Как Новый театр обостряет инстинкты

На фестивале NET зрителя погрузят в темноту

08.11.2013 в 15:16, просмотров: 1726

Фестиваль «Новый Европейский театр» все 15 лет своего существования борется за территорию с классическим театром: здесь постановки играют непрофессиональные артисты, литературный текст заменяют музыкальными и пластическими решениями, сюжет исчезает в принципе... Однако театр остается театром, и ставка на фестивале делается и на молодое поколение, и на мэтров сцены. Чего ожидать от фестиваля с девизом «От спектакля к перфомансу» — узнал «МК».

Как Новый театр обостряет инстинкты
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля NET

— Катастрофа дискоммуникации — проблема, перед которой мы все стоим, — заявил арт-директор фестиваля Роман Должанский. Поэтому NET-2013 будет бороться за культурное общение со зрителем — выведет его на сцену, погрузит в кромешную темноту, предложит погрузиться в музыку Моцарта или ожившие инсталляции.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля NET

Раньше на фестивале не было явных пересечений с другими сферами, в этом же году несколько постановок балансируют на грани между музыкальным и театральным жанром. Одна из них — King Size, пьеса Кристофера Марталера из Базеля. Спектакль откроет фестиваль 17 ноября и обрушит на зрителя микс из произведений Баха, песен Битлз и молодого Майкла Джексона. Другая исключительно музыкальная постановка - «Волшебная флейта», по одноименной опере Моцарта. Режиссер Питер Брук обещает, что выбросит за борт избитые символы и сценические эффекты, а на сцене появится компания молодых певцов, которые ищут новые формы и воплощения. Возглавлять же их будет никто иной, как юный Моцарт!

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля NET

Но на этом музыка не перестает играть: NET-2013 представит два спектакля кардинально меняющих понятие жанра. Видео-опера «Индекс металлов» и мультимедийный музыкальный спектакль «Падение/я» станут спец-проектами фестиваля.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля NET

— На прошлом фестивале был немецкий акцент, теперь пришла очередь французского, — замечает Роман Должанский. И одним из самых ярких экспериментов фестиваля станет парижский пластический спектакль «Memento Mori» Паскаля Рамбера. Для страдающих никтофобией спектакль будет опасен: света в зале не будет вовсе, людей погрузят в первородную тьму. Но темнота не означает, что сознание перестает работать — пока ощущения и инстинкты обострились, зрителям предлагают отстраненно созерцать происходящее вокруг. Кстати, это спектакль стал лидером продаж в билетных кассах!

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля NET

Еще один шаг к перфомансу на фестивале — спектакль итальянцев Стефано Ричи и Джанни Форте «100% Furioso». О постановке рассказывает Джанни:

— «100% Furioso» – это 100% неистовый. Это протест против любых барьеров, против того, что препятствует отношениям между людьми и народами, странами. Спектакль позволит зрителю непосредственно взаимодействовать с артистами. Мы возьмем зрителя за руку и совершим путешествие в мир чувств и эмоций, которые скрываются за доспехами неистового Ролана (именно он вдохновил наш перфоманс).

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля NET

И за руку зрителя возьмут в прямом смысле слова — выведут на сцену вместе с артистами. Один барьер постановщики уже устранили — спектакль создан совместно с русским театром «Платформа». Основная часть артистов – русские молодые ребята, вместе с ними играет Джузеппе Сартори, постоянный артист итальянской труппы

– У фестиваля должна быть национальная программа, но обычно это был довесок к основной, – рассказывает второй арт-директор NETa Марина Давыдова. – Сегодня границы размываются, привозные спектакли и спектакли, сделанные в Москве – абсолютно единый список. В списке участников француз Давид Бобе из «Гоголь центра», который выпускает «Гамлета». А также спектакль Театра Наций «Три дня в аду» молодого режиссера Дмитрия Волкострелова, и «Старость» от Liquid Theatre.

Фестиваль за 15 лет уже воспитал свое, «новое» поколение» зрителей, но Роман Должанский сетует на «дикарскую» реакцию зрителей. Катастрофа дискоммуникации — вот одна из главных проблем Нового театра в России. И именно ее за две недели (с 17 ноября по 4 декабря) призваны преодолеть новые ходы и нестандартные решения.