Как отжать чиновников?

ОБЪЕДИНЕНИЕ, УКРУПНЕНИЕ, РЕФОРМИРОВАНИЕ и оптимизация — как только не называют грядущие перемены в структуре местной власти Подмосковья

23 октября 2013 в 00:50, просмотров: 2232

Суть одна: в области 360 муниципальных образований, из которых крупных — 72, количество чиновников зашкаливает, кто за что отвечает — непонятно, а кормить их надо за наши с вами деньги.

Как отжать чиновников?
Рисунок Алексея Меринова

«Размывание границ ответственности», «проблемы взаимодействия района и города», «прослойка чиновников, которая сосет деньги», — друг за другом, как по лекалу, твердят опрошенные редакцией «НП» главы городов и районов.

В действительности, как нам рассказал вице-губернатор области Юрий Олейников, планы правительства — за два года провести оптимизацию местного самоуправления. С сокращением количества чиновников, объединением районных и городских администраций, пересмотром функционала и подготовкой законодательных инициатив. Создана рабочая группа, куда входят главы муниципалитетов, сотрудники министерств, юристы и финансисты. Задача — в короткие сроки обозначить весь срез текущих проблем и план действий.

— Прежде всего нужно понять экономическую составляющую, — пояснил Олейников. С его слов, цель реформы — ввести практику «одного окна», когда каждый житель будет четко знать в лицо человека, к которому он будет обращаться со всеми проблемами, — главу своего муниципалитета. Сейчас зоны ответственности разделены смутно: где-то отвечает глава района, где-то — глава города. Жителей попросту футболят от одного к другому.

По мнению политологов, основная цель все же — сильно оптимизировать экономику. «Губернатору Воробьеву необходимо к следующему году увеличить доход с 450 миллиардов до 650, — комментирует член общественной палаты региона Иван Стариков. — Не использовать потенциал местной власти здесь нельзя».

Пока что речь идет об изменениях в Чеховском, Каширском, Коломенском, Ногинском, Орехово-Зуевском, Люберецком, Серпуховском и Подольском районах. Что конкретно с ними произойдет и произойдет ли вообще, станет понятно существенно позже, когда закончатся слушания и опросы общественных мнений, а рабочая группа завершит анализ экономической целесообразности.

— Большинство из 177 существующих сейчас сельских поселений еле-еле сводит концы с концами, — рассказывает председатель думского комитета по местному самоуправлению Александр Наумов. — Необходимо реорганизовать те, которые не могут обеспечить жизнедеятельность населения на местах. При этом на уровне района население сосредоточено в районном центре. К примеру, Мытищи: 180 тысяч человек в самом городе, 14 тысяч — в одном поселении и 9,5 — в другом. Здесь, вероятно, имеет смысл сделать так, чтобы управляла одна администрация, а не отдельно районная и городская, как сейчас. Уровень жизни в поселениях при таком объединении не падает, доступность власти — тоже: делаются региональные представительства, а бюджетом управляет одна команда. Можно посмотреть на примере Балашихи, Домодедова или Химок.

Рисунок Алексея Меринова

У самих муниципалов четкого понимания, как пойдет реформа, пока нет. Все ссылаются на 131-й ФЗ как на «гарант права жителей на самоуправление». Все уверены, что сокращать чиновников надо. Все уверены, что существующие споры о границах ответственности до добра не доведут. Но как делать — неясно.

— Город и район разделены, как небо и земля, — комментирует глава Серпуховского района Александр Шестун. — Власть не единая, сложно будет провести референдум: необходима 50-процентная явка и 50% мнений «за», а по последним оценкам ВЦИОМ, за объединение высказалось чуть больше 20%. Для района это невыгодно: район развит гораздо сильнее. Учителя потеряют надбавки, электричество станет дороже. Из плюсов — только прекратятся распри между городом и районом. Больше плюсов не знаю.

Глава Серпухова, наоборот, считает, что «район — дорогая прокладка, которая живет на делегированных полномочиях поселений». По его словам, на 30 тысяч жителей района приходится несколько сотен тысяч гектаров земли, а у Серпухова места для развития нет совсем. При объединении можно будет вынести промзоны за черту города, оставив внутри жилье и социальные объекты.

Реально укрупнение пойдет по двум схемам. В первом варианте административный центр района будет объединяться с самим районом в городской округ. По такой схеме проработки вопроса ждут Мытищи, Люберцы, Красногорск и Коломна. Ранее так укрупнялись Балашиха, Домодедово и Химки. Во втором варианте полномочия сельских поселений будут переданы району. Эта схема предварительно предусмотрена для Можайского и Солнечногорского районов.

Как подчеркнул Юрий Олейников, «что-то будет делаться в рамках 131-го ФЗ, что-то — с подготовкой законодательных инициатив», а глав новых муниципальных образований будут избирать заново. И если в первом варианте потребуется проведение референдума и утверждение решения в городском заксобрании, то во втором достаточно решения депутатов самих поселений.

Как реально объединение отразится на жизни граждан, зависит от выбранного для каждого конкретного региона пути укрупнения и формы нового муниципального образования. По словам заместителя главы Можайского района Романа Кородченкова, «особых изменений никто не почувствует». Ротации в зарплатах бюджетникам и налоговых сборах если и будут, то незначительные, а тарифы, как пояснила председатель Комитета по тарифам и ценам Наталья Ушакова, скорее всего, изменятся даже в лучшую сторону.

Впрочем, выводы делать пока рано.

НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЧТО РЕАЛЬНО ПОМЕНЯЛОСЬ ПОСЛЕ УКРУПНЕНИЯ БАЛАШИХИ, ДОМОДЕДОВА И ХИМОК?

Светлана ЧЕРНОВА, МКН. ЗАРЯ, Г/О БАЛАШИХА:

«РЕАЛЬНО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ НИЧЕГО. Достучаться до власти как тогда было почти нереально, так и сейчас. Единственное, наверное, что могу сказать, — стало намного хуже с поликлиниками. Мы вынуждены ездить в саму Балашиху, потому что у нас ее нет. Туда же ездят лечиться еще три микрорайона. Что там происходит, я думаю, понятно. Писали, ходили, стучались — толку ноль».

Юлия АКСЮТА, Г/О ДОМОДЕДОВО:

«НА КАЖДОМ КУСОЧКЕ БЫВШИХ КОЛХОЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ — 18–20-ЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ. По сравнению с началом века Домодедово превратилось в здоровущий самостоятельный город! И строительство продолжается! Вся земля — бывшая территория района. Только вот ни детских садов, ни школ, ни магазинов новых почти не появляется. Каждый подстраивается как может. Хотя новый садик очень бы хотелось».

Виталий ВАВИЛОВ, МКН. СХОДНЯ, Г/О ХИМКИ:

«СТАЛО СИЛЬНО ЛУЧШЕ. Раньше я добирался до работы в Москву по два-три часа. И большой разницы, ехать на машине или на электричке, не было: на машине пробки кошмарные, электрички ходили раз в полчаса, на платформу не попасть. Сейчас и дороги сделали местами, и электричек гораздо больше пустили, трачу на дорогу час-полтора. Говорят, что за нас химкинская власть взялась. Хотя я не знаю, могу ошибаться».



Партнеры