Если в масштабах всей страны ВСМ Москва—Казань заложит инновационную базу для дальнейшей модернизации транспортной системы всей Российской Федерации, то не менее важно строительство магистрали и для Подмосковья. И это не только доступность и улучшение качества услуг транспортного комплекса. Проект ВСМ-2 Москва—Казань— Екатеринбург является мощным катализатором для развития территории в целом, способствует внедрению научно-технических достижений и современных технологий.
На этапе строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали потребуется большой приток персонала. И немалая часть потребуется для строительства участка ВСМ-2 по Московской области.
Новый проект даст импульс и развитию жилищного и дорожного строительства в Московской области. Планируется частичное или полное переустройство автомобильных и железных дорог в местах их пересечения с проектируемой высокоскоростной железнодорожной магистралью, а также строительство автодорожных и железнодорожных путепроводов.
Более того, проектируемая магистраль принесет экономические выгоды в виде дополнительных налоговых отчислений в региональный бюджет. Таким образом, ее строительство в немалой мере будет способствовать решению важнейших проблем социально-экономического характера в Московской области: инициирует рост деловой активности в целом ряде отраслей и развитие таких секторов экономики, как туризм, торговля, транспорт, строительство, а также финансовой сферы, повышая доходы и уровень жизни населения.
Строительная длина участка пути по Московской области составит около 85 км, из них 2,95 км — по территории Реутова, в жизни которого железная дорога играет очень важную роль.
Ровно сто лет назад, в 1913 году, когда через Реутов прокладывалась железнодорожная линия до Балашихи, была построена станция Реутово, сохранившая это название до наших дней. Город и сегодня состоит из двух частей — северной и южной, разделенных Горьковским направлением Курского вокзала Московской железной дороги, а в районе проспекта Мира рядом с Горьковским шоссе находится платформа Стройка, откуда железнодорожный путь и «убегает» на Балашиху.
Как город, находящийся ближе 100 км к столице, Реутов входит в число территорий Лесопаркового защитного пояса Москвы, и, естественно, развертывание такого масштабного строительства обязательно требует, говоря официальным языком, ОВОС — оценки воздействия на окружающую среду, обоснования инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань—Екатеринбург (ВСМ-2).
Чтобы обсудить уже имеющиеся материалы по этому вопросу, как того требуют Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе», в Молодежном культурно-досуговом центре Реутова прошли общественные слушания.
Обсудить предстояло целый ряд важнейших вопросов: оценка воздействия строительства и эксплуатации ВСМ на окружающую среду; выявление вопросов, вызывающих обеспокоенность населения и учет требований и предложений администрации и жителей города Реутова; природоохранные мероприятия по снижению воздействия неблагоприятных факторов.
Хотя информация о предстоящем мероприятии была размещена в местных и областных печатных и электронных СМИ, на сайте городского округа Реутов, число зарегистрированных в этот день жителей было невелико. Но материалы по теме были доступны для горожан в общественной приемной, куда в основном и поступали опросные листы с комментариями, предложениями и вопросами. Выслушать же мнение народа собрались самые заинтересованные лица: представители администрации городского округа, заказчика — ОАО «Скоростные магистрали» — и проектных организаций, каждый из которых и довел до собравшихся информацию по своему направлению проекта. Можно было ознакомиться с уже подготовленной документацией, наглядными материалами, рекогносцировочными инженерно-экологическими изысканиями, посмотреть фильм по проекту (ВСМ-2) Москва—Казань—Екатеринбург».
— Какие же вопросы волнуют жителей более всего именно сейчас, на стадии проектирования, и насколько по-деловому, конкретно учитывается общественное мнение? — эти вопросы мы задали председателю слушаний, заместителю руководителя администрации города Реутов Владимиру Покамину.
— Горожан, конечно, волнует, как сложится ситуация на разных стадиях реализации проекта и во время эксплуатации ВСМ-2, какое может быть воздействие на окружающую среду — это выбросы загрязняющих веществ и шум, кто будет ответственным за компенсаторные мероприятия, — рассказал Владимир Михайлович. — На поступившие от горожан вопросы даны были конкретные ответы. Например, был вопрос: предусмотрено ли строительство подземных пешеходных переходов в районах улиц Комсомольская—Октября, улиц Железнодорожная—Октября? Ответ был: да, строительство пешеходных переходов в указанных районах предусмотрено в разделе ИССО обоснования инвестиций в строительство ВСМ-2 (Москва—Казань—Екатеринбург).
Волновал вопрос: что предусмотрено для устранения шумового загрязнения жилой застройки? Ответ: тем же документом предусмотрено устройство шумозащитных экранов в зонах жилой застройки.
Поступило предложение: проектную документацию ВСМ-2 необходимо увязать с проектируемой автомобильной эстакадой на пересечении железной дороги Горьковского направления с проектируемой автодорогой восточнее 10А микрорайона. Проектная документация ВМС-2 будет указана с транспортной развязкой (эстакадой) проектируемой автодороги.
Интересным показалось участникам слушаний и такое предложение жителей города: взамен шумозащитных экранов рассмотреть возможность размещения на границе полосы отвода ВСМ-2 многоуровневых стоянок. Вопрос будет рассмотрен с учетом существующих проектных расчетов.
Была озвучена и серьезная для города проблема частичной компенсации изымаемых земельных участков (земля поселения) выделением незадействованных участков уже существующей полосы отвода железной дороги Горьковского направления в районе 10А микрорайона. Вопрос не был отклонен — рекомендовано администрации города Реутова обратиться к руководству ОАО «Скоростные магистрали».
— Каков же общий итог общественных слушаний? Как оценивается уровень воздействия на окружающую среду строительством ВСМ-2 и ее последующей эксплуатацией в границах вашего города?
— Во-первых, в предпроектной документации учтен передовой мировой, в том числе европейский опыт строительства и функционирования аналогичных сооружений и объектов инфраструктуры. Во-вторых, исходя из представленных материалов, можно сделать объективный вывод: уровень воздействия на окружающую среду оценивается как достаточный. При этом по итогам слушаний — и это внесено в протокол особым пунктом — заказчику рекомендовано при выполнении проектных решений обязательно учитывать предложения и замечания населения, общественных и экологических организаций, экспертов-экологов и о результатах экологического мониторинга регулярно информировать жителей через СМИ.
Справка
Пилотный проект ВСМ Москва–Казань, по мнению специалистов, позволит России совершить качественный рывок вперед и практически ликвидировать отставание в строительстве ВСМ от многих стран, уже давно их развивающих. Например, на сегодняшний день в Китае уже построено 6,4 тыс. км высокоскоростных магистралей; в Японии эксплуатируется 2,7 тыс. км; в Испании — 2,1 тыс. км, и почти столько же — во Франции; около 1 тыс. км — в Италии.
Как неоднократно подчеркивал Владимир Путин, для строительства ВСМ будут привлекаться средства широкого круга инвесторов на возвратной основе. То есть для последних это возможность надежных капиталовложений в инфраструктурные проекты. При этом государству, по оценке главы РЖД Владимира Якунина, в предполагаемые проекты придется вложить около 650 млрд руб., плюс субсидии на этапе эксплуатации в объеме 315 млрд руб. Бюджетные доходы в свою очередь, за счет синергетического эффекта, составят порядка 5,3 трлн руб.
Цифры
82% РОССИЯН СЧИТАЮТ, ЧТО В СТРАНЕ НУЖНО СОЗДАВАТЬ СЕТЬ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ, СОГЛАСНО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА, ПРОВЕДЕННОГО ФОНДОМ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ». При этом даже для дальней поездки 35% опрошенных выбрали бы высокоскоростной поезд, 30% предпочли бы обычный и лишь 24% — самолет.
770 км СОСТАВИТ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЛИНИИ МОСКВА—КАЗАНЬ.
2018 год ОБОЗНАЧЕН КАК СРОК ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПЕРВОЙ ВСМ.