МАКСимальная перегрузка

В последние дни ускользающего лета в Подмосковье произошел настоящий транспортный коллапс!

04.09.2013 в 14:09, просмотров: 936

Но виной тому стала не авария и даже не очередной проезд кортежа черных машин с тонированными стеклами и спецсигналами. Под рев клаксонов и вой сирен в многокилометровых пробках завершился Московский авиакосмический салон-2013.

МАКСимальная перегрузка
фото: Денис Трудников

От желающих восхититься красотой и мощью летательных аппаратов со всего света в Подмосковье не было отбоя. Только автобусы и электрички транспортировали свыше 350 тысяч пассажиров за все дни проведения МАКСа.

На летном поле у ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском творилось нечто совершенно непередаваемое. Военные и штатские, мужчины и женщины, взрослые и дети со всех континентов завороженно смотрели в небо, где лучшие пилотажные группы показывали головокружительные фигуры высшего пилотажа.

Их всех объединило одно общее чувство — сознание причастности к чему-то поистине колоссальному и невыразимо прекрасному.

фото: Денис Трудников

С каждым годом иностранные импортеры проявляют все более устойчивый интерес к российским разработкам. В этом году по итогам авиасалона акулами бизнеса было подписано контрактов на общую сумму 21,2 миллиарда долларов, что почти на 5 миллиардов больше, чем в 2012 году.

Нашей авиапромышленности было чем удивить дорогих гостей.

— Военная авиация России имеет очень прочные позиции, — уверен старший научный сотрудник НИИ Министерства обороны РФ Николай Рассолько. — Мы — одна из двух стран, в которых впервые в мире появился самолет пятого поколения. Такие наши аппараты, как Су-30СМ и Су-35, не уступают ему ни в чем. Несколько хуже обстоят дела с пассажирскими самолетами. Особенно огорчила недавняя катастрофа с «Суперджетом». На этом направлении нас упорно теснит Китай — у них есть очень похожая разработка, и азиатский рынок они стремятся захватить всеми силами. Но наше преимущество вполне очевидно — по сути, жители Поднебесной «крадут» фюзеляж российского самолета и набивают его собственной начинкой.

фото: Денис Трудников

Не сомневаются эксперты и в наших беспилотных летательных аппаратах.

— У российских беспилотников малого и среднего класса есть довольно многообещающие перспективы, — продолжает Николай Рассолько. — С большим классом все чуть туманней, но в обозримом будущем отечественные конструкторы обещают представить нам свой конкурентоспособный образец. И, конечно, не будем забывать о космической составляющей — не только ракеты-носители, но и орбитальные самолеты в России также должны создаваться. В этом смысле наши проекты МиГ-2000 и Ту-2000 крайне интересны всему миру.

Гости авиасалона имели возможность не просто сфотографироваться, а пообщаться с лучшими летчиками России. Прославленным авиаторам было что рассказать.

— В отличие от «Яков» предыдущих поколений, пилотирование нашего самолета фактически едино вне зависимости от скорости и высоты полета, — поведал тест-пилот учебно-боевого российско-итальянского самолета Як-130 Андрей Воропаев. — Кроме того, на самолете этой серии система управления изменена на более легкую. Установлено и современное навигационное обеспечение — то, к чему идет весь мир. Мы можем имитировать боевые задачи без подвесок вооружения. То есть цели задаются прямо в полете, после чего можно делать фигуры высшего пилотажа и выполнять прицельное бомбометание. Но особенно важна для нас система безопасности — здесь впервые на отечественном аппарате применено катапультирование через фонарь, который при этом не сбрасывается, а технично отъезжает в сторону. Мы считаем, что это самый безопасный способ покинуть кабину в экстренной ситуации. На Як-130 мы летаем без страха на углах атаки 45–50 градусов. Самолет ведет себя устойчиво, прогнозируемо и результативно.

фото: Денис Трудников

Из других «жемчужин» МАКСа посетители особенно отмечали Су-30СМ, который впервые был продемонстрирован в варианте, предусмотренном специально для ВВС России. Всем понравился долгожданный и полноценный пилотаж самолета пятого поколения Т-50, который еще только проходит тестовые испытания. А из гигантов гражданской авиации образцово отлетал Airbus-380 — самый большой на сегодняшний день пассажирский самолет во всем мире.

— Я регулярно посещаю МАКС каждые два года, — рассказал московский авиалюбитель Павел. — Примечательно, что в этом году перед нами впервые выступила пилотажная группа «Первое августа». Это китайцы, для которых здесь таким образом состоялся первый международный показ. Понравились и другие дебютанты — например, группа Breitling Jet Team, Франция. Ну и, как всегда, потрясающе отлетали наши пилотажные группы «Соколы России» из Липецка и, конечно же, мои любимые «Стрижи» и «Русские витязи».

На глазах у стоявших на земле зрителей демонстрировались такие поражающие воображение вещи, как учения пожарных спасателей на вертолетах. Ради последнего даже были подожжены искусственный лес и искусственный военный лагерь. Обширное возгорание тушили с геликоптеров, оперативно прилетали за пострадавшими, и в итоге под гром аплодисментов операция завершилась благополучно.

фото: Денис Трудников

Единственное, что в 2013 году было не на высоте — это организация. После окончания авиасалона вымокшие под проливным дождем до нитки гости с огромным трудом могли разъехаться даже на специально пущенных для этой цели автобусах. Все пассажиры, покидавшие МАКС со станций Отдых и 42-й км, отмечали жуткую давку на платформах. Стояло все Егорьевское шоссе, и едущие домой с дач москвичи улучшению трафика не способствовали.

Ситуация достигла такой критической точки, что врио губернатора Андрею Воробьеву пришлось лично решать эту проблему.

— Посетители МАКС-2013 пишут мне на почту о том, с какими проблемами они столкнулись вчера в ходе посещения авиасалона, — заявил Воробьев. — Приношу извинения.

Но, несмотря ни на что, испортить настроение энтузиастам, по уши влюбленным в небо, никому не удалось — зрители жали друг другу руки, обещая встретиться на том же самом месте в то же самое время. Только два года спустя.



Партнеры