Андрей Воробьев: «За последние 9 лет численность чиновников выросла в 41 раз»

Руководство Московской области планирует провести реформу местного самоуправления

Муниципальные образования объединят с их центрами, а полномочия поселений передадут на уровень района. 

Это сократит количество чиновников и оптимизирует расходы на их содержание. План административной реформы будет представлен в декабре 2013 года на высшем совете при губернаторе.

— Наша цель — сделать работу муниципальных органов власти как можно более эффективной, чтобы они могли решать все проблемы в комплексе, а не заниматься частностями, как это нередко происходит сейчас, — расставил приоритеты губернатор. По заверению главы региона, в течение 2014 года в области укрупнят около 40 поселений в 12 районах, что позволит ежегодно экономить около 250 миллионов рублей только на содержании чиновников.

Руководство Московской области планирует провести реформу местного самоуправления
Рисунок Алексея Меринова

— В Подмосковье 80% сельских поселений — дотационные, и денег им хватает только на собственный аппарат, — признал Воробьев. — А мы хотим, чтобы они развивались и имели свою налоговую базу.

По замыслу реформы, ставка делается на формирование на базе существующих муниципальных районов принципиально новой системы городских округов, в состав которых передадут все прилегающие к крупным подмосковным городам соседние поселения.

К настоящему дню в Московской области уже есть успешные примеры централизованного управления муниципальными образованиями. Так, именно за счет эффективности работы предлагаемого губернатором механизма Домодедово стало флагманом по привлечению инвестиций во всем регионе.

Еще одним важным направлением реформы станет создание единой администрации района и райцентра.

— В районах, где власть распылена между администрациями, ситуация гораздо хуже, — отмечает губернатор. — Мы преобразуем порядка 10 территорий, где будет единая администрация. Это позволит спрашивать с ответственного руководителя за комплексное развитие всей территории, исходя из интересов всех жителей, а не только жителей отдельного района.

Андрей Воробьев убежден, что положение, при котором глава города игнорирует проблемы соседнего сельского поселения, отныне недопустимо.

Сложности, вытекающие из таких ситуаций, нередко тормозят действия инвесторов, а как следствие — и жилищное строительство с развитием транспортной и социальной инфраструктуры района. Отсутствие скоординированности действий органов власти также создает препятствия для малого бизнеса. Сегодня, чтобы, к примеру, получить разрешения для начала собственного дела, предпринимателю приходится отсиживать очереди в приемных чиновников всех мастей, что отнимает массу времени, а нередко и вообще отбивает у людей желание заниматься бизнесом. Как ни прискорбно, такой расклад специалисты наблюдают во многих городах Подмосковья, которые никак нельзя отделить от городских поселений-спутников: Наро-Фоминск, Красногорск, Кашира и многие другие.

— Все они уже давно разрослись, став мощными агломерациями городских поселений, но при этом и у городов, и у районов своя администрация, — подчеркнул глава Подмосковья.

По убеждению Андрея Воробьева, если не приступить к решительному изменению этой ситуации, Московской области грозит превращение в один гигантский спальный район Москвы.

— Понятно, что легче всего заработать деньги, бездумно застраивая землю, но если мы хотим развивать регион комплексно, то должны создавать здесь рабочие места и инфраструктуру, — полагает руководитель региона. По мнению Воробьева, одной из первоочередных задач вновь создаваемой единой администрации станет контроль за формированием инфраструктуры при застройке территории, а также сферой ЖКХ.

Рисунок Алексея Меринова

Однако, согласно нормам сегодняшнего законодательства, преобразовать муниципальный район в городской округ крайне сложно. Опираясь на опыт других субъектов, такое преобразование возможно лишь с учетом мнения населения. Для преодоления законодательного барьера администрация области предложит ряд поправок в закон для установления четкой процедуры преобразования.

По подсчетам властей Подмосковья, на осуществление административной реформы во всей полноте им потребуется два года. До конца 2014 года предполагается завершить процесс укрупнения поселений и формирование единых администраций. Более сложная процедура — создание городских округов — реализуется в течение двух ближайших лет.

Административная реформа потребует от правительства Подмосковья значительных усилий, но вместе с тем поможет решить многие задачи по развитию области.

— Концентрация полномочий на бюджетном и ресурсном уровне позволит сформировать сильный управленческий аппарат, который подчиняется одному руководителю в каждом подмосковном районе, — резюмирует Воробьев. — В следующем году пройдут выборы глав 28 районов, и мы рассчитываем, что большинство из них станут нашими единомышленниками.

Леонид Ковалевский, глава городского округа Домодедово:

— Я убежден, что многие проблемы, тормозящие наше развитие, заложены в 131-м ФЗ. Этим законом навязана двухуровневая система местного самоуправления. Она не только противоречит Конституции Российской Федерации, но и вошла в противоречие с многовековыми традициями нашей страны, противоречит здравому смыслу и науке управления. Если не принять срочных мер, то вся энергия значительно возросшего отряда чиновников местного уровня уйдет не на созидательную работу на благо людей, а на выяснение отношений между уровнями власти. Кое-где так уже и происходит. Не выдерживает никакой критики принцип закона о пешеходной доступности местной власти. Он заимствован из земской практики, существовавшей в России в девятнадцатом веке. Как известно, в двадцать первом веке никто пешком в сельсовет не ходит, да обеспечить реализацию этого принципа на практике представляется весьма проблематичным. Мы в Домодедове отказались от создания двухуровневой системы местного самоуправления и преобразовали район в городской округ. Что это нам дало? За десять лет мы в десять раз увеличили объем экономики (продукции, работ, услуг) в округе. При этом ежегодно все десять лет экономика росла на тридцать процентов в год. За счет этого удалось решить многие проблемы. Население безоговорочно поддерживает существующую систему управления, так как знает, с кого за что можно спросить.

Дмитрий Бобров, глава Каширского муниципального района:

— Актуальность административной реформы в Кашире в первую очередь вижу в том, чтобы привести в порядок районное и городское хозяйство, ощутимо пострадавшее в период разногласий и междоусобиц. Важно, чтобы у муниципального имущества был единый хозяин, ответственное лицо, наделенное необходимыми полномочиями и несущее ответственность перед жителями за качество своей работы.

Кроме того, объединение города и района позволит существенно сократить административный аппарат и, как следствие, оптимизировать расходование бюджетных средств, направить их на решение самых насущных вопросов.

Единое руководство — это и мобильность в принятии решений. Это удобство для граждан, которым не потребуется запоминать, в чьем ведении, районном или городском, находится их вопрос или проблема. Придя в администрацию, они всегда смогут получить компетентную помощь.

Административная реформа, предложенная губернатором Андреем Юрьевичем Воробьевым, полностью отвечает пожеланиям населения об открытости и доступности властных структур. Жители говорят нам, что хотят видеть в муниципальной власти порядок, компетентность, готовность решать насущные проблемы территории. И наша задача — воплотить их пожелания в жизнь.

Владимир Алексеев, председатель комитета Московской областной думы по вопросам государственной власти и региональной безопасности:

— Оптимизация системы муниципального управления является сегодня актуальной и, важнейшей задачей. Это убедительно показал в своих программных заявлениях губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев, указав при этом возможные пути ее решения.

Действительно, нельзя не видеть, что реализация Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не обеспечила в полной мере достаточно высокой эффективности управления на местном уровне и, как следствие, привела к определенному недовольству населения качеством работы органов местного самоуправления.

Конечно, масштабные изменения в системе управления требуют взвешенности и тщательной подготовки. Именно поэтому губернатор Московской области, определяя цели модернизации муниципального управления, требует правовой и экономической обоснованности, а также социальной оправданности планируемых перемен. Требует последовательности проведения их в жизнь и, самое главное, положительного, значимого для населения Московской области результата.

Масштабный проект оптимизации системы муниципального управления, который, по сути, направлен на обеспечение комплексного развития Московской области, на реальное повышение качества и уровня жизни населения, будет, безусловно, выполнен. То, что этот проект отнесен Андреем Юрьевичем Воробьевым к числу приоритетных, свидетельствует о реальной заботе о людях, которые оказали ему высочайшую степень доверия на выборах губернатора Московской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру