Живая биология

Биология самым наглядным образом — по такому принципу работает летняя школа молекулярной и теоретической биологии в Пущине

21.08.2013 в 15:24, просмотров: 1587

Второй год подростки со всей России проводят здесь научные эксперименты, общаются с мировыми учеными, изучают английский и делятся опытом. Поскольку участие в проекте для них бесплатное, поток желающих просто огромен.

Живая биология
Первые кристаллы стало видно уже на второй день.|Фото: Маргарита Меер

ЭКСПЕРИМЕНТ С ИЗВЕСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ

Школьники готовы расстаться со свободным временем в каникулы, если знают, что оно будет того стоить. В Пущине это уже много лет подтверждают. То в зимние каникулы собирают детей на бесконечные лекции и мастер-классы (зимнюю пущинскую школу здесь ждут и любят), то в летние — изучают биологию экстренными темпами. С 2012 года проект организуется и финансируется фондом Дмитрия Зимина «Династия». В этот раз летняя школа проводится при поддержке медицинского института имени Говарда Хьюза.

Для каждого белка подбирают условия, в которых его молекулы будут образовывать кристаллы. Фото: Маргарита Меер

На протяжении двух недель школьники чуть ли не ежедневно проводят научные эксперименты. Каждая группа (распределение происходит в первый день) работает над своим проектом. Тут цель не в том, чтобы сделать что-то уровня Нобелевской премии. Подростков учат лабораторной работе. Для организаторов важно, чтобы школьники своими глазами увидели, как все в природе работает.

— Дело не в том, что мы занимаемся экспериментальной работой в том смысле, что дети делают какую-то техническую научную работу для того, чтобы изучить какие-то методы. Скорее, концепция в том, что мы, во-первых, детям показываем, что такое настоящая научная работа, в том смысле, что результат, как правило, неизвестен, — рассказывает научный директор школы Федор Кондрашов из Центра геномных исследований (Барселона).

Результат трансформации кишечной палочки. Фото: Маргарита Меер

Школа и сама по себе была когда-то экспериментом. Но даже на уровне проекта — удачным. Потом и жизнь это подтвердила. Биологи — люди такие, им семь верст не крюк, если решаются вопросы науки. Даже если это пока что школьники.

В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ, С АНГЛИЙСКИМ АКЦЕНТОМ

— Мне всегда было интересно заниматься биологией, и я захотела попробовать себя в таком уже более научном эксперименте, который на уровне школы провести просто невозможно, — рассказывает Диана Павленко, участница школы. — Здесь работают несколько лабораторий, которые занимаются непосредственно наукой. Клево, когда ты что-то делала, а потом получаешь результат и понимаешь, что произошло, что ты сделала и какое это имеет значение…

Нанесение образцов на полиакриламидный гель для разделения белков методом электрофореза. Фото: Маргарита Меер

Диана приехала в школу из Твери. Это еще не самый отдаленный город, откуда прибыл участник проекта. Свердловская область, Архангельская область, Новосибирская... По правилам ребята платят только за дорогу. Все остальное им предоставляют.

Лекции читают не школьные педагоги, а светила мировой науки, профессора и научные сотрудники всемирно известных центров исследований, таких как Институт цитологии и генетики (Новосибирск), Центр геномных исследований (Барселона), Калифорнийский технологический институт. Причем приезжают не только сами заведующие лабораторией, но и другие сотрудники.

Рибосомы, необходимые для проведения бесклеточной трансляции (синтеза белка на базе РНК), традиционно получают из зародышей пшеницы. Фото: Маргарита Меер

— Одна из таких концептуально простых, но технически очень сложных у нас — лаборатория Марцина Новотного, — объясняет научный директор школы Федор Кондрашов. — Он профессор, руководитель лаборатории, приехал к нам из Института молекулярной биологии в Варшаве по специальному гранту от Медицинского института Говарда Хьюза. Он занимается вообще кристаллографией и с детьми будет пытаться получить кристаллы белков, которые до сих пор не были закристаллизированы.

Многие лекции идут на английском языке. Профессор-иностранец, даже если он всемирно известен, на русском говорить совершенно не обязан... Так что уровень знания языка для школьников играет важную роль. Но организаторы, правда, просят не отчаиваться. Самые важные выступления проводятся с участием переводчика.

Учат здесь не только биологии, но и смежным предметам. Математике, например.

Две лекции утром, обед — и после школьники отправляются в лаборатории работать над своими проектами. Научной работой занят практически весь день. Вечером — либо культурная программа, либо свободное время.

Общешкольная лекция. Фото: Маргарита Меер

В этом году для школы отобрали 80 человек. Но на самом деле круг слушателей гораздо шире. Организаторы проекта, понимая, что Пущино — это все-таки изначально биологический наукоград, пошли навстречу простым людям. Многие лекции открыты для посещения. И пущинцы, кстати, этим активно пользуются. Приходят послушать ученых с мировым именем. Один из больших любимцев — Константин Северинов, получивший звание профессора и в России, и в Америке и работающий в лабораториях обеих стран. Помимо таланта и огромного багажа знаний у него все прекрасно с чувством юмора. Так что Константина тут приветствуют тепло. И даже несут его же научные труды для автографов.

Пущино для проведения Летней школы молекулярной и теоретической биологии выбрали в силу многих факторов.

— В Пущине нам важна база, потому что концепция нашей школы — это то, что мы пытаемся заниматься настоящей наукой в настоящих лабораториях, — рассказывает научный директор школы Федор Кондрашов. — Пущино для нас — это идеальная база для того, чтобы проводить эту школу как по причине хорошей оснащенности лабораторий, присутствия институтов, так и какой-то приятной атмосферы.

Для директора школы это, ко всему, еще и родной город.

Все завершится 22 августа. Проект закроется до следующего лета. На итоговой конференции школьники представят свои проекты. Времени осталось немного. И эти счастливые часы явно наблюдают...

Кого же берут в школу?

Школа не ориентирована на подготовку к школьным и вузовским олимпиадам. Это организаторы проговаривают заранее и открыто публикуют на официальном сайте. И, соответственно, победа на таких олимпиадах не является решающим фактором для зачисления. Стать ее участником может любой молодой человек, которому интересно заниматься наукой. Для того чтобы попасть сюда, нужно ответить на вопросы (прежде всего самому себе, а уже затем — в анкете): «что меня интересует в науке?» и «почему я хочу попасть в эту школу?».

Об организаторах

«Династия» — первый в России нового времени частный некоммерческий фонд, поддерживающий науку и образование. Его работой управляет совет фонда, который принимает решения по ключевым вопросам стратегии развития и определяет приоритеты деятельности. Фонд ведет 20 программ и проектов в области поддержки и популяризации науки, развития образования и просвещения. Среди основных — программы поддержки молодых физиков и математиков, поддержки учителей, поддержки одаренных школьников и подготовки будущих ученых, фестивали популярной науки, публичные лекции ученых с мировым именем и прочего.

О педагогах

Пущинская биологическая школа — это уникальный шанс поучиться у профессоров со всего мира. Вот список делегатов, которые читают здесь свои лекции:

Институт цитологии и генетики, Новосибирск, СО РАН

Институт проблем передачи информации РАН

Московский государственный университет

Институт белка РАН

Институт молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта РАН

Институт общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН

Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН

Институт молекулярной генетики РАН

Институт биологии гена РАН

Институт математических проблем биологии РАН

Школа анализа данных «Яндекса»

Высшая школа экономики

Центр геномной регуляции, Барселона, Испания

Массачусетский технологический институт, Бостон, США

Университет Лозанны, Швейцария

Калифорнийский технологический институт, Пасадена, США

Международный институт молекулярной и клеточной биологии, Варшава, Польша

Университет Ратгерса в Нью-Джерси, США

Университет Чикаго, США



Партнеры