— Это будет некая поэтическая мистерия. В этом таганском коктейле много компонентов. Будут и заздравные тосты, и плачи, и философские отступления, и клоунские реплики, и репризы, и чисто таганские зонги (песни балладного типа на злободневную тему, впервые использованные в «эпическом театре» Брехта. — Авт.). У нас, например, есть зонг под названием «Любимов». Хотя и весь спектакль можно было бы назвать «Любимов».
— Когда готовят юбилейный спектакль о театре, обычно вспоминают его историю. Вы выделяли какие-то вехи?
— Прежде всего Таганка — это люди. Как сказал когда-то Боровский про Любимова — это «гений коллективного разума». Таганка — это Эрдман, это Боровский, это созвездие прекрасных актеров и актрис. Мы постарались вспомнить всех павших и напомнить о живых. У нас есть посвящения, например, есть целая поэма «Давид Боровский». Мы вспоминаем Готлиба Ронинсона, Льва Штейнрайха, Семена Фараду, Всеволода Соболева, Леонида Филатова… Хочется, чтобы эту увлекательную энциклопедию Таганки «прочитал» молодой зритель.
— Вы поэтому пригласили Шевчука? Чтобы привлечь в театр больше публики? Или по иным мотивам?
— Когда-то меня с Шевчуком познакомил наш товарищ, уже ушедший, — Сергей Говорухин. Знакомство, кстати, было связано с нашими поездками в «горячие точки»… Я спрашивал «стариков» Таганки, насколько Шевчук будет органичен в юбилейном спектакле, и все согласились с моей идеей. Юре, которого Таганка воспитала как художника, идея тоже пришлась по душе.
— Шевчук — в каком-то смысле символ оппозиции. То есть этот спектакль не только о театре, но и о политике?
— «Таганский фронт» — это поле битвы худ ожников, это мой ответ на все склоки внутри Таганки и все мои размышления в политическом плане. Таганка — это всегда политика. У нас есть такой зонг «Суп с керосином». Таганка — это ингредиенты такого супа: и пафос, и плакат, и эпический смысл...
— А каков актерский состав? В спектакле задействованы молодые актеры?
— Много молодых актеров Таганки. Кое-кого набрал еще Любимов, кто-то пришел после него. Они не имеют никакого отношения к «группе юбилейного года».
— Вы принципиально не брали никого из «группы» в свою историю?
— Они же чужие... Таганка — живой театр, он связан с кровью, с потом, с любовью, с горячим носом. Я как раз работал с горячим носом, и для меня были принципиальны люди, которые работают с горячим носом. Мне было принципиально важно, чтобы меня понял Иван Бортник, Юрий Николаевич Смирнов, наконец, Юрий Петрович Любимов, а не ребята, которые делают выставку о Таганке, даже не зная, кто такой Давид Боровский.
— А Юрий Петрович придет на премьеру?
— Конечно!.. Знаете, Юрий Любимов меня учил тому, что надо обманывать публику. Публика ждет одного, а нужно делать по-другому. Я считаю, что он гениальный режиссер, и гениальный ход будет, если он сядет в такси и приедет к нам. Если же он справит юбилей в Вахтанговском — это уже банальная режиссура, а любимовская отличается непредсказуемостью.
— Значит, будет много сюрпризов?
— Однозначно! Начнется спектакль прямо у метро. Там зрителей будут встречать поэты с хорошими мужскими голосами. Они будут переключать светофор так, чтобы люди не попали под машины, а попали на Таганку. Вторая часть спектакля пройдет в фойе. Там действие тоже делится на несколько частей, будут сюрпризы — не могу пока говорить какие, но зрители как минимум удивятся. Третья, основная часть будет происходить на основной сцене. Полтора часа будет много музыки, в том числе музыки Шевчука и группы ДДТ, но не только…
— Слова и тексты в основном ваши?
— Да, мои. Я над ними много работал, улетал на море, чтобы написать с любовью… Таганка явится в пяти ипостасях. Это тоже традиция для Таганки. Любимов, например, делал спектакль про Владимира Маяковского, и у него было пять Маяковских на сцене. Так и у меня: Таганка — это пять баб. «Все богини как поганки перед бабами с Таганки» — написал Вознесенский. Пять женских монологов по моей просьбе написала московская поэтесса Катя Султанова. Я решил, что такие вещи должна писать женщина.
— И эти пять баб — склочницы?
— Нет, они — Таганки. Одна — Таганка-кукушка, другая — Таганка-вдова, третья Таганка — Москва. Но для меня одним из ключевых зонгов является «Таганка — корова Шагала». Для меня это главное сравнение: Таганка — это корова, которую нужно уберечь от ножа. Коров же называют Зорьками, а тут корова Таганка.