Железнодорожный роман

Пущино — город автомобильных дорог

25 сентября 2013 в 13:30, просмотров: 1481

Автобусом, машиной, велосипедом, пешком можно по нему передвигаться. Единственное место, где проложена железная дорога, находится на втором этаже обычной пятиэтажки. Здесь — просто империя перевозок в миниатюре. Потому что всё что есть — миниатюрное, в масштабе. Правит мини-миром Александр Шустов, моделист с огромным стажем. Сам себе механик, машинист и пассажир.

Железнодорожный роман
фото: Ольга Рожкова
Фрагмент домашнего макета.

В масштабе

— Вот этот тепловоз я искал четырнадцать лет, — с одной из многочисленных полок Александр снимает два бело-рыжих вагона. — Вот видите, эмблема старого московского Детского мира. Когда-то, на рубеже

70–80-х годов такие у многих были. А мне родители не покупали. Говорили — у тебя железная дорога уже есть, хватит. А они тогда были совместимы... Мне этот тепловоз прислали из Питера, человек просто узнал из моего блога, что он меня интересует. Ну и отдал за скромную сумму, переведенную на мобильный...

фото: Ольга Рожкова

В мастерской Александра немного пахнет краской и повсюду стоят коробки. В одной запчасти, в другой заготовки, в третьей — еще что-то заповедное. На стенах нет живого места. А посередине — большой макет паровоза «Ракета» Джорджа Стефенсона.

— Это знаменитый паровоз — рекордсмен, — рассказывает моделист. — Он был построен в 1829 году к соревнованиям на лучший паровоз для дороги Ливерпуль—Манчестер. И что самое интересное — уже через полгода считался устаревшим. В ту пору технологии развивались невероятно быстро.

фото: Ольга Рожкова
В 1829 году компания Ливерпуль-Манчестерской железной дороги объявила конкурс на станции в Рэнгилле, с премией в 500 фунтов стерлингов (около 3150 рублей золотом) за наилучший паровоз. На это знаменитое состязание были представлены пять паровозов, но из них испытанию подверглись только три, а именно: «Ракета» Стефенсона, «Новость» Бретвета и Эриксона и «Несравненный» Гакворта. Премия была присуждена Стефенсону. Рэнгилльское состязание имело решающее значение, так как вполне убедило всех в несомненных преимуществах употребления паровоза для скорого передвижения грузов и пассажиров по рельсовому пути. Первый русский паровоз Черепановых во многом был похож на «Ракету». Есть версия, что во время своего обучения в Англии один из двух мастеров (они были крепостными механиками) виделся со Стефенсоном и общался с ним.

Паровоз Стефенсона встретить сейчас можно редко. Даже этот — не модель, переделанная детская игрушка. Пришлось дополнять его, расширять с колеи 30 миллиметров на 45 — стандартную для паровозика такого размера. Фигурку самого британского производителя тоже пришлось долепливать и доделывать.

— Раньше я занимался мелкими масштабами. Но мы не молодеем, глаза уже не те. Пришлось переключиться. Теперь вот есть макеты во весь стол... — говорит Александр.

Он из тех внимательных людей, которые особенно ценят детали. Вокруг железной дороги образуется целый мир. Ждут прихода поезда пассажиры с ноготь размером, в окошке сидит кассир, по откосам — пожелтевшая трава.

фото: Ольга Рожкова
Александр с детства увлечен железной дорогой. Каждую свою модель он копирует полностью с реальных прототипов. Рассказывать историю этих составов он может часами.

Два макета живут в мастерской уже много лет. Александр собрал их для себя. На рельсах стоит «Сталинец» — в послевоенном Союзе нередко эксплуатировались переделанные и переименованные немецкие поезда.

Где-то там, в макете, прячутся недостатки. Моделист морщится — знает, что недоделал. Профессионал, правда, может быть, что-то и разглядит. Я не вижу, как ни показывай. Как по мне — там, за стеклом шкафа, давно уже идет своя железнодорожная жизнь...

Искать — не сыскать

Много лет назад в одной из региональных газет публиковалось объявление «Куплю детали от старых железных дорог». Так Александр пополнял свои запасы. А теперь рудник иссяк. Все, что мог, он уже в близлежащих городах выкупил. Да и отношение с годами поменялось.

— Люди сейчас думают, что если дома лежит набор, которому лет 30, они обладают невероятно ценной вещью. Это чаще всего не так. Модель может быть совсем не коллекционная. Более того, если достать поезд из коробки, он не поедет. За годы, что он не эксплуатировался, на колесах лопнули шестеренки. Но при этом сумму за него просят довольно большую. Так что давать объявление стало бесполезно, — рассказывает моделист.

фото: Ольга Рожкова

Как многие люди с похожим хобби, материал для своей коллекции он нередко собирает на барахолках. Блошиный рынок для моделистов — просто остров сокровищ. Была бы карта, был бы на ней крестик. А там уж найдется что-то действительно интересное. И спрашивать многие тысячи за старенький вагончик никто не будет. Таков уж принцип барахолки — мне не нужно, но нужно тебе. Так и бери за символическую плату.

А люди-то не знают!

— Люди сейчас о железной дороге не знают ровным счетом ничего, и это ужасно, — сокрушается Александр. — В нашей семье телевизор не смотрят, но на работе мне иногда приходится. Напарники включают. Больше получаса не выдерживаю, но не в этом дело. Там шел трейлер нового фильма. И что я вижу? Поезд едет, поезд взрывается, поезд летит с моста. Всё. А дети потом как играют в поезд? Есть два стула — это пропасть. И всё как в кино. Такое ощущение, что на железной дороге без конца крушения! А это ведь один из самых безопасных видов транспорта!

По мере своих сил Александр рассказывает о том, как развивался этот транспорт, всем, кому интересно. Ежегодно в Раменском проводят слет моделистов. Туда он привозит свои лучшие макеты. В этом году традиционный слет превратится в выставку. Всё, чем гордится, Шустов уже увез туда — потихоньку готовится монтировать экспозицию. Привлек своих старых знакомых по этому увлечению. Так что всем посетителям будут и рассказывать, и показывать, что такое железная дорога.

— Я работаю посменно, в прошлые годы специально менялся, чтоб там побольше находиться. Это ведь плохо, когда люди интересуются, смотрят на макет, а при этом никто не может им показать, как это работает. Сейчас я отвез туда макет по мотивам мультфильма «Паровозик Томас и его друзья». Кое-что добавил, там еще японский скоростной поезд. Люди сразу называют его «Сапсаном». И даже не знают, какие еще бывают поезда. Пришлось табличку поставить «Я не Сапсан, я Хамачи. И родом из Японии».

И даже журналов с модельками, как с миниатюрными копиями автомобилей, нет. Хотя за рубежом серия «Локомотивы мира» очень популярна.

Мастерская

Пока мы смотрим, как бегают по рельсам поезда, по столу скачет персидская кошка Катя. Кататься на паровозик не прыгает, а вот лапой что-нибудь опрокинуть — это запросто.

А вообще-то семья уже давно привыкла, что в трехкомнатной квартире жилых помещений только два. В третьем живут поезда.

— Когда покупали квартиру, я сразу сказал, что все, у меня будет мастерская. Раньше-то все на кухне делал. Но это, конечно, неудобно. И все там не сохранишь. А тут у меня два стола, все полки мои, знаю, где что лежит... — говорит Александр.

Трехлетняя дочка моделиста научила запускать поезда на макетах. Уже знает, что папины «ту-ту» бывают большими. Что на них можно кататься.

— Я летом встречал своих с поезда, так она мне показывала, что, мол, у тебя, папа, такие тоже есть. Сказать толком еще не может, но понимает, — улыбается гордый отец.

Вместе они смотрят мультик про паровозик. Вместе иногда покупают эти паровозики в магазинах — если попадается какой-нибудь интересный экземпляр.

Разномастных локомотивов, электричек, паровозов, тепловозов и другого железнодорожного транспорта в коллекции моделиста около 400. Это не только модели, но и простые игрушки.

Устроиться на железную дорогу Александр Шустов пытался. При всех его знаниях ему отказали. И все потому, что он далеко живет. Час пути до Подольска, до работы — это слишком долго, сказали ему.

Сейчас главная цель Александра — как можно лучше представить железную дорогу в Раменском в январе. Чтобы о поездах знали еще кое-что, кроме того, что они могут падать в кино. И желательно — как можно больше.

Справка

НЕ СЫГРАЛА ГАРМОНЬ

Пассажирские автобусы с гармошкой не пускали из Серпухова в Пущино. Причина тому — холмистая местность. Автобус просто не мог проехать небольшой, но все-таки серпантин. Заносило, тормозил... Так что всерьез задумались о проведении железнодорожного пути в наукоград. Правда, понадобились бы насыпи и акведуки. Но это так и осталось проектом. И в Пущино по-прежнему ходят только автобусы.

Кстати

ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НЕ КАЗАЛОСЬ

На станции Шарапова Охота Александр Шустов заприметил старую железнодорожную платформу рядом с грузовым тупиком. Когда и кому она служила, задался он вопросом. На одном из форумов нашел ответ — осталась с довоенной эпохи. Когда-то с этой платформы ходил пассажирский поезд с двумя вагонами в поселок Пролетарский. Но это сообщение давно утеряно.



Партнеры