«Лолите» поставили 16+

Каждый желающий может поучаствовать в корректировке Концепции детской информбезопасности

Для чего нужна и как будет работать Концепция информационной безопасности детей, которую разработали депутаты, чиновники Роскомнадзора и детские омбудсмены? Что она изменит в вопросах защиты детей от информации, способной нанести вред их развитию? На эти вопросы «МК» ответила декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Елена Вартанова, одна из разработчиков концепции.

Каждый желающий может поучаствовать в корректировке Концепции детской информбезопасности
Елена Вартанова

- Елена Леонидовна, концепция – это приложение к закону №436 о защите детей от вредной информации. Как этот тандем будет работать?

- На самом деле все просто. Есть федеральный закон №436 — как и любой закон, он предполагает ряд санкций для его нарушителей (от предупреждений до лишения лицензии) – в первую очередь, для лицензированных СМИ, распространяющих опасную для детей медиапродукцию с отсутствующей или неверной возрастной маркировкой. На такие информационные продукты может пожаловаться любой рядовой гражданин, их может обнаружить Роскомнадзор. Это может быть информация любого рода – видео, аудио, тексты или компиляция всего этого, что часто бывает в мультимедийных продуктах в интернете – к примеру, в онлайн-играх и т.д. После жалобы нужно четко определить – есть ли повод для беспокойства, и если есть – то какой? Для этого задействуются эксперты, которые проводят экспертизу каждого конкретного случая — и опираться в своих исследованиях они будут именно на эту Концепцию, написанную по заказу Роскомнадзора специалистами ведущих российских НИИ и вузов в области медиа, детской психологии и прочих смежных сфер. С её помощью эксперты, должны решить – признать информационный продукт вредным для детей или оправдать его.

- Кому еще адресована эта Концепциия?

- Вторая категория тех, кому она предназначена – это юристы медийных компаний — ТВ, радио, интернет-СМИ, газет, издательств и т.д., которые проводят маркировку контента от 0+ до 18+ и предвосхищают возможные жалобы граждан, чиновников и общественных организаций. Они отсматривают медиа-контент и решают – в какой возрастной маркировке он нуждается и может ли вызвать претензии. Концепция будет служить для них руководством к действию.

- То есть, можно сказать, что в целом Концепция – запретительная, так?

- Вы удивитесь, но нет! Основная её идея – не быть инструкцией «как эффективно запрещать», а стимулировать и возрождать правильные детские СМИ, которых мало, а из тех, что существуют, большинство запуганы этим 436-м законом. Скажем, известный детский канал «Карусель» - он маркирует почти все, что показывает, 16+ и 18+, не ставит в программу традиционные детские мультфильмы или фильмы, на которых мы росли. Их юристы говорят – нам проще не ставить, чем потом по судам ходить. Но таких перегибов быть не должно!

- В качестве небольшого примера поставьте себя на место, допустим, издательства - и промаркируйте, скажем, три литературных произведения, известных своим спорным содержанием: набоковскую «Лолиту», ерофеевские «Москва-Петушки» и пушкинского «Царя Никиту».

- Оценивая суть, смысл и лексику, я бы поставила 16+ «Лолите» и 18+ «Москве-Петушкам» и «Царю Никите».

- Озвучен рабочий вариант концепции, и идет её финализация. И каждый желающий неравнодушный гражданин может поучаствовать в её корректировке. Как ему это сделать?

- На сайте Роскомнадзора расположен форум, где вы можете написать свои предложения, замечания и критику. Вот по этой ссылке (http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/) вы можете ознакомиться с нынешним текстом концепции и перейти в форум, чтобы написать свои предложения, которые будут прочитаны группой экспертов. Мы ждем вашего мнения!

- Создатели Концепции адресуют её не только специалистам, но и обществу. Но кто осилит 2500 страниц, которые она занимает? Будет ли упрощенная версия «для народа», чтобы предупредить массу безграмотных жалоб в Роскомнадзор на тот или иной медийный продукт для детей?

- Безусловно, в тексте масса деталей, важных для специалистов, и ненужных для широкой публики. Нам, группе создателей и чиновникам Роскомнадзора, очевидно, что требуется упрощенный вариант в виде брошюры для народа. И такой вариант обязательно появится – вероятно, уже в январе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру