Черпак знаний из параллельных миров

Как будут учиться дети нынешних школьников?

Преподаватель — киборг, еженедельные уроки вождения звездолета и знания, загружаемые прямо в мозг по специальному проводу. Такой ли станет школа будущего? “МК” побеседовал с людьми, которым в силу профессии приходится немало думать о будущем, — с учеными, разработчиками современного учебного оборудования, писателями-фантастами — и попытался представить, какой же будет альма-матер лет эдак через 20—30.

Что будем учить?

Нужно ли подростку, решившему стать, к примеру, журналистом, знать наизусть формулы различных окисей и формальдегидов? А будущему ракетостроителю пробегать 100-метровку на нормативное время?

— Со временем обязательных предметов будет меньше, — считает президент Российской академии образования Николай Никандров. — Ребята будут выполнять больше самостоятельных творческих работ и проектов, в том числе коллективных (это уже давно распространено на Западе. — “МК”). Все шире будут применяться профильное обучение и профориентация.

Суть школьного образования сведется к тому, что лет до 12 ребенок будет получать основные сведения о мире, обществе, человеке, а лишь потом выбирать углубленное изучение предметов, которые ему наиболее интересны и с которыми, возможно, будет непосредственно связана его будущая специальность.

Какие-то дисциплины отомрут естественным образом. Так, например, все меньше внимания будет уделяться чистописанию — зачем оно нужно, когда все будет печататься на компьютере? Правда, для этого все тетради, дневники и учебники тоже должны стать виртуальными. Подобные проекты уже существуют — например, электронные дневники в Интернете. Разумеется, посмотреть на чужие “двойки” любопытным не удастся — доступ будет открыт только ученику, учителю и родителям. Последние также смогут получать сведения об успеваемости ребенка по электронной почте или смс. Кстати, с такими нововведениями сбудется мечта многих детей — портфели станут в разы легче. Ведь выполненные домашние задания можно будет присылать учителю по электронной почте или приносить на флэшке. Само собой разумеется, что с развитием компьютерных технологий появится больше классов с углубленным изучением информатики.

Иностранным языкам в школе будущего станет уделяться намного больше внимания, чем сейчас. Между тем, вопреки многим прогнозам, китайский не обретет в ближайшем будущем сногсшибательной популярности.

— Он слишком сложен для этого и, несмотря на бурный рост экономики и международного влияния Китая, не получит повсеместного распространения как иностранный язык, — уверен Никандров. — Зато позиции английского по сравнению с другими языками еще усилятся.

На чем будем учиться?

 
Интерактивные доски вошли в нашу жизнь не так давно, но сейчас ими уже мало кого удивишь. Совсем другое дело — что в школе будущего интерактивным станет буквально все! Более того, виртуальный мир вырвется за пределы плоских экранов и станет трехмерным, окружив школьников со всех сторон.

— В школьных классах появятся интерактивные стены, — рассказывает Валерия Холодкова, коммерческий директор одной из фирм, занимающейся разработками интерактивных технологий для школ. — Надевая специальные очки, ребенок в буквальном смысле попадает внутрь “изображения”. При помощи интерактивной указки или оптического маркера учителя и ученики смогут контролировать, поворачивать и перемещать объекты внутри виртуального мира, превращать один предмет в другой.

Геометрические фигуры, атомы и молекулы, органы человека, произведения искусства, географические объекты… Все это и многое другое можно будет не только рассмотреть на доске или нарисовать на бумаге, а потрогать и взять в руки. Еще один подобный прибор — оптический пинцет — способен не только двигать предметы, но резать их на части, деформировать, рассекать…

Чудеса? То ли еще будет! Уже сейчас создаются устройства, способные проецировать несколько изображений одновременно. То есть создавать сразу несколько параллельных трехмерных миров, между которыми ученики смогут “путешествовать” и перемещать различные виртуальные предметы.

На специальном интерактивном столе ребята будут строить здания, разбирать по косточкам человеческий скелет или смешивать химические реагенты. Сделал что-нибудь не так — и мечта многих хулиганов устроить взрыв в школе исполняется… но только виртуально. При этом стол будет “видеть” и лежащие на нем реальные предметы, тем самым буквально смешивая наш мир с “матрицей”.

— Вряд ли каждый школьник будет носить с собой какие-то сложные технические устройства, — говорит Валерия Холодкова, — разве что личные оптические указки. В коридорах учебного заведения появятся большие интерактивные мониторы, при помощи которых можно будет узнавать расписание, меню столовой и другую информацию. Причем в трехмерном режиме. Похожий процесс был продемонстрирован в фильме Стивена Спилберга “Особое мнение”, где герой Тома Круза передвигает компьютерные изображения руками прямо в воздухе. Помните? Кстати, устройство для такого действия — специальные перчатки — существует уже давно, но имеет много неудобств по сравнению с указкой.

Кто будет учить?

Вполне закономерный вопрос: если процесс обучения настолько виртуализируется, то сохранится ли надобность в учителе? Ведь зачем нужен человек, если его с успехом может заменить машина…

Действительно, даже быстрее, чем мы думаем, все школы повсеместно будут иметь собственное телевидение, радио, порталы во Всемирной паутине. Посредством интернет-мостов ребята смогут общаться со своими коллегами во всем мире. Дистантное обучение будет все активнее заявлять о себе.

Однако какой бы ни стала школа много лет спустя, главными в ней останутся не машины, а люди. В этом уверены все опрошенные “МК” эксперты.

— Сейчас существует много других источников знаний помимо школы (Интернет, дистанционное обучение), и они будут активно развиваться, — говорит директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин. — А целью школы и педагогов станет научить ребенка ориентироваться в них, добывать информацию, самостоятельно строить свою программу развития.

— Вопрос о том, не заменят ли учителей роботы или обучающие программы, был очень популярен еще 30 лет назад, — напоминает Николай Никандров. — И один очень умный американец сказал тогда: “Если учителя может заменить машина, то именно такого “учителя” она и должна заменить”.

Сколько будем учиться?

— Со временем учебный день будет удлиняться за счет большего количества дополнительных занятий и спортивных секций во второй половине дня, — уверен Никандров.

Кроме того, есть мнения, что продолжительность среднего образования увеличится до 12, а то и до 13 лет. По этому пути уже пошли многие европейские страны. Наша очередь не за горами.

Как изменится шкала оценки уровня знаний?

Очень вероятно, в недалеком будущем система оценок станет более дифференцированной, например стобалльной.

Что в принципе уже постепенно начинает внедряться на практике путем введения того же ЕГЭ. Логично при этом, что сам уровень знаний в будущем станет определяться при помощи тестов.

— Они позволяют сравнить ответы школьника не только со знаниями его одноклассников, но и с какими-то общими стандартами, — считает Владимир Собкин.

Что будет со школьной формой?

Форма обязательно вернется. В этом уверены многие эксперты. Причем в нее, возможно, оденут и учителей, как это делалось до революции 1917 года (в некоторых школах это “хорошо забытое старое” возрождается уже сейчас).

— Хорошо, если форма будет вводиться по общему согласию учителей, учеников и родителей и будет считаться чем-то объединяющим ребят, — говорит Собкин. — Плохо, если это будет сделано сверху, якобы для того, чтобы сгладить социальное неравенство, которого за одеждой, конечно, не спрячешь.

Сами дети считают, что форма будущего должна выглядеть так:

“…Каждый ученик может выбрать, что ему носить: юбку, шорты, бриджи… Можно регулировать длину пиджака и надевать под него любые футболки, обувь мы выбираем сами” (из материалов Всероссийского конкурса “Школа через 20 лет”).

ОСОБОЕ МНЕНИЕ


Предсказывать будущее с большой долей успешности всегда получалось у писателей-фантастов. Вот какая будет футуристическая школа, по мнению писателя-фантаста Владимира ПАНОВА:

— Для кого-то это звучит печально, для кого-то — нет, но я думаю, что школа будет не столько давать ребенку знания, сколько готовить его к жизни в обществе. Наверняка появятся специальные предметы, развивающие навыки общения, поведения, лидерские качества. А поскольку расписание не резиновое, что-то наверняка уберут. Вполне возможно, лет через 20 таблицу умножения будут изучать где-нибудь в 5—7-х классах, а из физики объяснять только три состояния вещества. Желающие узнать больше должны будут искать это в других источниках. Зато выпускники начнут лучше ориентироваться в жизни. Трудно сказать, как будет выглядеть процесс обучения — возможно, он станет дистанционным, получаемым через компьютер. Но я надеюсь, что этого не произойдет — ведь в школе завязываются взаимоотношения ребят — от обыденных до романтических. Избавим ребенка от них — получим неизвестно что.

Как видите, предположения Панова практически полностью совпали с прогнозами экспертов. Так что, возможно, ваше чадо, которое часами сидит в виртуальном шлеме, истребляя компьютерных монстров, просто готовится к урокам анатомии…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру