Запретить нельзя построить

Балашиха все-таки стала первым городом в Подмосковье и даже в России, где запрещено строительство коммерческого жилья

Ибо хватит! Настроились так, что теперь здесь ни проехать, ни пройти. A впервые об этом заговорил еще врио губернатора области Андрей Воробьев в феврале. Тут же поползли слухи и о популизме, и о грядущем массовом подорожании квартир, и о гигантских убытках строительных компаний.

Балашиха все-таки стала первым городом в Подмосковье и даже в России, где запрещено строительство коммерческого жилья

Спустя полгода, в сентябре, на заседании градостроительного совета Балашихи губернатор вновь поднял тему моратория на строительство: запрет касается всего коммерческого жилья. По словам спикера Мособлдумы Игоря Брынцалова, это решение — сигнал для других муниципалитетов.

— Сейчас Россия занимает первое место по объему строительства, а Московская область — первое место внутри России, — комментирует член общественной группы по разработке генплана Балашихи, урбанист, преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова Ольга Зиновьева. — Мы говорим, что нельзя строить ни одного дома, пока вы не решите, где людям работать, иначе мы повторим путь «ржавого пояса» Америки. Там люди бросали квартиры, потому что работы рядом не было никакой. Там дома стоят с разбитыми окнами и абсолютно пустые. Если мы не прекратим как сумасшедшие строить новое жилье, не думая ни о дорогах, ни об инфраструктуре, ни о трудовых местах — о них даже в первую очередь, — мы придем к тому же. Зачем людям жить здесь и мучиться по три часа в пробках, выезжать в пять утра? Ведь девяносто процентов населения Балашихи едет на работу в Москву.

По данным последней переписи, сейчас в Балашихе живет чуть более 235 тысяч человек. А если учесть прилегающие населенные пункты — около миллиона. Для сравнения: пять лет назад население города составляло 189 тысяч человек. Рост налицо. По словам Брынцалова, с культурной точки зрения это уже совсем другой город.

За последние годы строительный бум, со слов большинства горожан, не только усугубил проблемы транспорта и инфраструктуры, но и уничтожил огромное количество объектов культурного наследия, лесопарковых и водоохранных зон. То и дело в прессе встречаются сообщения о нарушениях при выдаче разрешений на строительство, о застройке вплотную к нефтепроводам, о вырубке березовых и дубовых рощ, о нехватке мест в детских садах и школах.

Расширить восприятие масштабов вопроса до всего региона несложно. По данным Мособлстата, за первое полугодие 2013-го в Московской области было введено в эксплуатацию 4319 зданий, из которых 4 — это школы и детские сады, 4 — объекты здравоохранения, а 4272 — объекты жилого назначения. И это не говоря о рощах и культурном наследии.

«Решение губернатора на градостроительном совете — это сигнал и для других муниципалитетов, — пишет в своем блоге на сайте Мособлдумы Игорь Брынцалов, — у любой легкой прибыли есть обратная сторона. Строительный бум прошлого десятилетия в Балашихе перешел границы допустимого: школы, детские сады и больницы попросту не смогут вместить в себя такое количество людей, а чтобы построить новые, нужны годы. Решение губернатора ставит окончательную точку в вопросе о взаимоотношении бизнеса и социальной сферы: любое предприятие должно быть социально ориентированным».

Подобный запрет, впрочем, не означает, что с завтрашнего дня все стройки в Балашихе будут заморожены. По словам директора аналитического центра «ГдеЭтотДом.Ру» Александра Пыпина, заявление Воробьева и поддержавших его депутатов касается объектов строительства, которые находятся в перспективе запуска через 2–3 года: «Правовые механизмы его (решения губернатора. — А.Л.) реализации еще только предстоит запустить. Понятно, что заявление не имеет отношения как к уже строящимся домам, так и к домам, по которым разрешение на строительство получено. Также трудно представить, как это заявление будет выполняться по отношению к проектам, для которых уже утвержден проект планировки. При этом тяжесть принятия решений, имеющих юридическую силу, ложится на городские власти, так как это в их полномочиях — устанавливать этажность и иные параметры допустимой застройки, выдавать разрешения на строительство, утверждать проекты планировки».

Но и через три года строительство в Балашихе прекратится не полностью. На заседании градостроительного совета Воробьев заявил: «Все, что будет строиться в Балашихе, — это или для расселения из бараков, или достройка существующих зданий. Жилье в Балашихе нужно только тем, кто нуждается в переселении из ветхих домов».

Сколько продлится мораторий на строительство многоэтажных домов — пока неясно. Как считает Ольга Зиновьева, прекращать строительство надо надолго: «Необходимо строить в других городах, не только в Москве и области. Здесь необходимо только расселять те дома, в которых жить невозможно, улучшать условия жизни, но не строить. Вы попробуйте построить что-нибудь в Англии — умрете прежде, чем разрешение на строительство получите. Там можно только купить старый дом и его восстановить. А у нас разрешения выдаются пачками».

Цифра

41,5 миллиона КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ЖИЛЬЯ БЫЛО ВВЕДЕНО В ЭКСПЛУАТАЦИЮ в Подмосковье за последние пять лет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру