Наше дело труба

Какое торжественное мероприятие может обойтись без оркестра?

18 сентября 2013 в 00:53, просмотров: 808

Инаугурация губернатора тем более. «Это церемония серьезная, перед ней нужно специально репетировать не меньше двух дней. Ведь мы заранее должны подобрать произведения — они каждый раз в корне отличаются!» — считает руководитель губернаторского оркестра Московской области Олег Лебединский.

Наше дело труба
фото: Денис Трудников

Официально днем рождения губернаторского оркестра можно считать 1 февраля 2007 года. Тогда в одну команду собрались десятки талантливых профессиональных музыкантов, а возглавил их профессор Олег Лебединский. По его словам, духовой губернаторский оркестр появился не просто так, такой музыки Подмосковью не хватало.

— Как появился оркестр? Жизнь заставила, — шутит Олег Викторович. — Дело в том, что духовые оркестры играли огромную роль в двадцатом и в девятнадцатом веке. Но с появлением средств массовой культуры, то есть синтетических и электронных инструментов, к сожалению, это все стало теряться. Духовой оркестр как жанр стал пропадать, особенно у нас, в России. Оркестровая музыка стала угасать, а ведь официальные мероприятия никто не отменял. Вот и появился вакуум, который однозначно надо было заполнять.

Первым «заполнить вакуум» в Подмосковье предложил начальник истринского управления культуры Роман Алексюк. Именно он выносил идею и много лет пытался претворить ее в жизнь.

— В общем-то наш оркестр — его идея и его детище, которое он пробивал много-много лет. Раньше этот пробел восполнялся военными оркестрами, но военные оркестры тоже в свое время значительно сократили, — говорит Олег Лебединский. — И надо понимать, что наш оркестр это не блажь, это не прихоть, это — необходимость.

фото: Денис Трудников
У оркестра 10 комплектов одежды на все случаи жизни: и на протокол, и на концерт, есть даже зимний комплект.

Всего в оркестре 65 музыкантов, однако помимо них есть еще 15 человек, выполняющих очень важные административные и руководящие функции. Костюмер и заведующий складом — не менее важная часть команды, чем четыре солиста и три дирижера. Ведь на каждом выступлении музыкальный коллектив с гордым названием «губернаторский оркестр» должен выглядеть достойно.

— О, этим нас не обделили, — улыбается художественный руководитель оркестра. — У нас десять комплектов костюмов на все случаи жизни: и на протокол, и на концерт, есть даже зимний комплект. А что именно надевать — это мы всегда согласуем с режиссерами, в зависимости от мероприятия.

Одеты музыканты и правда всегда с иголочки, фраки и яркие куртки висят в костюмерной стройными рядами. А где же женские костюмы? Неужели в состав оркестра входят одни мужчины? Но художественный руководитель Олег Лебединский спешит это опровергнуть.

— Женщины в коллективе у нас есть! — говорит он. — Мужчин у нас большинство не потому, что мы отдаем им предпочтение, просто у нас есть специфика. Ведь мы играем на воздухе, мы играем в движении, мы играем при минусовой температуре, иногда даже в минус десять. Все-таки это непросто. Так что у нас никакой дискриминации нет. Если человек талантлив, если он профессионал, то мы готовы к сотрудничеству.

фото: Денис Трудников
Художественный руководитель губернаторского оркестра профессор Олег Лебединский.

Управлять такими ценными кадрами, как музыканты губернаторского оркестра, совсем не просто. Не говоря уж о том, что дирижером может стать не каждый.

— Во-первых, профессия дирижера очень индивидуальная, как и все искусство, — делится Олег Лебединский. — Недаром говорят, что искусство для избранных. Дело не в элитарности, просто не каждому это дано природой. Не все могут быть художниками, артистами, музыкантами. И то среди этих избранных единицы могут стать дирижерами. Дирижер — это должен быть человек талантливый. Дирижером может стать или хороший, или блестящий музыкант-инструменталист. Но парадокс профессии в том, что не всякий блестящий музыкант может стать хорошим дирижером.

Олег Викторович признается, что его вдохновляет этот удивительный оркестр и вообще тот факт, что он может заниматься любимым делом.

— Я сижу на лошади Пегас, и, слава богу, она еще ни разу меня не скинула, — улыбается дирижер. — Мне 69 лет, я занимаюсь музыкой с семи, и я до сих пор влюблен в профессию. Кроме того, что я дирижер, я профессор кафедры дирижирования. И знаете, к нам рвется очень много народу, со всей России, но отбор жесткий. Есть такая шутка: дирижированию как предмету научить можно, а дирижировать — никогда. Это избранная профессия, я счастливейший человек. Вы видели счастливого человека? Вот посмотрите, он перед вами.

Так и гастролируют счастливый дирижер и его счастливые музыканты по всему Подмосковью. График у коллектива плотный, например, в 2012 году было отыграно 88 выступлений. Среди них и официальные мероприятия, и филармонические концерты — важная часть творческой программы. В оркестре уверены, что такому коллективу просто стыдно будет играть только на областных торжествах, ведь в нем состоят высокопрофессиональные музыканты, и они должны выступать. А уж репертуара у оркестрантов хватит на всех, и проблем с выбором музыкальной программы точно не возникнет.

— Существует определенная музыка для конкретных мероприятий, изобретать велосипед тут не надо, — рассказывает технический директор коллектива Андрей Параничев. — Если, допустим, вносятся знамена, играем встречный марш. Тот же гимн. Тут, скорее, весь вопрос в порядке исполнения. В свое время люди на этом даже диссертации защищали, как проводить мероприятия.

— А вот для культурных мероприятий уже существует художественный совет, — добавляет худрук Лебединский. — Мы обсуждаем, какую бы мы хотели программу, что мы будем играть и как. В художественном совете участвуют солисты оркестра, концертмейстер и дирижеры, мы создаем программу. Своих программ у нас много, есть очень серьезные, например, «Виват, Гендель, виват!» — к трехсотлетию композитора. А есть и специально для детей про приключения барабанной палочки. Дети воспринимают потрясающе! Хулиганка барабанная палочка всем мешала, стучала не там, а потом она услышала удивительную музыку и решила стать хорошей. И все это перевоплощение барабанной палочки из гадкого утенка в принцессу длится два действия с артистами и оркестром — полноценный спектакль!

В губернаторском оркестре своей программой гордятся, а главный предмет для гордости — качество ее исполнения. Главный дирижер коллектива убежден, что именно от качества исполнительского мастерства, профессионализма зависит отношение людей ко всей концертной программе.

— Не важно, кто слушает музыку — эфиопы, русские, жители Тамбова или Подмосковья, — говорит Олег Лебединский. — Наш репертуар настолько массовый, что он будет понятен и близок каждому. Самое главное — как его исполняют. Мы, чтобы достичь высокого уровня, не просто собрали профессионалов, мы репетируем все пять дней в неделю. Даже Гимн России, который мы исполняли множество раз, мы всегда обязательно повторяем.



Партнеры