Мурановские холмы как новый бренд русской культуры

В воскресенье, 15 сентября, подмосковная усадьба Федора Тютчева вновь стала средоточием современного изобразительного искусства

18 сентября 2013 в 14:44, просмотров: 1290

Здесь, в знаменитом Розовом зале музея-заповедника «Мураново», обретает вот уже третью жизнь традиционная художественная выставка «Поэзия мурановских пейзажей», которая продлится до 27 ноября.

Мурановские холмы как новый бренд русской культуры
фото: Денис Трудников

50 живописных полотен от 23 художников из Москвы и Подмосковья, иллюстрирующие самые разные сюжеты, объединяет одно общее качество: все они навеяны выразительными окрестностями усадьбы, в центре которой разместился дом двух поэтов — Федора Тютчева и Евгения Баратынского.

Слово «поэзия» вынесено в название выставки далеко не случайно. Организаторы вернисажа проделали поистине кропотливый труд, подобрав к большинству картин соответствующие их тональности стихи.

фото: Денис Трудников

— «Мураново» — это музей настроения, — поделился во время открытия выставки директор музея-заповедника «Усадьба «Мураново» имени Тютчева» Игорь Комаров. — А еще в этом поместье, за всю историю своего существования сменившем нескольких владельцев, как нигде ощущается преемственность поколений. Именно поэтому проводимую выставку мы задумали в концепции «учитель—ученик», специально для участия в которой пригласили сюда как педагогов, так и студентов столичной академии Ильи Глазунова. И кто знает, может быть, мы с вами встретимся на этом самом месте 20 лет спустя, и никому не известный сегодня, делающий первые шаги в живописи студент, скажем, Иванов, будет признанным авторитетом русского изобразительного искусства.

Поблагодарив музейный коллектив за предоставленный учащимся шанс проявить себя, слово взял проректор по воспитательной работе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова заслуженный художник России Игорь Лапин.

фото: Денис Трудников
Натюрморт Александра Колотилова на треноге, принадлежавшей прославленному Михаилу Нестерову.

— Замечательно, что выставка «Поэзия мурановских пейзажей» становится традиционной, — считает проректор РАЖВиЗ. — И особенно чудесно, что появилась такая прекрасная идея, как «учитель—ученик». Благодаря ей на стенах Розового зала мы с вами можем увидеть произведения признанных мастеров, при этом не ущемляя здоровые амбиции всех начинающих художников. Кроме того, установка «учитель—ученик» автоматически подразумевает участие в ней людей, непосредственно связанных с обучением изобразительному искусству. На сегодняшний день в Москве работает несколько художественных вузов, есть и факультеты живописи, и поэтому я совершенно убежден: не только наше учебное заведение, но и многие другие с радостью примут предложение разрабатывать этот проект.

фото: Денис Трудников

По мнению Игоря Лапина, возможность творить в окрестностях Муранова может дать огромный стимул для развития отечественной школы живописи.

— Искусство, тем более современное, очень многопланово и разнообразно, — напомнил профессор. — Но в таком святом месте, связанном с великими именами писателей, поэтов и художников, под искусством подразумевается прежде всего классика. Мы в нашей академии считаем, что высшее художественное образование должно отталкиваться от традиции и должно быть в хорошем смысле слова консервативным. В окружении столь прекрасной подмосковной природы, столь замечательных архитектурных сооружений, где каждый уголок пропитан духом любви к нашей родине, все эти факторы будут служить нравственному воспитанию студентов. Потому что любовь к Отечеству тоже нужно пробуждать — она требует определенного воспитания. Все наши студенты бесконечно рады, что их пригласили поучаствовать в таком прекрасном начинании. Выставка удалась. Дальнейшее наше сотрудничество неизбежно.

фото: Денис Трудников

Вернисаж в старинной усадьбе объединил под одной крышей представителей самых разных художественных методов. Посетители выставки смогут приобщиться и к лирической зарисовке заслуженного художника России Александра Колотилова («Сельский мотив»), и к оптимистической палитре признанного мэтра Владимира Урсакия («Прудик в Мураново», «Храм в усадьбе Мураново»), и к произведениям многих других достойных авторов. Отдельного внимания заслуживают и работы молодой художницы Анны Андриановой. В музее-заповеднике они представлены несколькими багетами натюрмортов, написанных поверх глины цветной глазурью. А также безупречным по исполнению триптихом зимних пейзажей, выполненных росписью по сырой эмали на шамоте — огнеупорном каолине, обожженномом до потери пластичности.

— Прошлой зимой я и мои подруги торопились в Мураново на выставку, — поведала историю создания своих работ Анна. — Был страшный снегопад, и наша машина безнадежно застряла. Мы долго не могли сдвинуться с места, ужасно замерзли, но при этом нашим взорам открылся поистине необыкновенный мурановский пейзаж. Первое, что зацепило меня больше всего, это, конечно, река и главная аллея. Они вдохновили меня на рождение этой серии. И работа пошла, несмотря на то, что создание такого триптиха было сопряжено со значительными технологическими трудностями. Мне кажется, что у меня все получилось, и я счастлива принять участие в этой выставке.

Поддержали Андрианову и все ее коллеги.

фото: Денис Трудников
фото: Денис Трудников
Зимний триптих Анны Андриановой.
фото: Денис Трудников

— Лично для меня в Подмосковье существует не так много мест, где можно погулять с красками и мольбертом, — признался художник Михаил Тихановский. — Мурановские пейзажи связаны с именами известных поэтов, которые так же, как и я, возвращались сюда как к себе домой. Места вокруг Муранова — они какие-то совершенно волшебные. Отъедешь на километр в сторону — и начинаются совсем другие дали, простые и незатейливые. А здесь все очень русское. Вы знаете, что в свое время меня покорило? Фраза из путеводителя 20-х годов прошлого века, где про Мураново было написано очень нехорошо. Серенько, вяло. Я представил себе эту картину — типичная тема родного пейзажа, когда над холмами нависают облака, начинает моросить мелкий дождь, становится зябко, грустно и неуютно. И вдруг восходит солнце. Какой восторг! Вдохнуть — вдохнешь, а выдохнуть забудешь. Это настоящая роскошь — русский настроенческий пейзаж. Вот здесь, в Муранове, его вселенская глубина чувствуется особенно хорошо. И писать картины тут хочется, как, наверное, больше нигде в нашем мире.



Партнеры