Когда все вокруг свои

В деревне РАЙСЕМЕНОВСКОЕ развернулось масштабное строительство поселка для сирот-инвалидов

В деревне РАЙСЕМЕНОВСКОЕ развернулось масштабное строительство поселка для сирот-инвалидов
Типичный пейзаж Райсеменовского — коровы пасутся недалеко от школы. Тихое сельское спокойствие.

Уже видны первые этажи будущей школы-интерната для детей с ограниченными возможностями. Обучать здесь планируют начиная с первого класса и до самого выпускного. Рядом, на двух гектарах земли, вырастет коттеджный поселок. И вот в этом главное отличие от многочисленных школ-интернатов России. Воспитанники будут жить в 19 специально возведенных домах со своими новыми родителями. Подбором кандидатов сейчас занимается отдел опеки и попечительства.

МАЛЕНЬКИЙ РАЙ

— Мы хотим создать школу, в которой будет комфортно всем, — говорит директор Губернского профессионального колледжа Александр Лысиков.

Лысиков рассказывает о ходе работ охотно и с удовольствием. На него возложили подбор персонала для школы. Труд предстоит нелегкий всем. И тем, кто строит, и тем, кто готовит кадры. Новое учебное учреждение должно стать маленьким раем на грешной земле для детей, которых судьба не баловала. Строительство школы пять лет назад инициировал благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».

— Это учреждение должно относиться именно к системе образования, — в одном из интервью сказал его директор Георгий Крюков. — Это позволит реализовывать программы, наиболее адаптирующие детей к жизни в обществе.

Возвести здание могли бы уже давно, но все карты спутал кризис. Стройку приостановили до лучших времен. Они наступили. Сейчас говорят о том, что первый звонок прозвенит в школе-интернате осенью 2014 года. К тому моменту должна быть реализована и вторая часть проекта. Все будущие воспитанники найдут новую семью.

ПРОФЕССИЯ: РОДИТЕЛЬ

Решение будущих родителей должно быть обдуманным и взвешенным. Воспитать приемного ребенка нелегко. Тут же в семью приходит ребенок с ограниченными возможностями. Но проект удастся, уверены его создатели. Этому немало поспособствует недавнее решение областного правительства. По 25 тысяч рублей ежемесячно будут получать приемные отец и мать детей с ограниченными возможностями. Не только с инвалидностью.

— Например, если ребенок болен сахарным диабетом. В этом случае не всегда есть инвалидность. Таких детей 577 человек, их родителям тоже поможем, — сказал Андрей Воробьев.

Получается, что приемные папы и мамы, участники проекта, становятся «профессиональными родителями», получают заработную плату и служебное жилье. Коттеджи, в которых поселятся семьи, нельзя будет оформить в собственность. Они останутся на балансе благотворительного фонда (по словам Александра Лысикова, возведение домов берет на себя благотворительный центр компании «Лукойл»), их будут выделять на то время, пока ребенок учится.

Сейчас идет подбор семей — участников проекта. И пока социальные службы не называют точных данных об этих семьях. Может, боятся сглазить? Дело-то нешуточное. Завесу тайны немного приоткрыл только Александр Лысиков.

— Если у семьи есть свой ребенок и она захочет при этом взять на воспитание еще одного, инвалида, и стать участником проекта, мы никоим образом не будем против, — сказал он.

Место, выбранное для реализации проекта, вполне подходит для любых детей. Райсеменовское расположено очень удачно: недалеко от съезда со Старой московской дороги на Большое бетонное кольцо. Подъезд на автомобиле очень удобный. В деревне есть своя школа, учиться в ней смогут и родные, здоровые дети участников проекта, и те ребята, чей недуг позволяет им вести жизнь, максимально похожую на жизнь обыкновенных школьников.

Те же, чье здоровье подорвано серьезно, как раз и станут воспитанниками школы-интерната. И вокруг нового учебного заведения пастораль, куда взор ни кинь. Зелено, ароматно от трав и цветов. Жизнь размеренная, спокойная. Коровы пасутся… Тихая гавань. Сейчас, правда, шумновато — все-таки стройка. Но коттеджный поселок расположат на некотором удалении от основного жилого массива. Так что смириться с присутствием тракторов можно.

Скоро техники прибавится. По предварительным прогнозам, строительство коттеджей начнется именно в теплые месяцы. Но срок у мастеров ограничен. Даты, которых очень ждешь, приходят часто быстрее, чем казалось. Сентябрь 2014-го наверняка не станет исключением. Лишь бы снова кризис не грянул.

Уже видны первые этажи будущей школы-интерната. Строительство коттеджного поселка начнется позже.

А как у них?

АМЕРИКА

Здесь еще в прошлом веке разработали программу «Инклюжен». Ее главная задача и принцип в том, чтобы инвалид мог пользоваться благами цивилизации с той же простотой, что и здоровый человек. Она в том числе интегрирована в обучение. Модель подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться вместе с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя. В США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

АНГЛИЯ

В большинстве регионов Англии до поступления в школу достаточно эффективно используется система «Потедж». Детей от нуля до четырех-пяти лет обслуживают на дому. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.

СКАНДИНАВИЯ

Для работы с детьми с нарушениями интеллекта в Скандинавских, а также некоторых других странах организуются дома, в которых проживает не более 30 детей. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты наблюдают за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. В основном все категории детей-инвалидов учатся в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Год 1881-й. В России и на территории Белоруссии начинает работу Мариинское попечительство о слепых. Одним из первых его шагов стала перепись слепых в стране. В результате деятельности этого общества появилось несколько школ, приютов и училищ для слепых детей, было издано несколько книг с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию.

Год 1888-й. Минское училище для глухонемых и заикающихся еврейских детей опробует новый подход к работе. Впервые здесь начинают обучение детей двум языкам сразу. В программу вошли русский и еврейский.


Ольга Рожкова

«SOS» — это только название

Как будет выглядеть поселок В СЕРПУХОВСКОМ РАЙОНЕ можно уже увидеть под Санкт-Петербургом

В похожей детской деревне — SOS Пушкин под Петербургом плачут девчонки. Мальчишки сдержанно хлюпают. Нет, их никто не обидел. Недавно в школах прошли выпускные балы, воспитанники-сироты получили аттестаты зрелости. В августе они уедут отсюда и начнут свою взрослую жизнь.

Очень важно, чтоб события члены «семьи» проживали вместе. Так они становятся сплоченнее и дружнее.

Деревня в поселке Гуммолосары существует с 2000 года. Тут живут 11 «семей»: 62 ребенка, оставшихся без родителей, и их помощники-взрослые. За ребятами следят 10 «мам» и 9 «теть». Еще 24 человека (выпускники деревни) находятся в двух Молодежных домах. Деревня состоит из двухэтажных уютных коттеджей. В каждом проживает семья из 6—7 детей. Плюс SOS-мама и ее помощница «тетя». В один из таких домов, №9, мы и заглянули. Тут «прописаны» сразу три девочки-выпускницы, которых водой не разольешь.

Надя, 16 лет

Я скоро уйду из деревни в Молодежный дом. Даже не знаю, как буду жить, ведь я здесь уже 6 лет. Собираюсь поступать в колледж, где учат на спасателей. Очень хочется помогать людям, ведь в деревне мне помогли.

Если бы я не попала сюда, непонятно, как бы сложилась моя жизнь. Я не хотела в обычный детский дом. В деревне у меня есть семья. А в детдоме режим, там столовая — как в армии. Там одиноко.

В деревне я многому научилась: готовить, шить, поддерживать порядок в доме. Раньше занималась футболом и училась в музыкальной школе.

Школу окончила с двумя «тройками». Остальные — «четверки» и «пятерки». Я горжусь этим. Когда у нас был Последний звонок, я почему-то все время плакала. А платье я взяла у Насти. По ней и по другой подруге Алисе я буду скучать больше всего. С Настей мы вместе живем 6 лет, а с Алисой — 5. Они мне как родные сестры.

Алиса, 17 лет

У меня есть сестра и два брата. Вместе со мной в доме живут маленькие Тамик и Гуля, а старший брат Леша уже в Молодежном доме. Леша учится в колледже, будет экономистом. Недавно он приезжал к нам, а созваниваемся мы каждый день.

Мы с Лешей думали, что бы с нами было, если бы мы не попали в деревню. Ничего хорошего, наверное. Нам очень повезло. Деревня — лучший вариант для детей, которые попадают в такую жизненную ситуацию.

Я уже поступила в Некрасовский колледж. Когда его окончу, буду воспитателем.

Я мечтаю о большой семье, чтоб у меня было много детей. И надеюсь, никогда не повторю ошибок своей мамы.

Настя, 16 лет

В деревне живу 6 лет. Занимаюсь легкой атлетикой, а аттестат получила с «тройками». Зато у меня есть способности к английскому языку. Потом возьмусь за немецкий или испанский. В этом году я была в Лондоне. Я поехала от деревни на детский форум. Вообще люблю путешествовать. Сейчас подрабатываю: мы с девчонками набиваем мягкие игрушки. Часть денег хотела бы потратить на поездку на юг.

Я тоже ухожу с девочками в Молодежный дом, а брата Колю оставляю здесь. Но ничего — ему уже 12. Мечтаю поступить в Петровский колледж на бухгалтера. Буду там и английский совершенствовать. А не получится бухгалтером, можно стать журналистом!

Здравствуйте, я ваша «тетя»!

Кроме Нади, Алисы и Насти в доме №9 живут еще трое ребят. Об этом рассказала их «тетя» — Елена Крутова. Она работает в деревне 9 лет. Попала сюда по благословению духовника. О SOS узнала случайно. На тот момент ее сыну было 14, и Елена сомневалась — сумеет ли заботиться об обделенных детях и не упустить своего мальчика.

В деревне Елена проводит 24 часа 5 дней в неделю. У «теть» выходных два, у «мам» — один. Первое время уставала. Поднять детей, накормить, отправить в школу и садик, отвести к докторам, в кружки, проследить, чтоб сделали уроки, были чистыми и главное — счастливыми и спокойными. Все это ее предназначение. А эмоциональный контакт с сиротами найти далеко не просто.

Эти ребята не доверяют никому и привыкают спустя полгода, год. Кто-то не раскрывается вообще. Редкий сирота сразу начинает звать SOS-мам и «теть» «мамами» и «тетями». Но если назовут — не предадут.

— Присесть с ними некогда, — улыбается Елена, — но дети мне во многом помогают. Девчонки готовят отлично и за маленькими смотрят.

Бывают, конечно, и ссоры. Но малышам прощается все.

— Конечно, в будние дни дети стремятся к телевизору, но мы с этим боремся, — смеется Елена. — Стараемся, чтоб дети больше времени проводили на выставках, в театрах и музеях, спортом занимались.

На территории деревни — детская площадка, стадион, в актовом зале проходят встречи со звездами спорта и шоу-бизнеса, которые поддерживают ребят. Там же воспитанники занимаются с арт-терапевтом, логопедом, репетиторами, другими приходящими специалистами. Скучать не дает и маленький огород, который есть у каждой семьи.

«Мама» с должностной инструкцией

Ну а те, кто не уходит в Молодежный дом, с головой окунулись в каникулы. Семьи проводят их по-разному, но есть и общие мероприятия: дети каждый год ходят в походы. Но по поводу каникул никто никому не приказывает. Здесь, как в семье, мама и ребята сами решают, как будут проводить лето. Для этого заранее рассчитывается семейный бюджет и в течение года копятся общие деньги.

Если дети на какое-то время летом остаются в деревне, они всем домиком выезжают в Петербург. К примеру, могут сходить в зоопарк или покататься на аттракционах. Очень важно, чтоб события члены «семьи» проживали вместе. Так они становятся сплоченнее и дружнее.

К слову, Елена Крутова — исключение из правил. В «мамы» и «тети» берут только тех, у кого нет своей семьи или есть уже взрослые дети. Иначе отдавать свободное время сиротам и вкладывать в них душу сложно. С этими должностями в деревне всегда проблема. Не каждая женщина способна услышать чужого ребенка, а некоторые хотят попасть в SOS из корыстных соображений — чтоб лучше устроить собственную жизнь, зарплата здесь приличная. Но таких кандидаток отсеивают еще во время подготовки.

SOS-мамы проходят долгий путь: теоретическое обучение длится три месяца, стажировка — 20 месяцев в должности «тети». И только после 2 лет подготовки женщине самостоятельно доверят семью. Исключения бывают, но они редки. Интересно, что в должностной инструкции «мамы» написано: она обязана следить за собственным здоровьем и саморазвитием. «Мамы» должны быть интересными собеседницами и подавать пример своим подопечным.

…А папы нет!

Увы! В семьях нет пап. Теоретически они существуют в некоторых странах, даже в ближнем зарубежье — в Латвии. Но в российских деревнях SOS всех пап заменяют директор, сотрудники, наставники домов молодежи — и приезжающие сюда гости-мужчины. Особенно часто навещает воспитанников Андрей Аршавин, он гоняет с ребятами в футбол, привозит подарки, рассказывает, что происходит в спортивном мире. Футболист стал официальным FIFA послом детских деревень-SOS в России еще в 2005 году.

По поводу пап в деревне не очень-то расстраиваются. Во-первых, верят, что таковые появятся в домиках будущем. Особенно если учитывать тот факт, что одна из SOS-мам пару лет назад вышла замуж. Во-вторых, подражать местным мальчишкам есть кому. У каждого есть свой герой спорта или кино, на которого воспитанник старается быть похожим. А еще есть старшие братья, если не в деревне, так в Молодежном доме.


Наталья Черных

ДОМОДЕДОВО / 29 ИЮНЯ ПРОЙДЕТ ОБЩЕГОРОДСКОЙ ВЕЛОПРОБЕГ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЕРПУХОВ / В ДЕТСКОМ САДУ «МАТРЕШКА» ПРОШЕЛ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ПОСТРОЙКУ ИЗ ПЕСКА

ЧЕХОВ / 11 ВЫПУСКНИКОВ ПОЛУЧИЛИ СТОБАЛЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА ЕГЭ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру