно умерли ее режиссеры и соратники…

И вот — на 93-м году жизни скончалась прима-балерина Большого театра Ольга Васильевна Лепешинская.

…Немирович-Данченко звал ее в драматический театр. Сталин называл “стрекозой”, она была его любимой балериной. С Галиной Улановой они часами беседовали по телефону. В 2005-м скончалась ее дублерша в “Красном маке” Раиса Стручкова, которая однажды заменила Лепешинскую во втором акте, — в первом Ольга Васильевна сломала ногу в трех местах, но довела танец до конца. Полвека назад, в 1963-м, она оставила сцену после смерти своего мужа. Говорила, что танцевать ее заставляла внутренняя радость, но после смерти мужа этой радости уже не было. Преподавала в России и за рубежом, ездила смотреть новые спектакли, была активной до самого последнего времени, хотя уже довольно давно она не могла ходить.

О великой балерине рассказывает ее друг, поклонник, знаменитый драматический артист Федор Чеханков:

— Впервые я увидел ее, когда учился в восьмом классе и приехал из родного Орла на каникулы в Москву. В филиале Большого театра я увидел Ольгу Васильевну в балете “Фадетта”, главная партия. Это была такая энергия, озорство, темперамент! После спектакля я подошел к служебному входу и увидел маленькую женщину… Потом я написал ей письмо. И она мне ответила стихами: “Благодарю за добрые слова, желаю счастья, Ольга Лепешинская”. Я ходил на все ее спектакли, я ее обожал. Всегда ведь была конкуренция между московской и ленинградской балетной школой. Ольга Васильевна была ярчайшим представителем московской школы. Такая заразительность, кураж, а технически она делала такие вещи, которых сейчас не делает никто. Никто так не вертел фуэте, как она. Я был на ее последнем балете “Дон Кихот”. Вначале музыки не было слышно — зал ревел, как на футбольном матче. У нее было огромное количество поклонниц — 100—150 человек ходили специально на каждый ее спектакль. Она это ценила и не стеснялась дружбы с ними. Говорят, ее даже куда-то вызывали: вот вы даете поклонникам контрамарки. И буду давать, ответила она, потому что у них, кроме балета и меня, ничего нет. Был клан поклонниц Улановой и клан поклонниц Лепешинской. И с таким уважением она говорила о Галине Улановой: “Я танцевала в эпоху великой Улановой”.

— Говорят, однажды, делая знаменитую “рыбку”, когда балерина влетает на руки партнеру, она пролетела мимо…

— Она была бесстрашная на сцене, как она бросалась в эти “рыбки”. Да, она вылетела в оркестровую яму, через секунду вылетела на сцену и успела в последний такт встать в последнюю позу. Это был ураган на сцене, вихрь. Мы дружили, почти рядом жили, я вел ее вечер, посвященный 90-летнему юбилею, и сидел с ней рядом на юбилейном “Дон Кихоте”. Она маленькая, из зала ее не видно, я пододвинул ее кресло… С каким восторгом она называла имена новых танцоров, которые исполняли все эти партии, и вспоминала тех, своих партнеров… В войну танцевала для солдат на пальцах — на грузовиках, а то и просто на земле… Она первой среди балетных получила звание народной артистки Советского Союза. В балете форма — хорошо, но главное — содержание, то, чем наполняешь танец. Забыть ее невозможно.

…Похороны Ольги Лепешинской пройдут 23 декабря на Введенском кладбище в Москве. Прощание состоится в Большом театре — в ее родном театре, в котором когда-то блистала великая балерина уходящей эпохи.



    Партнеры