Дорожно-обходной романс

Строительство обходных дорог в Московской области по плану существенно разгрузит существующие магистрали

11 декабря 2013 в 13:10, просмотров: 2136

Платные многополосные шоссе пройдут рядом с Химками и Одинцовом. Бесплатные — с Сергиевым Посадом и Подольском. Чего ждут от новых трасс власти и что получат автомобилисты, выяснил корреспондент «НП».

Дорожно-обходной романс
фото: Наталья Мущинкина

ОБХОДНЫЕ МАНЕВРЫ

Развитие дорожной сети в Московской области напрашивалось уже давно. Многочасовые пробки, которые тем плотнее, чем ближе лето, надоели до смерти и тем, кто в них стоит, и тем, кто на ситуацию смотрит из правительственных кабинетов. Четыре многополосные дороги в перспективе разгрузят уже существующие федеральные магистрали. И, кроме того, помогут убрать транзитный транспорт из городов, оттянуть его на новые обходные дороги.

Проезд по двум новым транспортным артериям будет платным, еще по двум — бесплатным. Там, где это возможно, обещают обустроить инфраструктуру. Вдоль трассы будут оборудованы местами отдыха и парковки автомобилей. Единственный обход, который построен на сегодняшний день, тянется вдоль города Одинцово. По всем остальным трассам идет строительство и проектирование.

По словам начальника Главного управления дорожного хозяйства Константина Ляшкевича, строительство обходов не скажется на содержании привычных бесплатных трасс. За федеральные дороги отвечает Федеральное дорожное агентство, за региональные и межмуниципальные — Управление «Мосавтодор». На балансе этих структур трассы так и останутся. Контроль над ними продолжится. Вместе с плановыми ремонтами при необходимости.

При строительстве таких магистралей не обойтись без вырубки зеленых насаждений. В каждом проекте заложена компенсация за участок вырубки. В Климовске она составляет почти два с половиной миллиона рублей. А где будут высаживаться деревья, закупленные на компенсационные средства, решить должны сами жители. Во все проекты для оценки ущерба, где идет речь об изъятии лесов, будут привлекаться независимые экологические организации.

— Оценка изымаемых объектов производится по рыночной стоимости с компенсацией всех понесенных убытков, либо по желанию собственника и при наличии свободного имущества у муниципального образования может быть предоставлено аналогичное имущество, — комментирует Константин Ляшкевич. — Если собственник не согласен с выкупной стоимостью, орган исполнительной власти, уполномоченный на изъятие, имеет право обратиться в суд о принудительном изъятии. Суд определяет, по какой оценке производить компенсацию (по оценке, проведенной Минимуществом, либо по оценке, представленной собственником).

Деньги, заложенные на строительство обходов, исчисляются миллиардами рублей, да не одним десятком. Обходы городов обещают стать если не стройкой века, то одним из самых глобальных проектов по реконструкции дорожной сети в Подмосковье за последние десятилетия.

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ!

Обход Одинцова — первый, который построен. И уже опробован автомобилистами. Создатель новой дороги, компания «Автодор», обещает — комфортной будет не только езда. Здесь появится максимально удобная инфраструктура.

— «Автодор» создает принципиально новые для нашей страны многофункциональные сервисные зоны, — комментируют в пресс-службе компании. — Новый формат дорожного сервиса, хорошо зарекомендовавший себя в Европе, позволяет пользователям дорог получить весь комплекс услуг в одном месте. Это означает, что не надо делать несколько остановок в пути, для того чтобы заправить автомобиль топливом, сделать мелкий ремонт и перекусить. Все эти и другие услуги можно получить на многофункциональной зоне. Каждая МФЗ включает автозаправочную станцию, станцию техобслуживания легкового и грузового транспорта с мойкой и шиномонтажем, стоянки для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, зону отдыха водителей и пассажиров, магазин, кафе-ресторан и павильон для розничной торговли.

фото: Иван Скрипалев

При строительстве предусмотрели, как сохранить экосистему вдоль новой трассы.

— В проекте строительства обхода Одинцова применены самые современные природоохранные технологии: вся вода с дороги фильтруется в системе очистки и лишь затем сбрасывается на ландшафт, — поясняет пресс-служба «Автодора». — Мост через реку Чаченка построен по технологии уравновешенного навесного бетонирования. Данный метод позволил сохранить экологическое равновесие русла реки и оползневых склонов ее поймы.

Пропускная способность новой дороги — 70–80 тысяч автомобилей в сутки. Правда, разрешенная скорость на ней не высока — только 90 километров в час.

Уже установлено три пункта взимания платы. Тарифы на проезд будут зависеть от конкретного участка дороги, времени суток и вида транспортного средства.

Глава госкомпании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах отметил, что камеры и другие средства слежения на пропускном пункте автоматически определяют вид транспортного средства и тарифицируют проезд. Предусмотрено несколько видов оплаты — можно наличными, можно проездной картой. Можно даже через мобильный: для этого водитель заранее отправляет SMS на особый номер, в ответ на мобильный телефон присылают QR-код. Этот код необходимо приложить к аппарату на пункте проезда. Но предполагают, что самым популярным средством оплаты станет трансфондер. Прибор позволяет проезжать пункт оплаты без задержки, автоматически определяя вид машины и списывая средства за проезд с карты.

Новая дорога буквально нашпигована современной электроникой. Специальное оборудование способно самостоятельно контролировать ситуацию на дороге, при необходимости выдавая автомобилистам рекомендации о скоростном режиме. Кроме того, любые перемещения машин через пункт пропуска и по дороге записывают и записи эти хранят в течение месяца.

Специалисты отмечают, что открытие северного обхода Одинцова положило начало введению в эксплуатацию Молодогвардейской транспортной развязки, которая является скоростной частью обхода.

Строители отмечают, что этот объект является сложным в техническом плане: развязка сочетает несколько эстакад, наземные проезды и тоннель. Площадь строящегося объекта составляет 19 гектаров.

До Нового года пользоваться трассой можно бесплатно. Тарифы, которые будут действовать в ночное время, уже известны. Так, стоимость дневного сквозного проезда по всему участку протяженностью 18,5 км для легковых автомобилей составит 150 рублей. В вечернее время плата уменьшится. Она составит 80 рублей.

ПОДОЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

Жители Климовска боятся, что новая дорога заблокирует выезды из города. С одной стороны — регулируемый железнодорожный переезд, на котором вечно пробка. С другой — Старосимферопольское шоссе, которое проходит через весь город и активно используется автомобилистами. Ну а с третьей — любители закупаться в гипермаркетах постоянно создают плотный затор на перекрестке с кольцевым движением. Просто не вклиниться. Есть от чего поволноваться в такой-то ситуации.

— Строительство южного обхода г. Подольска с выходом на Старосимферопольское шоссе позволит решить одновременно все вышеуказанные проблемы и разгрузить наиболее загруженный узел — Климовск, — комментирует Константин Ляшкевич, начальник Главного управления дорожного хозяйства. — Значительная часть транзитного транспорта, который движется через город, перераспределится на обход за счет сокращения времени передвижения по высокоскоростному участку, при строительстве которого исключается светофорное регулирование.

фото: Иван Скрипалев

Городской центр, по словам чиновника, загружен не будет. Все гипермаркеты стоят на окраине города. А обход будет проходить как раз поблизости. Кроме того, в рамках строительства новой дороги реконструируют и Старосимферопольское шоссе. Полосы движения увеличат с двух до трех в каждом направлении, уберут два светофора. После этого выехать из Климовска станет проще.

Сам обход на промежутке между Климовском и Подольском будет четырехполосным.

— Пересечение наиболее загруженных улиц Климовска эстакадой исключает доступность транзитного транспорта со стороны Подольска на местную дорожную сеть, — добавляет Константин Ляшкевич. — При движении в направлении Подольска транзитный поток проходит через Климовск в эстакадной части. При этом требования санитарных норм по шумовому воздействию и выбросу вредных веществ будут выполнены за счет установки шумозащитных экранов с обеих сторон эстакады. При этом минимальное приближение эстакадной части к многоэтажной жилой застройке Климовска составляет более 200 метров.

Кроме того, строители обещают — новая дорога будет тише и прочнее за счет применяемых материалов. Щебеночно-мастичный асфальтобетон с применением специальных добавок лучше справляется с перепадами температуры и большой нагрузкой. Такой состав держится в два-три раза дольше.

СЕРГИЕВ ПОСАД

Обход в Сергиевом Посаде разрабатывали в соответствии с генпланом города, который сейчас проходит согласование.

— На отдельных локальных участках положение дороги корректировалось с учетом различных обстоятельств, — рассказывает начальник Главного управления дорожного хозяйства Константин Ляшкевич. — Во-первых, положение трассы откорректировано таким образом, чтобы не затронуть первую зону санитарной охраны нескольких водозаборных узлов. Поясню — в этой зоне строительство автомобильной дороги не допускается. Во-вторых, положение оси трассы оптимизировалось таким образом, чтобы минимизировать снос существующих строений и изъятие земельных участков. В-третьих, ставилась задача минимизировать вырубку лесных насаждений.

По словам чиновника, корректировать траекторию трассы приходилось на отдельно взятых, не очень больших участках. Потому что из-за тотальной застройки остался единственный коридор, по которому дорогу вообще можно проложить.

Обход проектируют таким образом, чтобы связать между собой северную часть города и убрать весь транспорт из исторического центра. Поскольку проектируемая улица входит в состав объектов, строительство которых приурочено к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского, то ее будут использовать для того, чтобы разгрузить уже существующую транспортную сеть в городе в период праздника.

Жителей города сильно волнует один момент: а не получится ли обратный эффект? Хотели оттянуть поток транспорта, а выйдет наоборот — к тем, что есть, добавятся еще те, кто обычно объезжал город по Ярославскому шоссе. Чего бы, собственно, не добавиться — трасса-то новая... По словам Константина Ляшкевича, трассу проектируют таким образом, чтобы эта проблема не возникла. В первую очередь — это новый путь для автомобилистов северных, спальных районов города. Вместо того чтобы толкаться через центр, они быстро покинут город и уйдут в сторону Москвы. Во-вторых, летом на новую дорогу переберутся дачники. И тоже покинут центр Сергиева Посада.

Дорога разгрузит исторический центр и создаст благоприятные условия для развития туризма Сергиева Посада.

— Поскольку проектируемая дорога входит в состав объектов, строительство которых приурочено к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского, то она будет использована для снижения загруженности существующей транспортной сети в период праздничных мероприятий. Объездная дорога обеспечит беспрепятственный подъезд туристов и паломников к Троице-Сергиевой лавре, — сказал Константин Ляшкевич.

Новая дорога не будет создавать дополнительных помех по передвижению жителей Сергиева Посада через город. В конечном итоге это приведет к созданию в городе дополнительных рабочих мест.

Пешеходные зоны на новой дороге также будут оборудованы. Планируются наземные пешеходные переходы в тех местах, где будет останавливаться общественный транспорт. Подземных и надземных переходов на данный момент на новой дороге не планируется. По причине того, что пешеходов здесь не слишком-то много. И на данный момент это кажется нецелесообразным.

фото: Иван Скрипалев

В ОБХОД ХИМОК

Кто стоял в пробке под Химками, тот уже мало чего боится. Въезд в Москву с этой стороны — один из самых проблематичных. Предполагается, что обход позволит существенно его разгрузить. Трасса многополосная. Сужаться она будет в сторону от Москвы. По проекту предусмотрено десять полос до пересечения с Международным шоссе, восемь — до развязки с автодорогой, ведущей на Зеленоград, и четыре — на участке до Солнечногорска. В перспективе при росте интенсивности движения участок от дороги на Зеленоград до 58-го километра также станет восьмиполосным.

Помимо самого обхода планируется создать удобную для автомобилистов инфраструктуру. Строительство этой дороги ведет государственная компания «Автодор».

— «Автодор» создает принципиально новые для нашей страны многофункциональные сервисные зоны, — комментируют в пресс-службе компании. — Новый формат дорожного сервиса, хорошо зарекомендовавший себя в Европе, позволяет пользователям дорог получить весь комплекс услуг в одном месте. Это означает, что не надо делать несколько остановок в пути для того, чтобы заправить автомобиль топливом, сделать мелкий ремонт и перекусить. Все эти и другие услуги можно получить на многофункциональной зоне. Каждая МФЗ включает автозаправочную станцию, станцию техобслуживания легкового и грузового транспорта с мойкой и шиномонтажем, стоянки для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, зону отдыха водителей и пассажиров, магазин, кафе-ресторан и павильон для розничной торговли.

Химкинский обход будет прокладываться частично по территории зеленых насаждений. В 2011 году разгорелся скандал — защитники Химкинского леса буквально грудью своей загородили деревья от вырубки. Удалось прийти к компромиссу. Леса вырубаться будут, однако и природе возместят потери пятикратно.

— Будут проводиться компенсационные мероприятия по высадке зеленых насаждений из расчета 500 гектаров новых посадок на 100 гектаров вырубаемого леса, — поясняют в пресс-службе компании.

На новой трассе предусмотрены не только шумозащитные экраны и автоматические пункты мониторинга воздуха, но и помимо прочего пять переходов для обеспечения миграции крупных животных. Всю прочую территорию огородят сеткой. Зверям ведь так просто не объяснишь, куда им можно, куда нет. В общем-то людям тоже, как ни странно...

Проезд будет платным, но во сколько оценят километр этой трассы — пока неизвестно, цены на стадии согласования. Стоимость озвучат только в 2014 году.

— Согласно концессионному соглашению средневзвешенный тариф за проезд по головному участку новой скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург от МКАД (15 км) до 58-го км составляет 3,60 коп. за 1 км (без учета индексации инфляции). Тариф будет в первую очередь зависеть от типа транспортного средства, поэтому, возможно, для легковых автомобилей он будет несколько меньше средневзвешенного, комментирует по этому поводу пресс-служба «Автодора».



Партнеры