Не бульдозером, так огнем

В Королёве снова неспокойно

Многострадальный Дом стройбюро по улице Орджоникидзе в очередной раз стал поводом для столкновения градозащитников и местных жителей. Одни утверждают, что на глазах рушится история целого города, другие считают: сносить, нельзя помиловать.

В Королёве снова неспокойно

Скандал с королёвским Домом стройбюро не утихает уже давно. Местные жители непреклонны: дом нужно снести, пусть застройщик забирает землю, а люди спокойно и уже официально живут в новых квартирах. Но градозащитники не сдаются, они убеждены, что дом сносить нельзя.

Несмотря на то что министерство культуры области пока не вынесло окончательного вердикта, является здание памятником архитектуры или нет, для активистов это даже не вопрос. По их мнению, Дом стройбюро — уникальный памятник работы архитекторов Лангмана и Чериковера. Здание является частью ансамбля Болшевской трудовой коммуны, существовавшей с 1928 по 1935 год. Более того, дому, несмотря на крайне ветхое состояние, удалось сохраниться до наших дней.

Активисты неоднократно обращались к экспертам, которые сходятся на том, что Болшевская коммуна — удивительный комплекс, дающий полное представление о ранней советской эпохе и ее архитектуре. И вполне возможно, что дом действительно является памятником, который нужно не уничтожать, а хранить и оберегать. Но кому-то все-таки не составило труда в очередной раз его поджечь. Этому зданию к поджогам уже не привыкать, возгорания здесь происходят один за другим с сентября. В этот раз все оказалось куда серьезнее. Дом горел почти двое суток. Пожарные работали несколько часов, но пробраться к каждому очагу пламени оказалось попросту невозможно.

— У нас там перекрытия торфяные, — рассказывают бывшие жители дома. — Ох и запах там!

Однако потушить дом все-таки было нужно, и по распоряжению МЧС решено было прибегнуть к помощи спецтехники. Ею начался фактически снос стен, официальная версия: все это для того, чтобы пробраться к очагам возгорания и потушить их. Но активисты не сомневаются, что все это дело рук застройщика, которого в желании получить коммерческую выгоду не остановит даже то, что в Доме стройбюро обнаружены уникальные масляные фрески.

Фото: МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ОТДЕЛ ВООПИИК

В свою очередь бывших жителей дома на улице Орджоникидзе фрески интересуют еще меньше, они голосуют за снос. Причем голосуют в прямом смысле. На данный момент на сайте министерства культуры Московской области вовсю идет голосование — сносить дом или нет. Согласно первоначальному плану итоговое решение ведомство должно было принять 18 ноября, однако уже сейчас сообщается, что постановление будет вынесено в среду, 13 ноября.

И что будет, если выяснится, что дом является памятником архитектуры, даже сложно представить. Очевидно, относительно спокойное возмущение жителей дома перерастет в полноценный бунт.

— Пока еще все плохо, — рассказывает владелица руин в Доме стройбюро Людмила Ранько. — Документов-то у нас на руках нет, мы живем в новых квартирах фактически на птичьих правах, еще и ВООПИиК продолжает вопить.

По словам местных жителей, в субботу между ними и активистами ВООПИиКа произошло настоящее столкновение.

— Нам говорят, что мы в сговоре с застройщиками и администрацией, представляете? — рассказывают бывшие жильцы Дома стройбюро. — При этом, когда дом горел, приехали журналисты из издания в сфере культуры и прямо нам сказали: «Мы многое повидали, но здесь-то где культура? Что здесь охранять?»

— Мы им, воопиковцам, в субботу всыпали! — продолжает Людмила Ранько. — Они все говорят, что нас подкупили, а сами на лендровере приехали! Почему мы ходим пешком, ездим на автобусах, а они ездят на таких машинах и еще нас в подкупе обвиняют?! Ох ну и мат у нас там стоял.

Чем кончится история и кончится ли вообще, станет ясно буквально со дня на день, когда минкульт объявит статус объекта.

КОММЕНТАРИИ ЗАЩИТНИКОВ ДОМА

ДМИТРИЙ МАЗЕИН, ЧЛЕН ПРАВОВОЙ СЕКЦИИ «АРХНАДЗОР».

— Дом Стройбюро не памятник, тем не менее сносить его нельзя?

— Это не памятник, но он обладает его признаками и подлежит обследованию специалистами для решения вопроса о постановке на учет в качестве памятника. Но вместо этого его уничтожают. И виновные — те, кто давал указание и кто принимал в этом участие, — должны понести ответственность, вплоть до уголовной.

ИРИНА ТРУБЕЦКАЯ, МОСОБЛОТДЕЛЕНИЕ ВООПИиК:

— Почему администрация Королёва с таким упорством, через сопротивление и огласку, вцепилась в этот участок? Ведь в Королёве много ветхого жилья.

— Потому что участок продан под застройку, там все уже спроектировано, 17-этажные башни. Здесь совершенно конкретные интересы, которые помножены на упрямство и непонимание того, что в городе есть общественность, а здания советского периода без колонн и лепнины могут быть ценны. Причем этот проект застройки продвигался уже тогда, когда многие начали говорить о ценности этого дома. Мы надеемся, что эта история, получив такую огласку, не позволит впредь творить подобные вещи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру