Бандитская премьера в Большом театре

Балет Пьера Лакотта на сцене ГАБТа

На исторической сцене Большого театра — бандитская премьера. «Марко Спада», известный также как «Дочь бандита» - второй балет знаменитого французского хореографа Пьера Лакотта, поставленный для первого театра страны. Его «Дочь фараона», что идет в Большом больше 10 лет, бьёт в Москве все кассовые рекорды.

Балет Пьера Лакотта на сцене ГАБТа
Пьера Лакотт

Из досье МК: «Марко Спада» - единственное полномасштабное сочинение знаменитого в ХIХ веке оперного композитора Обера в хореографическом жанре. В 1857 году он переработал свою оперу «Марко Спада, или Дочь бандита» в балет. Хотя слово «сочинение» тут не совсем уместно. Перед нами скорее набор фрагментов из самых разных его популярных произведений. Автором ещё оперного либретто выступил Эжен Скриб, а хореографом нового балета стал Жозеф Мазилье — главный балетмейстер Парижской Оперы. Поговаривают, что идея балета принадлежала императору Наполеону III.

Со временем «Марко Спада» затерялся в балетной истории. Но это прискорбное обстоятельство не могло остановить такого балетмейстера как Пьер Лакотт. Балет впервые был поставлен в Римской опере ещё в 1981 году для тогда уже смертельно больного друга Лакотта Рудольфа Нуреева, и с тех пор неоднократно возобновлялся на разных сценах мира. Шел он и в Парижской Опере. Теперь в течение 7 лет права на спектакль будут принадлежать Большому театру.

Сюжет «Марко Спада» настолько запутан, что нет смысла его пересказывать. Отметим лишь, что в балете 5 (!) центральных персонажей: и главный — сам Марко Спада, ведущий двойную жизнь – бандита и аристократа. Водевильная история, правда, имеет плохой конец – в результате боев с правительственными войсками Спада (такой герой существовал в действительности) погибает. Можно, пожалуй, и не сомневаться в том, что зритель в перипетиях очередной зарубежной «новинки» разберется с трудом. Но этого от него, по большому счету, и не потребуется. Балет этот предназначен для развлечения и главное его достоинство, зрелищность и танцы. Впрочем, они же и главный недостаток.

На стилизацию «под Мазилье» тут нет даже намека – пантомимные сцены сведены к минимуму, зато героиня запросто крутит изобретенное значительно позднее фуэте. Рябит, конечно, не столько от красоты декораций или пышности костюмов, сколько от фирменной французской мелкой «партерной» техники, к блеску которой хореограф приучил публику ещё со времен «Дочери фараона». Этому балету «Марко Спада» проигрывает по многим статьям. Изящное французское танцевальное «чистописанье» нередко здесь принимает у Лакотта формы настоящей графомании. Сильно осовремененная ажурная французская «мелочь», из которой составлены танцы и в этом балете, конечно, восхитительна и виртуозна, но в больших количествах утомляет своим однообразием. К тому же в «Марко Спада» практически нет полноценных кордебалетных танцев. Массовка изредка задействована только в качестве подтанцовки в несущихся бесконечной чередой па-де-де. Танцевальных выходов главных героев у Лакотта бессчетное количество и все они похожих друг на друга. К тому же все персонажи одарены множеством наезжающих одна на другую вариаций.

Все это мельтешение, однако, нисколько не мешает наслаждаться как самим балетом, так и работой наших артистов. Танцовщики буквально купаются в танце, и, сравнивая разные составы (их к премьере подготовлено четыре), нелегко прийти к заключению, кто же виртуознее всего справляется с лакоттовскими па старинной французской выделки: Дэвид Холберг прекрасно танцевавший роль Марко Спада в первом составе или Артем Овчаренко, также с блеском показавшийся в этой сложнейшей, придуманной на Нуреева хореографии; Семен Чудин — влюбленный в дочь бандита князь Федеричи (1-й состав) или тот же Холберг, вышедший в роли князя уже другом составе; роскошная Ольга Смирнова в партии маркизы Сампьетри (1-й состав) или все же обаятельная в той же роли Кристина Кретова? Лишь охотящийся за разбойничьей шайкой с целым полком солдат и попутно влюбленный в эту самую маркизу драгунский капитан Пепинелли настолько был неотразим и комичен в исполнении Игоря Цвирко, а роль дочери Спады Анжелы настолько хорошо легла на поднаторевшую в лакоттовском репертуаре Евгению Образцову, что только в двух этих партиях альтернативы для выбора, кажется, не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру