Торговый центр культуры

Как выглядит и как должен быть устроен правильный рынок, «НП» пояснили в министерстве потребительского рынка и услуг Московской области

8 октября 2013 в 23:24, просмотров: 4261
Торговый центр культуры
Пример для подражания стал мытищинский экобазар.

Дикие рынки массово закрываются в Московской области. На сегодняшний день перестали работать более 60 из них. Народ пребывает в растерянности. Кто-то не может нарадоваться тому, что наконец-то рядом с домом закрылся зловонный рассадник мигрантов. А кто-то недоволен и негодует, в особенности над закрытием продовольственных рынков в сезон, когда на большинстве кухонь области парятся-солятся-закатываются в банки продукты с огорода. Пропала возможность купить необходимое. Виноваты в том, что обычные граждане остались без сезонных фруктов и овощей, а предприниматели без «торговых точек», только владельцы рынков. За годы миллионных заработков на рыночных развалах они так и не нашли времени и денег на строительство новых, цивилизованных торговых помещений. Открытые рынки, будь то продуктовые, строительные или вещевые, в Подмосковье исчезнут. На то есть Федеральный закон №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Наступает время культурной торговли в крытых, капитальных строениях. И, как заверяют власти Московской области, меньше рынков в регионе не станет, только изменятся они до неузнаваемости.

КАПИТАЛЬНО, НА ВЕКА

С первого января этого года любой рынок должен располагаться в специально построенном под розничную торговлю здании. Исключение — только сельскохозяйственные рынки. Они должны переехать под крышу, в капитальные здания, с 1 января 2015 года.

Все остальная торговля должна переместиться в капитальные здания на фундаменте и со всеми подведенными коммуникациями — электричеством, холодной и горячей водой, канализацией. Рынки в обязательном порядке должны быть оборудованы противопожарной сигнализацией и иметь охрану.

Но на такие затраты идти хозяевам рынков не хочется, многим из них гораздо проще обшить старый контейнер сайдингом, а потом через суд затягивать процедуру сноса незаконного рынка, доказывая, что контейнер — это стационарное здание.

КАК ВЫГЛЯДИТ ПРАВИЛЬНЫЙ РЫНОК?

Территория правильного рынка разделяется на определенные зоны: для хранения продуктов, для административно-хозяйственной деятельности, для отдыха продавцов (здесь располагаются душевые и раздевалки) и, конечно, для непосредственной торговли. Необходимы: лаборатория для проверки продуктов и помещение для проверочных мероприятий, в котором в остальное время может располагаться охрана.

Обязательны на рынке туалеты, причем стационарные, а не временные пластмассовые конструкции. В административно-складской зоне размещаются не только администрация рынка, но и пункт первой медицинской помощи, бытовые помещения для сотрудников и арендаторов рынка (комната приема пищи, гардероб).

Все это не блажь авторов областных «Требований к розничным рынкам», а комфорт и безопасность как посетителей рынков, так и тех, кто здесь работает.

Правильное хранение отходов — еще одна обязанность правильного рынка. Для ее реализации организуется отдельная площадка, на которой размещаются специальные контейнеры.

Новые правила не забывают и о людях с ограниченными возможностями. Для них должны быть созданы условия доступа и комфортного передвижения по всей территории рынка.

Рынок не получит официальный статус и до тех пор, пока не организует парковку. Причем разбитую на зоны — для посетителей и для продавцов рынка, — чтобы фуры с товарами не мешали малолитражкам домохозяек. И не менее 10% от парковочных мест для посетителей должно быть зарезервировано для водителей-инвалидов.

Рынок — это прежде всего торговля, но при условии, что торговая площадь — не менее 60 и не более 70 процентов от площади всех рыночных помещений. Торговая зона на рынке разделяется по группам товаров — мясные ряды, молочные продукты, рыба, места для торговли бытовой химией, косметикой и парфюмерией и т.д. По зонам разделяются товары не только в зале, но и на складе — хранение продуктов и непродовольственных товаров исключительно в разных помещениях.

Торговые места на рынке могут быть только двух типов — в виде торговых рядов и павильонов. При этом минимальная площадь бутика — 6 кв. метров, места в торговом ряду — 3. Торговое место в обязательном порядке обеспечивается электропитанием, к которому подключается торговое оборудование и контрольно-кассовая техника. Перемещаться по рынку продавцы и покупатели, технический персонал должны свободно. Проходы между всеми торговыми местами должны быть обустроены таким образом, чтобы не было никакой толчеи. И уж, конечно, правильный рынок должен иметь все необходимые схемы и указатели на эвакуационные выходы в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций.

Дизайн рынка, оформление торговых рядов и павильонов, стилистика рынка — такие вопросы владелец рынка решает самостоятельно. Однако и в этом случае творчество и фантазия контролируются на этапе утверждения проекта рынка и получения разрешения на строительство.

На новом рынке приветствуется широкий ассортимент сопутствующих услуг. Можно открыть ателье, парикмахерскую, аптеку, кафетерий и другие привычные современному потребителю сервисы. Главное — грамотное размещение сервисов на территории.

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

Правильный рынок должен гарантировать своим покупателям качество продаваемых продуктов и товаров, а также оказываемых услуг. Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы не прячется от глаз потребителя, а размещается в непосредственной близости от входа на рынок. Так любой сомневающийся покупатель сможет удостовериться в качестве купленных продуктов животного и растительного происхождения.

Правильный рынок обязательно должен иметь паспорт безопасности! Этот важный документ разрабатывается и согласовывается с полицией и государственной противопожарной службой. Только утвержденный и заверенный соответствующими печатями паспорт безопасности является гарантией того, что рынок соответствует всем требованиям безопасности.

ФЕРМЕРСКИЙ НАДЕЛ

Любители подмосковных огурцов и яблок, а также фермерских яиц и творога могут не переживать — на правильном рынке предусмотрены места и для фермеров, и для бабушек, торгующих излишками с собственного огорода. Не менее 15% всех торговых площадей в сезон лето-осень и не менее 10% в остальное время в обязательном порядке должны предоставляться фермерам и владельцам личных подсобных хозяйств. Перекупщик на эту льготу претендовать не сможет — статус не тот, да и доказательств, что бананы и ананасы выращены на собственной грядке, тоже нет. А вот за отказ бабушке или нашему подмосковному совхозу предоставить 1 кв. метр торговой площади под картошку с луком и капусту влечет наложение на хозяев рынка больших штрафов — от пяти до двадцати тысяч рублей на должностное лицо и от ста до трехсот — на юридическое.

— Привлечение к торговле на рынке местных фермеров — это, во-первых, включение в рацион наших жителей качественных продуктов питания, произведенных здесь же, в Подмосковье, а во-вторых, это степень социальной ответственности и воспитания патриотизма, — комментирует министр потребительского рынка и услуг МО Екатерина Семенова.

ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!

«Уголок потребителя» на правильном рынке никто не отменял. Он должен быть оформлен так же, как и в любом магазине или месте, где населению оказываются услуги. Со всеми подобающими документами, начиная с копии разрешения на ведение деятельности и заканчивая жалобной книгой.

Книга отзывов и предложений — это прежде всего инструмент внутреннего мониторинга и контроля за всеми продавцами и сотрудниками рынка. Выписки из жалобной книги никуда не представляют. Все, что покупатель думает о рынке, в первую очередь читает его владелец. А ему читать жалобы и предложения полезно — чем быстрее устранишь нарушение, тем меньше шансов потерять клиента. И слава дурная опять же не поползет...

Официальные власти реагировать на записи в жалобной книге не могут. Тут уже требуется другая переписка — официальное письмо в соответствующий контролирующий орган. Но вот во время плановых рейдов проверяющие вполне могут и имеют право в жалобную книгу заглянуть... И отреагировать должным образом.

Грязные контейнеры сменят красивые витрины.

Если на жалобную книгу надежды нет, обратиться со своей проблемой можно в территориальный отдел по защите прав потребителей. Можно и в прокуратуру. И совсем не обязательно собирать десятки подписей под одной жалобой. Достаточно бумаги с единоличной подписью, чтобы инициировать проверку любого рынка, даже самого правильного. В конце концов нам пора привыкать к тому, что «потребитель всегда прав!»

РЫНКИ НЕ РЕЗИНОВЫЕ

Это раньше рынки, постепенно разрастаясь, превращались в целые города. В области и сегодня еще продолжают существовать несанкционированные объекты розничной торговли площадью 20, 30 и даже 60 гектаров. И чего там только нет — от подпольных общежитий для нелегалов до молельных домов и спа-салонов все тех же незаконных мигрантов. Правительство Подмосковья такие объекты закрывает нещадно, постепенно на карте области их не останется совсем. А чтобы и дальше не создавать соблазнов для разрастания рынков, площадь их ограничили.

Минимальный размер земельного участка, занимаемого правильным рынком, — 750 кв. метров, максимальный — 20 000. Минимальная общая площадь вех зданий, строений и сооружений рынка — 300 квадратных метров, предельно допустимая — 16 000.

При этом рынки не могут превращаться в высотки и «сити» — максимальная этажность капитального здания, строения и сооружения, расположенного на рынке, должна составлять два этажа.

РЫНКИ ЛЮБЯТ СЧЕТ

Прошли уже те времена, когда решение о том, чтобы открыть собственный рынок, его потенциальный владелец принимал фактически в одностороннем порядке. Сегодня за дислокацию рынков, их площадь и масштаб отвечает наука — планирование и рациональный экономический прогноз. Чтобы было не густо, не пусто, а в меру. В правительстве Подмосковья разработали специальную «Методику расчета». В ней учитывают, сколько людей живет в городе, поселении или районе, насколько плотно район заселен и какова его совокупная площадь.

— Нельзя рассматривать Подмосковье с позиции отдельных феодальных наделов, — комментирует министр потребительского рынка услуг Екатерина Семенова. — В цивилизованной стране все планируется заранее. Каждый план составляется на основании кропотливого анализа и расчета всех составляющих. Только так мы сможем наконец победить и хронические пробки на наших дорогах, и дефицит продуктов питания в отдаленных поселениях.

Вопрос — ответ

— Может ли муниципалитет быть хозяином рынка?

— Мы встречаем рынки, которые базируются на муниципальных унитарных предприятиях, — отвечает министр потребительского рынка и услуг Екатерина Семенова. — Но это уже пережиток, потому что рынок — абсолютно предпринимательская деятельность. А у муниципалитетов есть дела и более важные, нежели развитие розничной рыночной торговли.

СТРУКТУРА НОВЫХ РЫНКОВ

Как именно будет делиться территория новых рынков, расписано заранее.

ТОРГОВАЯ ЧАСТЬ — говорит сама за себя. Здесь расположатся все торговые ряды, бутики, причем владелец рынка обязан еще на стадии проектирования здания спланировать, где и что будет находиться, чтобы соседство разных категорий товаров было разумным и не могло нанести вреда.

АДМИНИСТРАТИВНО-СКЛАДСКАЯ ЧАСТЬ — это часть рынка для его непосредственных сотрудников. Гардероб, место для приема пищи, кабинеты администрации и охраны и другие подобные необходимые помещения. Здесь же расположат лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЧАСТЬ — помимо туалетов для посетителей здесь будет располагаться все, что необходимо персоналу для «закулисной» работы. Тележки грузчиков, хранилища торгового инвентаря, тары и тому подобного.

ЧАСТЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ОТХОДОВ — мусорные контейнеры рынка.

ПАРКОВОЧНАЯ ЧАСТЬ — здесь владелец рынка оборудует места для стоянки автомобилей продавцов и покупателей. В обязательном порядке часть из них предназначается для автомобилей инвалидов. На парковку положено отводить не менее 10% от общей площади всей территории рынка.

Справка

ПРОВОРОНИЛИ

О том, что все рынки должны уйти с улицы под крышу, стало известно еще шесть лет назад. Федеральный закон №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» был подписан 30.12.2006. На то, чтобы построить здание по всем требованиям, владельцам рыночных территорий было дано достаточно времени. Выиграли те, кто не стал надеяться на авось и возвел капитальное здание. Остальным придется ликвидировать свои рынки.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РЫНОЧНОГО ЯЗЫКА

РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК — имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЫНОК — специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На сельскохозяйственном рынке 80% всей продаваемой продукции — это строго сельхозпродукция.

ОБЪЕКТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Законодательное определение исключает из объектов капитального строительства временные постройки и прямо указывает в качестве примера построек: киоск — строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца; навес — сооружение полузакрытого типа (крыша на опорах с незамкнутыми стенами или без них).

ЗДАНИЯ (кроме жилых) — здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и прочего) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО — объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

ЯРМАРКА — мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей, продавцов и покупателей, организуемое вне пределов розничного рынка в установленном месте на определенный срок с целью реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в установленном порядке. Подразделяются на универсальные (продажа универсального ассортимента товаров) и специализированные, по-другому тематические (80 и более процентов торговых мест реализуют товары одного класса.)





Партнеры