Расти, наливное

Спасти яблоневый сад пытаются жители Ступинского района

Спасти от всего — от вредителей, от застройки, от запустения. И даже — от неизвестности. Плоды с двух гектаров, засаженных деревьями, могли бы кормить детей двух районных социальных учреждений.
 

Спасти яблоневый сад пытаются жители Ступинского района

Старенькая «Лада»-четвёрка несет нас от станции Ступино в неизвестном, но каком-то страшно живописном направлении. Мимо стада коров, мимо полей, мимо дачных поселков. Сад, который пытаются защитить жители, разбит далеко от районного центра. В деревне Колычёво.

— Мне показали его сами жители. С 2008 года пытаюсь найти в районе место, где можно было бы разбить такой уголок. Я раньше и не знал, что такой у нас уже есть. Судя по всему, место для посадки выбирали специалисты. Там абсолютно правильное расположение, — рассказывает садовод Алексей Чернов.

Много лет назад волею судеб он оказался вовлечен в процесс разведения элитных сортов плодовых деревьев. Диплом технической специальности оказался не нужен работодателям. Пришлось анализировать, искать нишу. Теперь вот имеет обширную коллекцию сортов и семь с лишним тысяч друзей-садоводов, которые выращивают его саженцы.

Но для себя оно, конечно, хорошо, а для людей лучше.

Да и четырнадцать соток земли уже давно не вмещают всю коллекцию. Пришлось пристроить деревья к друзьям-знакомым.

Идея «Народного сада» созрела, как яблоко. На территории, за которой велся бы постоянный уход специалиста, росли бы деревца всех 150 сортов коллекции. А урожай поставлялся бы в социальные учреждения. Детям. Тем более что в социальном приюте и реабилитационном центре для детей и подростков их более семидесяти.

— Интерес детей очевиден, — рассказывает Алексей. — Хочется вкусненького, желательно сладенького, и не только в сезон, а так, чтоб были свежие фрукты круглый год. Отсюда и подбор по сортам — чтоб не только зимовали в нашем климате, но и хранились хорошо. И очень желательно расширить ассортимент. Можно вырастить сливу, алычу, груши...

А ведь все это могло бы быть цивилизованно доставлено детям.

Садовод взял на себя обязательство — 500 килограммов фруктов ежегодно.

Его интерес в этом проекте прост и совсем не меркантилен. Собрать на одной территории все свои 150 сортов. Наконец уже.

ТО ЛИ ЦАРСКИЙ, ТО ЛИ РЕСТОРАННЫЙ

День прохладный, по запаху найти яблоневый сад способен разве что человек с очень тонким обонянием. Разбит он на окраине Колычёва. И правда — удачно разбит. Вроде и рядом, а вроде просто так, мимоходом сюда и не зайдешь.

Но местные жители и козы тропинки уже давно туда протоптали. У кого своих яблонь нет, собирают себе на компоты-варенья. А козам просто вкусно. Жуют себе, гуляют...

Историю этого сада в деревне помнит только баба Валя. Старейшая жительница. Когда-то была звеньевой, сама деревца сажала. Году так в 1951-м примерно.

Упавшие яблоки составляют немалую часть от летне-осеннего рациона местных коз.

— Все, что тут собиралось, отвозилось в Москву. Это был сад Мосглавресторана! Тут ведь не только яблони были. В проходах клубника росла! — с гордостью вспоминает она трудовые подвиги на блага общепита. — Вот там, на окраине, было очень много вишни! Смородина росла. Все росло. И сторож ходил, все охранялось. Да я вам больше скажу. Этот сад не первый, тут с царских времен деревья сидят!

В принципе, возможно. Земля была помещичья. Чья именно, местные не помнят. Зато дом до сих пор стоит. Перестроенный, правда.

В советские времена тут росли самые популярные сорта. Антоновка, штрифель, коричневка, славянка, белого налива чуть-чуть. Все по два ряда сажали. В приличных масштабах.

— Я так думаю, тут кое-что необычное найти можно, — размышляет садовод Алексей Чернов. — Раз высаживали при советской власти, тут можно теоретически обнаружить коробовку, например. Это очень сладкий летний сорт. Особенность у него есть — плодоносит на седьмой-восьмой год. Садоводы ждать не любят, его мало кто сажал. Сейчас это редкость. Или вот медуницу — единственный сорт плодового дерева, за который его создатель получил Сталинскую премию. Она не содержит кислоты вообще, даже недоспелая.

Забросили сад где-то в начале девяностых. Точную дату жители Колычёва не помнят. Кто ж тогда знал, что это будет практически насовсем?

Местные сад берегут даже таким, заброшенным. Весной трава на полях горит, а сад не поджигают.

— Тут раньше была пасечная, вот она когда-то горела, — вспоминает Борис Николаевич, староста деревни. — Но это давно было. Сейчас заброшенная стоит. А так по весне только на полях мальчишки поджигают, а в лесу этим не балуются.

В саду как-то очень чисто. Трава изумрудная, яблоки повсюду... Романтика!

— На самом деле сейчас этот сад — рассадник заразы, — с горечью констатирует садовод. — Видите, кора отходит? Черный рак. Тут примерно 30 процентов деревьев надо или совсем вырубать, или до здоровой древесины. Иначе и сад погибнет от всех зараз, и плодовые деревья в садах пострадают.

Но для этих работ и для определения сортов яблонь в саду нужна работа специальной комиссии, полномочия. А вот их пока что нет.

ГОРОД НАСТУПАЕТ

Город Новое Ступино станет ближайшим соседом Колычёва в самое ближайшее время. Первый в России малоэтажный город-спутник с развитой инфраструктурой и рабочими местами или совсем подступит к деревне, или построится где-то рядом, жители пока не очень понимают. И что станет с яблоневым садом, тоже не знают. То ли вошла эта территория (около двух гектаров, между прочим) в земли под застройку, то ли нет...

На защиту поднялись заранее. Проще же не допустить, чем позже опровергнуть!

Обращение с просьбой восстановить плодовый сад подписали почти все жители деревни. Отнесли бумагу главе Ступинского муниципального района Павлу Челпану. Ему же Алексей Чернов передал и свой проект восстановления, и прописанные обязательства, которые он готов на себя взять. Сперва он просил землю под новый сад — на тех же условиях. Но в районе сформированных участков под такие цели не было. Теперь вот надеется, что этот проект удастся. И подкрепляет свою веру в правое дело голосами жителей района, области и всей страны. В Интернете опубликовано публичное письмо, подписать которое может любой желающий. Это уже сделали около восьмисот жителей Ступинского района. Многие жители со всего Подмосковья, Екатеринбург, Владивосток, Воронеж, Новосибирск, Орел, Словянск-на-Кубани и другие города всей страны. В поддержку двух гектаров в районной деревне, где большинство голосовавших и не побывают никогда, выступают люди со всей необъятной России.

Если не взяться за сад сейчас, после может быть уже поздно. Погибнет и он, и плодовые деревья вокруг.

А МЫ ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАТЬ БУДЕМ

— У меня вот какая мысль есть, — рассказывает Алексей Чернов. — Мы будем с детьми деревья высаживать. По два каждый, чтоб наверняка. Привозить их, показывать, как деревце живет. Растет ребенок — растет яблоня. Каждую подпишем. Эта — Вани Иванова, эта — Пети Смирнова. А потом, когда дерево начнет плодоносить, ребенок приедет в свое социальное учреждение с гостинцами для других ребят. Это будет его вклад в общее благое дело.

— Дерево посадил, можно и дом, и сына...

— Ну да, с раннего возраста начал! Это ведь очень важно, чтобы ребенок видел, какой результат приносит его труд. Так что у сада будет и воспитательная функция.

На участке самого садовода уже стоят в кадках маленькие саженцы. Все готово для того, чтобы оживить старый плодовый деревенский сад. Работа эта — примерно на 10 лет. Долгосрочная. Но главное ведь начать, правда?

СПРАВКА

Ценность коллекции плодовых деревьев не столько в количестве сортов, сколько в их соответствии стандартам. Нередко купленные в питомниках саженцы дают совсем не тот плод, который ожидался. По уверениям Алексея Чернова, в его коллекции — очень подходящие сорта. Они хорошо живут в нашем климате, хранятся зимой. И просто будут вкусны детям, которые будут есть эти яблоки.

КСТАТИ

ПО ЛЕГЕНДЕ...

…этот сад был посажен в память о погибших воинах. Здесь 365 деревьев. Но в какой войне они погибли, сейчас уже и не помнят. А может быть, это просто легенда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру