Когда Верник не улыбается

Новые герои легендарного спектакля

30 января 2014 в 18:03, просмотров: 16183

Не успел выйти новый «Номер 13D», как он стал самым громким спектаклем Москвы. Редкий случай, когда премьеру не сопровождал сетевой скандал и прочие рекламные ухищрения. Этот театральный «товар» особо не нуждается в рекламе — за ним и без того стоит очередь. В МХТ им. Чехова дают дефицит — комедию, сделанную безупречно-виртуозно по законам жанра и по ним же виртуозно сыгранную. Если на трагедии еще можно заставить людей плакать, то заставить их на комедии рыдать от смеха — невероятно сложно. Владимиру Машкову это  удалось – сделать праздник, которого нет. В  празднике формата 13D уникальные актерские работы. И сегодня  мы представляем новых героев этого легендарного спектакля.

Когда Верник не улыбается
фото: Михаил Гутерман

Девушка оттепели

Паулина АНДРЕЕВА.

Роль: Джейн Уорзингтон, секретарша помощника министра, с которой тот решил поразвлечься во время дебатов в парламенте. Длинноногая, угловатая, прическа — конский хвост. Нижнее белье с кружевами.

Паулина Андреева: «Я считаю, что здесь у меня потрясающая возможность сыграть острохарактерного персонажа в нижнем белье. По делу в белье. И при этом быть смешной по праву. Так существовать — не в гриме, не с горбом, например, а с красотой».

Красоты Паулине не занимать. У нее данные, или, как говорят в театре, фактура модели (рост, ноги, талия, яркие черты лица), а вот природа — острохарактерная, комедийная. Хотя до Владимира Машкова ее такой никто не видел. Засветилась в сериале «Оттепель», где она в образе некоей певицы исполняет стилизованную под 60-е годы песенку, которая мгновенно, благодаря во многом и Паулине, стала хитом. Включи утюг, и там, кажется, зазвучит ее приятный, отстраненный голос: «Ах, как я была влюблена, мой друг, и что теперь? Я думала, это весна, а это оттепель». Всего-то одна песенка, а как повлияла на жизнь. «Оттепель» теперь часто просят спеть.

— Может быть, тебя зовут и на корпоративы?

— Приглашают, но я не иду. Все-таки хотелось бы оставаться в рамках профессии. «Оттепель» пою, только когда свои просят, например на мхатовском капустнике.

Что еще известно о девушке с редким именем Паулина? Имя это ей дала мама, и в подростковом возрасте оно ей страшно не нравилось. В жизни зовут Полей, Прасковьей или Пулей. Последнее небезосновательно: не любит сидеть на месте, и тем более лежать: «Сразу думаю — вот так всю свою жизнь и пролежу». Она петербурженка. Два года отучилась в питерском университете на факультете журналистики, но в какой-то момент «заскучала и решила уехать в Москву, броситься в экстремальные обстоятельства». В результате поступила в школу-студию МХТ, где теперь и работает.

Любимая актриса — Мэрилин Монро.

Пять рубашек для помощника министра

Игорь ВЕРНИК.

Роль: главная, мистер Ричард Уилли, помощник премьер-министра, который во время дебатов в парламенте решил поразвлечься со своей секретаршей.

Игорь Верник: «Кроме того, что он политик, он мужчина, привыкший мгновенно разруливать любые ситуации. Он никогда не сдается, бьется до последнего. Использует всех людей, манипулирует ими и, как хамелеон, приспосабливается к любой ситуации. Он гений решений сложнейших задач, и в этом его большой дар. Я счастлив, что играю эту роль, которая дает мне возможность в ней купаться».

Надо признать, что у Верника до сих пор не было таких ролей. Все, в том числе и он сам, даже немного подустали от его саблезубой улыбки, которую так любят эксплуатировать в кино и на ТВ. Так вот, в «Номере 13D» он не улы-ба-ется!!! Ему не до смеха: его респектабельный герой попал в совсем не респектабельную ситуацию. И в ней он становится главным. Как Фигаро - он тут, как Фигаро он - там. Новые раскрывшиеся обстоятельства, новые персонажи, всё и вся — в его руках. Срывающийся хриплый голос. И действия, действия, действия… Спираль закручивается, чтобы выстрелить. Между прочим, на стене висит ружье.

За спектакль ему меняют пять насквозь мокрых рубашек, и пиджак — хоть выжимай.

— Но затраты у нас не столько физические, сколько эмоциональные и энергетические. Вопрос даже не в скорости, а в энергии, наполненяющей сцены. Некоторые, скажем, застегивание запонок, мы с Володей на репетициях отрабатывали с секундомером.

Любимые актеры — Адриано Челентано, Андрей Миронов.

Как избавиться от чужих интонаций?

Сергей УГРЮМОВ.

Роль: вторая главная, Джордж Пигден, помощник мистера Уилли.

Сергей Угрюмов: «Предложение сыграть эту роль было для меня неожиданным. Тем более что ее играл Евгений Миронов, и делал это блестяще. Смущало, что Женькины интонации уже вошли в клетки зрителя, в том числе и мои. И от этого освобождаться было сложно. Мне кажется, я до конца так и не освободился от них».

Никто не сомневается: Сергею Угрюмову сложнее, чем другим новичкам «Номера 13D», его сравнивают с самим Мироновым! Но, замечу, только первые минуты, а дальше… Его герой нелепый, с большим минусом в очках, трепетный мамин сын. В его облике нет лиричности и милоты Миронова. У него жесткая фактура лица, и тем интереснее наблюдать, что с этой суровой жесткостью делает комедия, — чертовски обаятелен. Из нелепого мальчика становится мужем, принимает решения, своих не бросает.

Угрюмов чуть не сошел с дистанции: за две недели до премьеры сломал ногу на другом спектакле. Его прооперировали, загипсовали, а премьеру перенесли с декабря на январь. Сейчас играет с железным штырем в ноге. Впрочем, публика об этом не догадывается — он носится по сцене, исполненный страха и страсти.

— Для меня эта роль не до такой степени на сопротивление: в начале карьеры в «Табакерке» я много играл характерных ролей. На серьезные перешел с «Лунного чудовища», а вот теперь — «Номер 13D». Самое сложное в нем — все соединить вместе.

Любимый артист — Чарли Чаплин.

Ронни потеряет в весе

Станислав ДУЖНИКОВ.

Роль: Ронни, муж секретарши Джейн, который нанял частного детектива, желая уличить жену в неверности.

Станислав Дужников: «Этот жанр мне знаком еще со студенческих лет. Но он самый сложный из всех существующих».

Первое появление Дужникова ассоциируется с голливудским кино: огромный черный человек в черном кожаном костюме и в шлеме на голове. Человек-паук, человек-убийца, рыцарь черного образа, а на деле этот здоровяк-ревнивец оказывается сущим ребенком. Его наивность прошибает.

Особенно хороши его две сцены с мистером Уилли, когда проявление простого мужского участия воспринимается хохочущим залом как нечто запретное, в том числе и Государственной думой. Хрупкий Верник искренне утешает большого Ронни, оказавшись у того на коленях: «Успокойся, дружище, с кем не бывает». У управляющего гостиницей, который входит в этот момент в номер 13, шок от такой мужской близости.

— Стас, насколько для тебя это физически затратный спектакль?

— Меня мой тренер в спортзале гоняет сильнее. Здесь я отдыхаю.

В ближайшем будущем Ронни похудеет на 40 килограммов — так обещает Стас, который считает, что именно эти 40 килограммов у него лишние. Но держит вес до тех пор, пока не закончатся съемки в сериале «Воронины» — контракт не позволяет худеть.

Любимый актер — Робин Уильямс.

У меня к вам маленькая претензия

Андрей БУРКОВСКИЙ.

Роль: официант в гостинице. Длинный. Рыжий. Классический вымогатель и шантажист.

Андрей Бурковский: «Я стараюсь в каждой роли, даже трагической, найти комизм. Жизнь такая и люди такие. Может, для кого-то это и маленькая роль, а для меня — важная».

Его герой начинает скромненько — привозит заказ в номер 13D — шампанское и лобстера. Недвусмысленные намеки на мелкие чаевые, а потом наглеет: «У меня к вам маленькая претензия», — объявляет он постояльцам гостиницы. Кульминация — танец под выходную арию из оперы Бизе «Кармен»: «Тореадор, смелее в бой» — сопровождает танцем тореро на корриде.

Любопытно, что Бурковский еще студент, оканчивает последний курс школы-студии МХТ. Но студент он непростой, а с двумя законченными высшими образованиями. До школы-студии МХТ успел получить дипломы иняза и юрфака Новосибирского университета. Постоянный участник КВН и ситкома «Даешь молодежь!». Женат, имеет двух детей — сын Максим и дочь Алиса.

Не сторонник разделения на амплуа. Нравится, когда артисты легко существуют в любых предлагаемых обстоятельствах.

Любимый артист — Евгений Евстигнеев.

Управляющий белый клоун

Сергей БЕЛЯЕВ.

Роль: управляющий отеля. Работал еще в первой версии спектакля «№13».

Сергей Беляев: «Моя роль осталась практически нетронутой, хотя некоторые, кто уже видел спектакль, уверяют, будто бы у меня появились дополнительные сцены. Отвечаю: все то же самое, может быть, немножко добавился текст».

Роль у Беляева действительно небольшая, но как раз тот случай, что не размер роли красит артиста, а сам артист своей игрой задает размер. Вот он входит в номер, а мистер Уилли, как мелкая креветка, бьется в объятиях здоровяка Ронни. Управляющий еще не успел возмутиться, а зал хохочет — так он мимически усиливает реакцию зала. У Сергея редкое и трудное амплуа белого клоуна. Кстати, именно в этой роли он был занят у Владимира Машкова в спектакле «Смертельный номер», который, увы, уже не идет.

— Сережа, очень актуальная по нынешним временам сцена.

— Поверь, мы ничего не закладываем, я просто захожу, а зритель считывает то, что он хочет считать. Все претензии к нему.

Любимые артисты — Алексей Грибов, Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев и… Владимир Машков.

Красная, эротичная, роковая

Кристина БАБУШКИНА.

Роль: Памелла, жена мистера Уилли.

Кристина Бабушкина: «У меня прежде такой роли не было. Она яркая, хоть и небольшая. Ведь я, особенно в кино, вечная подружка главной героини с сильно накрашенными веками и экзальтированным характером».

Появляется во втором акте. И это не появление, а явление: красное платье, красные туфли, 12 сантиметров каблук. При росте 1,83 вместе с каблуками получается под два метра. В волосах красный цветок, и красная сумочка, в которой собачка. Но не красная — белая болонка в красной сумочке лает и крутит хвостом. Героиню Кристины Бабушкиной то и дело засовывают в шкаф, выталкивают в окно, обещают предаться страсти и обманывают надежды неюной леди. На нее, как и на многих, падает рама.

— Кристина, это больно?

— Если неправильно расположить тело на подоконнике, всего несколько сантиметров в сторону, то будет очень больно.

За время репетиций и работы в спектакле обнаружила в себе клаустрофобию. Еще бы, обнаружишь и не такое, посидев в шкафу.

Любимые актрисы — Наталья Гундарева, Нонна Мордюкова.

Гладиолус любить трудно

Ирина ПЕГОВА.

Роль: Пиона,сиделка.

— У меня во втором акте всего две сцены и финал. Старалась роль придумать как можно интереснее и не хотела, чтобы меня сравнивали с Марианной Шульц, которая первой играла эту роль.

Что же придумала Пегова? Она сделала режиссеру радикальное предложение — поменять имя с Глэдис на Пиону.

— Ну кто будет любить какой-то гладиолус? — сказала я ему. — Любить можно пионы. Так появилась сестра Пиона.

Сначала – сама скромность в монашеской одежде, а потом… на подоконнике, в распахнутом окне застывает аппетитная милашка – в кудряшках и кружевном белье. Актриса встает на пуанты — и это тоже ее предложение. Прежде танцами занималась, но на пуантах никогда не стояла. Говорит, что от них у нее ноги болят, но на сцене про боль забывает и сбрасывает пуанты сразу же за кулисами. Первый акт смотрит из зала и, видя реакцию зрителей, согласна, что эта комедия — подарок и счастье.

Нетрудно быть трупом

Леонид ТИМЦУНИК.

Роль: тело мужское, средних лет, он же частный детектив. Работал в первой версии «№13».

Леонид Тимцуник: «Эта роль для меня — редкая возможность на полную катушку использовать театральную условность, попробовать раздвинуть рамки драматического существования. И еще выйти за пределы реальных обстоятельств, то есть впасть в абсурд».

Весь первый акт его герой молчит, но его язык — тело. И какое! Тимцуник — один из лучших пластменов страны. Уникальная фактура — долговязый, гуттаперчевый, лысый, как бильярдный шар. Таким его обожают киношники, которые, как правило, приглашают на роли всяких гадов. Во втором акте он сползает со стула, в точности повторяя его формы, как будто не человек сполз, а ткань.

Как всякий движенец, мечтает о серьезных драматических ролях. Кстати, недавно снялся в роли легендарного хоккейного тренера Всеволода Боброва — роль положительная. А в феврале мы его увидим на экране в картине Германа «Трудно быть богом» — там он редкостный мерзавец.

В «Номере 13D» ставил движения. Сам работает как режиссер-постановщик. Единственный из команды «Номера 13D», кто не имеет травм, потому что, как говорит: «У меня есть навык правильно распределяться и расслабляться».

Любимые артисты — Юрий Никулин, Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев.

«Номер 13D»: за кадром

«Номер 13D» репетировали четыре с половиной месяца.

Премьеру в декабре отложили, потому что ждали возвращения в строй Сергея Угрюмова, который сломал ногу на спектакле «Женитьба».

«Номер 13D» — весьма травматичен. Практически каждый из участников получил синяки, ссадины, прищемил палец, разбил колено, локти... Даже был один спектакль, на котором травмировались все, после чего Машков объявил, что хочет устроить музей травм своих артистов — вывесить их в виде фотографий.

Шкаф, в котором по очереди побывали почти все персонажи, имеет заднюю дверь. Ее сердобольные монтировщики открывают, чтобы артисты подышали и не испытывали чувства клаустрофобии.

За сценой жизнь не менее напряженная и скоростная, чем на сцене. Рядом с артистом, закончившим свою сцену, как правило, бегут гример и костюмер. Меняют костюм, поправляют грим, дают попить.

Любимая фраза Владимира Машкова: «От сознательной психотехники актера к подсознательному творчеству самой природы». Это сказал Станиславский.

Все актеры без исключения утверждают, что играют «Номер 13D» в кайф и с огромным удовольствием.

Единственный спектакль в МХТ, где на поклонах представляют монтировщиков, свет, звук и аплодируют им.



Партнеры