Климовская Вятичка возвращается

Самой взрослой женщине Климовска примерно около 800 лет

26 февраля 2014 в 21:33, просмотров: 1139

Тогда, конечно, ни города никакого не было, ни мыслей о нем. А жило на этом месте племя славян-вятичей. Как в стенах современного краеведческого музея появилось скульптурное изображение одного из предков — целый детектив.

Климовская Вятичка возвращается
фото: Ольга Рожкова

До 30-х годов прошлого столетия никто особенно не вдавался в подробности, кто жил на месте современного микрорайона Гривно, когда, что делал... Были, наверное, энтузиасты, но время стирало приметы поселения XII века, а вместе с ними и память. Но пришло время, когда в городе решено было построить больницу. Вот тогда земля и отдала все, что спрятала. В рощице был обнаружен древний курган славян-вятичей. Совершенно типичный, ничего особенного. Наверное, поэтому особого интереса у археологов он и не вызвал. Только единожды, как раз в тридцатых, захоронение решили изучить.

— Старые жители Гривно помнили, что во время работ из-под земли были подняты останки женщины-вятички. По записям мы знаем, что при ней были и ее украшения. Скорее всего, она была небогатого рода, — рассказывает директор Климовского краеведческого музея Светлана Брикман.

В документах археологи записали, что никакой особенной исторической ценности этот курган не несет. Но останки вятички забрали с собой.

И в городе знали, что был человек, которого чем-то вдохновил череп девушки. Настолько, что по останкам был создан ее скульптурный портрет.

Встреть ее на улице сейчас — и дашь лет тридцать, не больше. Вполне современное лицо, разве что скулы выше, чем у большинства жителей средней России. Если бы не подпись, которой бюст снабдил автор, стоять бы и стоять работе в запасниках Дворца культуры «Машиностроитель». Из фойе ее давно убрали, а передавать в музей почему-то не стали. Так и стояла, для всех укрытая. А для города это ценность. Как еще посмотреть, кто жил на твоей земле запредельные восемь веков назад?

Подлинность скульптурного портрета подтвердили в Москве, в антропологической лаборатории Михаила Герасимова. В научном мире имя этого человека имеет огромный вес. Сотрудники климовского музея привезли сличить фотографии — а на одном из стеллажей лаборатории обнаружили свою же барышню. Оказывается, скульптор Таисия Сурнина дважды выполняла портрет девушки. И один из вариантов — гипсовый — остался на ее родине.

Никто, кстати, не знает, куда делся сам череп и прочие останки вместе с ним. Но совершенно ясно, что в какой-то момент кто-то ошибся. То ли кто-то из группы археологов, которые исследовали курган, то ли после кто-то недоглядел. Но тот, московский вариант бюста был подписан — «курское захоронение». Возможно, так же когда-то подписали и останки. Или вовсе значатся как неизвестные. А вот где? Этого сотрудники Климовского краеведческого музея так пока и не выяснили.

А своей красавице они уже давно устроили свой небольшой мемориал. Скульптурный портрет, рядом с ним типовые украшения славян-вятичей той поры. Самое интересное из них — шумовое кольцо с подвесками в виде утиных лапок. Считалось, что такая вещица отгоняет злых духов. А утиные лапки — так и вовсе женский элемент. Помните такую фразу: «идет, как утица плывет»? Ценный был комплимент...

Никто не знает, как звали эту девушку тогда, в XII веке. А сейчас у нее имени нет. Сотрудники музея не стали его придумывать. Так что для всех она сейчас просто Вятичка.



Партнеры