У семи нянек под носом

Участки на приозерных болотах начали постепенно застраиваться

Власти Подмосковья планируют к 2020 году увеличить площадь заповедников и природных парков в 3 раза, и тогда они займут не 5,8% территории области, как сейчас, а целых 17%. Но что-то подсказывает, что произойдет это уже после смерти существующих заповедников.

Участки на приозерных болотах начали постепенно застраиваться

РЕКИ ПОВОРОТИМ ВСПЯТЬ

«Наше Подмосковье» уже не раз писало, что определены под застройку участки на территории заказника «Озера Нерское, Долгое, Круглое» в Дмитровском районе, и для этого начали засыпать заповедные болота возле озера Круглое.

Но те болота, что возле озера Долгое, оказывается, уже засыпаны! И там тихонечко идет стройка.

Как правило, незастроенная земля в Подмосковье имеет сельхозназначение. И если какой-то глава хочет ее продать, он просто законно-незаконно, хоть тушкой, хоть чучелком, пытается поменять вид разрешенного использования с «сельскохозяйственного» на «дачное строительство». Если это удается, тогда участки с успехом разлетаются.

С заказниками и охраняемыми территориями сложнее. Но довольно часто такие земли тоже являются землями «сельхозназначения». И вот с «Озерами...» дело было так.

Напомним, что заказник «Озера...» объединяет в себе три озера и окружающие их болота миллионной давности. Этот ландшафт сохранился в первозданном виде с ледникового периода, а сами болота и озера населяют редкие, краснокнижные растения и животные.

Озера Круглое и Долгое соединяет река Альба. То есть там везде налагаются друг на друга водоохранная зона озера и реки, болото, зона охраны заказника. Там не то что строить, ходить надо аккуратно.

Но вот в 2003 году совхоз «Останкино», который располагался недалеко от озер Круглое и Долгое, получил в собственность от государства (приватизировал) ряд земель. Все земли имели обременение «только для сельхозназначения».

Оказались на этой схеме и земли заказника вместе с охранной зоной, болотами и рекой Альбой.

Потом совхоз стал называться ЗАО «Останкино», от которого методом почкования через пару лет родилось ООО «Альба». И в качестве уставного капитала туда были внесены два участка возле озера Долгое. И вот, хозяйски их оглядев (а это — река и болото), «Альба»... заказала проект осушения в Институте мелиорации имени Костякова. В 2005 году она его получила и торопливо понесла утверждать в Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

Мне раньше казалось, что все, что носит название «экологическая», априори должно экологию защищать. А вот и нет.

В ГЭЭ проект пришелся по душе. В своем решении они начали за здравие: «На оба участка распространяются режимы 2-го пояса зоны санитарной охраны поверхностного питьевого источника г. Москвы, а также водоохранных зон и прибрежных защитных полос». То есть они как раз уместились в 30–50-метровую зону охраны водного объекта. Все, алес, какая стройка, какое осушение?

Кроме того, ГЭЭ написала, что «рассматриваемый участок расположен в непосредственной близости от участка №2 заповедника «Озера Нерское, Долгое, Круглое», за пределами его границ». Что, впрочем, вранье: участок частью даже влез в залив озера Долгое...

Но общий вывод эксперты сделали такой: осушение только принесет пользу окрестностям! Так что наройте дренажных канав, отведите воду, и все будет хорошо. «Проект имеет очевидную экологическую направленность, принятые технологические и гидрологические решения обеспечат оздоровление экологической обстановки окружающей территории».

И это говорится об осушении охранной зоны заказника и русла реки! То есть, по сути, было предложено поменять гидрорежим прямо по границе заказника.

Правда, в решении есть оговорка: «в случае если подтвердится информация о наличии на участке проектирования краснокнижных животных и растений, предусмотреть необходимые компенсационные мероприятия». Интересно — какие? Отнести их в ближайший лесок? Перенести в бутылке в другую речку?

Кстати, один из экспертов, хорошо знающий местность, был категорически против самой идеи осушения. Но к его мнению не прислушались...

Сложно сказать, понимали ли эксперты, что участок решили осушать не просто так, а под дачи. Потому что уже 15 марта 2007 года указом зам. главы Дмитровской администрации Гусарова у участка был внезапно изменен вид разрешенного использования с «сельхозназначения» на «дачное строительство».

Точнее, сначала прошли публичные слушания, на которых якобы жители высказались «за». Якобы — потому что у меня на столе лежат заявления от жителей: «в слушаниях не участвовал, подпись стоит не моя!». Но администрация в принципе не имела права менять вид разрешенного пользования. Тут никакие слушания были не нужны.

Но афера уже закрутилась, и участки в охранной зоне заказника были отданы под дачную застройку на основании поддельных документов. И в том же 2007 году «проект осушения» начинают воплощать. Точнее, тупо засыпать территорию. По проекту был дренаж, какие-то водоотводные работы — ничего этого делать не стали, просто закатали ледниковое болото глиной.

Как вспоминают жители расположенной рядом деревни Рыбаки, однажды ночью приехали 50 «КамАЗов» и подняли такой грохот, что люди решили: не иначе пришла война. Жители вышли, остановили машины и держали их до утра. Потом поняли, что всю жизнь так не простоят, и накатали свою первую бумагу в прокуратуру. Они тогда еще знать не знали о проекте осушения, решении госэкспертизы и поддельных подписях. Им это еще предстояло.

И за 6 лет бумага выросла в электронную библиотеку документов. Половина из них — это ответы из разных прокуратур: «Ну да, есть нарушения, мы выпишем предписание...». За это время болота не только заровняли привозной глиной — засыпали и само русло реки Альба! А для воды прорыли прямую канаву. Теперь канава гордо именуется «новое русло». То есть реку просто отодвинули в сторону, а вся водоохранная зона вместе со старым руслом ушла под фундаменты дач.

ТАКОГО ЕЩЕ НИКТО НЕ ДЕЛАЛ

Тем временем два участка разбили на 59 штук и перевели их на имя некоего Кастоева А.Э. — одного из учредителей-директоров-владельцев «Альбы», кто их теперь разберет, — как физическому лицу в качестве «уплаты долга».

А надо сказать, что в 2009 году природоохранная прокуратура таки вышла с иском в суд. Сама. Но не в связи с покушением на охраняемую территорию, уничтожение реки и т.д., а с чем-то бестелесным типа «признания собственника недействительным». И проиграла.

И теперь собственник — Кастоев ли, «Альба» ли — считается законным...

Участки на приозерных болотах начали постепенно застраиваться — на более-менее сухих участках уже стоят два дома. Покупателей завлекают хорошими дорогами и прекрасными видами. Но дома возводят четко по бывшему руслу Альбы, которая уже ищет выход в подвалы...

По идее, заказник и его охранную зону должны защищать множество структур. И местные жители к ним ко всем по очереди обращаются уже не меньше пяти лет. Структуры отвечают, и даже по делу.

Но это никак не мешает застройщику торговать участками.

Местные жители писали в областное минэкологии, в Россельхознадзор, Росприроднадзор, Дмитровскую администрацию, прокуратуры, Росводресурсы. Все отвечают, что всё происходит без их ведома. А с чьего? А кто его знает!

Так что, по сути, заказник сегодня защищают только жители Рыбаков.

А пока им все пишут ответы, территорию обследовали биологи. И читать это невозможно.

Из Акта обследования долины реки Мещериха (Альба) между озерами Долгое и Круглое, окр. дер. Рыбаки:

«...В ходе обследования установлено, что на участке долины реки Альба между оз. Долгое и пересекающей реку дорогой отсутствуют ранее находившиеся здесь, согласно натурному обследованию 2006 года, верховое сфагновое болото с клюквой, переходное и низинное болота хорошей сохранности.

Под слоем снега здесь обнаружена глыбистая глинистая почва. Сфагнум, клюква, сабельник, пушица, другие болотные растения, ранее составлявшие растительный покров, не найдены. По всей осмотренной поверхности располагается сорная растительность, свойственная сильно нарушенным местам.

Русло реки, ранее извилистое, в настоящее время спрямлено и представляет собой канаву. … Таким образом, нарушен участок ледниково-моренного ландшафта, подлежащий охране согласно решению Исполкома Мособлсовета № 341/8 от 18.08.1966.

Утрачено ценное природное сообщество, выполнявшее водосберегающую, водорегулирующую функции и функцию биологической очистки воды. В месте, ранее занимаемом сфагновым болотом с клюквой, утрачена единственная известная в Дмитровском районе популяция редкого вида, занесенного в Красную книгу Московской области, — бабочки перламутровки северной Boloria aquilonaris (категория редкости 2, сокращающийся в численности вид), выявленная здесь мною в 2006 г. Наличие этого вида, согласно рекомендациям Красной книги МО (1998, 2008), требовало создания здесь особо охраняемой природной территории для его индивидуальной охраны.

…Нарушен гидрологический режим в охранной зоне государственного природного заказника регионального значения «Озера Нерское, Долгое, Круглое и их окрестности», что является нарушением режима упомянутого заказника и его охранной зоны… Долина реки Альбы почти полностью (кроме водотока) утратила функцию экологического коридора, соединявшего два участка заказника — озера Долгое и Круглое.

Поскольку участок для застройки фактически не пригоден, следует признать бессмысленность уничтожения ценной природной территории...»

Подпись: научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН, член Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Московской области, редактор раздела «Беспозвоночные животные» Красной книги Московской области Л.Б.Волкова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру