Арбат за МКАД

Пешеходные улицы и парки станут визитными карточками Подмосковья

22 января 2014 в 11:54, просмотров: 1084

В мировой градостроительной практике есть такой закон: человек должен тратить на дорогу от дома до работы, школы, парка или магазина пять минут — тогда ему будет комфортно жить, работать, отдыхать. К сожалению, в Подмосковье этот принцип еще не работает. Люди живут в области, работают в столице, шопинг делают на МКАДе, и чтобы добраться из пункта А в пункт Б, приходится тратить несколько часов драгоценного времени. И так каждый день…

По мнению многих экспертов, одним из самых значительных решений властей Подмосковья в прошедшем году стала новая градостроительная политика. Ее цель — создать на территории Московской области регион комфортной жизни. Насколько успешно реализуется эта доктрина после процветавшего столько лет бесконтрольного жилищного строительства, а также о том, как в выполнении этой задачи помогает такой инструмент управления, как градостроительный совет области.

Арбат за МКАД
фото: Геннадий Черкасов

ОТ ХАОСА К ПОРЯДКУ

Ярких событий и поворотных решений с точки зрения градостроения в минувшем году действительно было много. Достаточно вспомнить объявленный губернатором области Андреем Воробьевым мораторий на высотное строительство.

«Очень часто счастливый обладатель 10 гектаров земли хочет все застроить 25-этажными домами, продать квартиры за наличные деньги, а затем исчезнуть с территории Подмосковья. С такими ребятами нам точно не по пути, мы с ними работать не будем», — говорил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

В 2013 году были разработаны региональные градостроительные нормы проектирования, которые вступают в силу с 1 января этого года. Теперь проекты зданий выше девяти этажей должны иметь веское обоснование, а уж чтобы получить разрешение на строительство «высотки», авторы проекта должны доказать, что их небоскреб в своем роде архитектурный шедевр.

Все жилищные проекты, особенно когда речь идет о новых микрорайонах, проходят утверждение на областном градсовете, и там к каждой заявке подходят с комплексных позиций: смотрят, достаточно ли для новоселов рабочих мест на данной территории, сколько школ, поликлиник, детских садов, парковок — все должно соответствовать региональным градостроительным нормам.

К сожалению, сейчас все еще реализуются проекты, разрешения на которые были выданы много лет назад, и, несмотря на то что многие из них противоречат новым принципам застройки и развития территорий, их приходится достраивать, чтобы не плодить новых обманутых дольщиков. «Мы заложники решений, которые принимались до нас», — приходится часто слышать от чиновников областного стройкомплекса. Задача у регионального правительства непростая: необходимо достроить начатое и при этом не ухудшить, а улучшить общую ситуацию в области. В частности, приходится изыскивать финансовые и прочие ресурсы, чтобы ликвидировать дефицит социальных объектов. Особенно остро стоит вопрос с нехваткой детских садов — в Московской области самая большая очередь в стране из желающих устроить ребенка в детское дошкольное учреждение.

«Мы планировали в 2013 году возвести 85 детских садов, фактически построили 96, а в феврале 2014-го их будет уже более 120, — сообщил Андрей Воробьев журналистам после Высшего совета. — Мы строим столько же, как Дальний Восток, Сибирь и половина Уральского федерального округа».

Однако для тех родителей, которые годами ждут возможности устроить ребенка в садик, эта статистика – слабое утешение. Поэтому область не собирается сбавлять темпы строительства социальных объектов и в новом году. Так, планируется построить 59 садов на 9000 мест за счет инвесторов.

фото: Елена Минашкина

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Еще пару лет назад инвесторы приходили в Подмосковье лишь с одной целью — выжать из земельного участка как можно больше прибыли (построить максимальное количество квадратных метров жилья и продать его по самым высоким ценам), а где новоселы будут работать, где их дети будут учиться и так далее – их мало волновало. В результате — бизнес имел 100-процентную прибыль, а региональные власти получили социальный коллапс.

Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась, и отношения регионального правительства и бизнеса стали больше напоминать партнерские. Хочешь строить жилье — позаботься о том, чтобы потом людям было там комфортно жить. Застройщики крупных жилых проектов обязаны теперь не только строить параллельно с жильем социалку, но еще и предоставить, по распоряжению губернатора, все первые этажи в жилых домах под объекты общественного назначения. Там будут размещаться кабинеты врачей общей практики, небольшие детские садики, молочные кухни, библиотеки, опорные пункты полиции. Благодаря этой тенденции 250 000 кв. м жилых площадей были переведены в нежилые, жители новостроек получили сразу и объекты социального назначения, и возможность работать рядом с домом. «Во всем мире на первых этажах расположены предприятия малого бизнеса», — пояснял свою позицию по этому вопросу Андрей Воробьев.

Обеспечить жителей Подмосковья рабочими местами рядом с домом — одна из самых приоритетных задач, и власти также стараются решить ее с помощью сбалансированной градостроительной политики. «Мы подписали в 2013 году инвестконтракты на строительство 4 млн кв. м логистических площадей, это позволит создать 91 тыс. новых рабочих мест», — с гордостью отметила министр стройкомплекса Марина Оглоблина. Это на самом деле большое достижение: людям не придется больше тратить по нескольку часов на дорогу, снизится нагрузка на трафик, да и область получит в казну немалый доход в виде налогов от новых предприятий.

ГОРОДА ДЛЯ ЖИЗНИ

Еще несколько лет назад наши люди радовались любому жилью, лишь бы подешевле. А теперь новоселов интересует не только планировка квартиры, но и что за район вокруг. Есть ли роликовые и велосипедные дорожки, далеко ли парк, какие поблизости достопримечательности. На таких требовательных, продвинутых жителей и стараются ориентироваться в области. Правда, еще далеко не все муниципалитеты уловили новые тренды градостроительной политики. И это одна из основных причин, почему из 360 муниципалитетов только 66 имеют утвержденные документы территориального планирования. Хотя, по закону, уже в конце декабря 2014 все генпланы должны быть утверждены, без наличия этой документации на областном градсовете не будет выдаваться ни одно разрешение на строительство.

Особое внимание в регионе сейчас уделяется еще двум темам: развитию парковых и пешеходных зон. Реализация этих проектов несомненно украсит города области, они станут по-настоящему комфортными, удобными для жизни.



Партнеры