Учить учителей непросто

Молодых педагогов со всего Подмосковья собрали в городе Пущине

11 сентября 2013 в 13:42, просмотров: 726

Два дня они перенимали опыт старших коллег, их методику преподавания и нажитые непосильным учительским трудом знания. Большинство участников к этому моменту провели в школах всего три дня в качестве полноценного штатного преподавателя.

Учить учителей непросто
фото: Ольга Рожкова
То, что на руках диплом, еще не означает, что лекции в их жизни закончились.

СУДЬБА ИЛИ ВЫБОР?

С первого взгляда не скажешь, что перед тобой аудитория, полная педагогов. Не заматерели, не помудрели вчерашние студенты. Форум проводят для того, чтобы им было хоть немного, но проще.

На мероприятие приехали примерно по двое из каждого муниципального образования. Обязательное условие участия — тебе нет тридцати. Найти в школах таких молодых педагогов несложно, в общем-то. Но кто-то в декрете, кто-то не смог. Так и получается — один-два участника.

Между кабинетами они передвигаются быстро. В потоке останавливаю двоих. Девушки-преподаватели все-таки как-то привычнее. Юноши — интереснее.

Тимур из Одинцова в школе ведет географию с пятого по одиннадцатый класс. Если для младших школьников он дядя более-менее взрослый, то для старших свой в доску. Ну, это по идее…

— Как судьба твоя так сложилась, расскажи?

— География мне с детства нравилась. Но когда я учился на педагогическом, даже не думал, что пойду в школу работать.

— Погоди, а зачем тогда вообще в «пед» пошел?

— Ну, так вышло…. Вообще я хотел пойти в метеорологию. Но так как в этом деле в нашей стране не сильно много платят, устроился учить. Но работа интересная. Правда, есть сложности с седьмым-восьмым классами, но это в принципе самый трудный возраст. С девятым прекрасно общаемся. От этого и сам развиваешься, в общении в первую очередь.

Алексей из Истринского района ведет уроки в начальных классах. Тут, с одной стороны, всё понятнее — для маленьких он человек взрослый. Но с другой стороны — первый педагог, вторая мама… А тут — папа. Внезапно…

— Мне это было интересно, это раз, — поясняет он. — А во-вторых, напомните мне хоть одну женщину-педагога с мировым именем, тогда как мужчин мы знаем всех. Включая Макаренко, Каменского и так далее.

— А Крупская?

— Ну хорошо, а мы можем ее сравнить с мировой фигурой Жана Пиаже, мэтра детской психологии? Думаю, что нет. Ну и, в конце концов, пора ломать стереотипы. Дорогу молодым!

И таких, молодых и амбициозных, на форуме 160 человек.

фото: Ольга Рожкова
В первый день форума опытом делились победители конкурсов педагогического мастерства. От старших — младшим.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ….

Лекции ведут победители и лауреаты конкурсов «Педагог года» России и области. Но тут как-то больше не о том, как устроена детская психология и как найти подход к ученику, а о вещах более пространных и конкретных одновременно. О вопросах аттестации педагогических работников, об интернет-ресурсах в работе учителя, о том, как сделать урок успешным, и о помощи профсоюза.

Со знанием законодательства проблемы, оказывается, есть и у педагогов тоже.

Наталья Талаева, учитель истории и обществознания из Чеховского района, руководит профсоюзной организацией в своей школе. Она стала лауреатом областного конкурса «Педагог года Подмосковья-2001» и Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010», так что лекцию по правовым аспектам поручили вести ей.

— Они пришли работать в школу с чистым сердцем, с чистыми руками и совершенно не задумываясь о материальной стороне жизни. А она очень важна. И поэтому все темы, принимаемые на высшем уровне, законодательные акты, о которых ребята часто не знают, мы до них должны донести, они для кого принимаются-то, в конце концов? — поделилась мнением она. — Мы должны им объяснить, на что они имеют право, а на что права не имеют.

— По вашему опыту, профсоюзы могут действительно защитить педагога? Вашему — приходилось?

— Были процессы, когда в перечне специальностей для назначения пенсии по выслуге лет и получения звания ветерана труда не оказалось такой специальности, как старшая пионервожатая. И тогда приходилось через суд отстаивать права учителей.

Что ставка учителя — 18 часов, молодые педагоги говорили сразу. Но уже о том, как начисляется зарплата педагога и какие части в нее входят, не знали. Так что объяснять приходилось самые простые вещи, которые давно знакомы преподавателям с опытом.

фото: Ольга Рожкова
В основе изготовления таких брелоков простейшие приемы макраме. Ученик третьего класса вполне справляется с такой работой.

НАШИ ПАЛЬЧИКИ ТВОРИЛИ

Второй день отдали под мастер-классы прикладного характера. Из разряда «что бы такого привнести в свой урок, чтоб детям было интересно». И полезно. И приятно. И много всяких других «и».

— Будем делать вот такие брелочки. В принципе, можно сотворить его за полчаса. Те, у кого руки к этому делу приспособлены, могут и по два успеть сделать, — рассказывает Светлана Кирилова, учитель технологии пущинской гимназии.

На столе рядком забавные такие персонажи. Коллеги хором просят обратить внимание на лягушку. Она самая забавная.

Соорудить такую действительно достаточно легко. Главное — фантазия. И это вполне могут сделать ученики начальной школы.

По женской линии в семье Светланы Кириловой все женщины рукодельные — вяжут, шьют, плетут. Рукоделию она учит также и мальчиков. Правда, простым вещам. Полотенце подшить, наволочку из лоскутков собрать.

Мастер-классы разного профиля заняли весь день.

Форум проходил на базе гимназии города Пущина. Места там много, разместиться есть где. Иногородним дали ночевку. Всех кормили, поили и сопровождали.

Кое-кто приехал сюда скорее отдыхать, чем учиться. Кто-то именно учиться, а потом уж, вечером, отдыхать. Но лица были довольные. Значит, приехали не зря.

КСТАТИ

«ЖИВОПИСЬ УМЕРЛА»

Мастер-класс под таким названием лучшего педагога России по версии 2012 года Александра Демахина шокировал половину зала. Ждали чего угодно, но разговора о пространственном изображении на картинах — это вряд ли. Однако лекцию посвятили испанскому художнику Диего Веласкесу и тому, каким образом он погружает зрителя в мир на своем изображении. Кого пишет художник на картине «Менины» и кто отражается на ней в зеркале? И где стоит тот, кто отражается в нем? Для чего внизу, там, где стоит автограф, художник пишет чистый лист? И действительно ли умерла живопись, когда есть столько возможностей для соединения изображения и реальности? Двадцать минут размышления и изыскания на эту тему лились в зал потоком. Своеобразная лекция, но интересная.



Партнеры