Плюс двадцать к среднему образованию

В этом году губернатор Московской области Андрей Воробьев пообещал построить 20 новых школ на 14 тысяч мест

При этом из областного бюджета не будет потрачено ни копейки. Все школы возведут либо за счет муниципалов, либо из внебюджетных средств. Корреспондент «НП» выяснил, где они будут находиться и кто там будет работать.

В этом году губернатор Московской области Андрей Воробьев пообещал построить 20 новых школ на 14 тысяч мест

— Все мы хотим 1 сентября отвести ребенка в комфортную современную школу, — рассказал Андрей Воробьев. — Сегодня в Подмосковье 68 тысяч детей пока еще учатся во вторую смену. Наша задача — исправить ситуацию. Для этого мы уже построили 17 новых общеобразовательных школ. Следующие два года мы будем строить не менее двадцати.

Школы возведут по всей области. Первую планируют сдать уже летом. Это школа на 550 мест в Химках. Остальные будут сдаваться чуть ли не ежемесячно вплоть до нового года.

— Как насчет учителей? Не будет ли нехватки кадров?

— У нас есть областные вузы, которые готовят квалифицированных педагогов. И мы этим очень гордимся. Надо понимать, что школы строятся для того, чтобы ликвидировать вторую смену. В этом году это 20 школ, в следующем — еще 20. Соответственно, строятся они не просто где попало, а там, где их действительно не хватает.

— После того как школу сдают в эксплуатацию, сколько времени проходит до того, как первый ученик сядет за парту?

— Это зависит от того, когда сдадут школу. Здесь же не только нужно построить здание. Школа должна быть оснащена современным оборудованием, пройти все согласования в надзорных органах, должны быть оформлены соответствующие документы на образовательную деятельность. И так далее. На это уходит время, и зачастую немалое. Самый идеальный вариант, что учеба начнется в следующем сентябре после сдачи здания. Разумеется, мы хотим, чтобы у нас было именно так. Но это зависит не только от министерства образования.

— Сколько школ не хватает региону, что называется, «для полного счастья»?

— Эту цифру назвать невозможно. Ситуация постоянно меняется, строятся новые города и районы. В данном случае мы говорим о местах, где школ нет совсем.

— После ситуации с одним из учеников московской школы, захватившим в заложники своих одноклассников, предпринимаются ли какие-то меры в Подмосковье? В частности, касаемо школьных психологов?

— Это общий комплекс мер: и в области работы психологов, и в области безопасности, антитеррористической деятельности. Все это связано с огромным количеством факторов, с которыми нужно работать. Мое личное мнение, что роль психологов крайне велика. Мы заинтересованы в профессиональных кадрах, работающих с детьми не как педагоги, а как психологи, наставники. Но надо понимать, что взаимоотношения детей и родителей — это очень тонкая грань. Здесь нельзя сказать, что психолог может разрешить все проблемы в семье. Не все дети захотят рассказывать о своих проблемах. Не говоря уже о родителях. Взрослые должны быть мудрее, быть примером для ребенка.

— Вы не так давно на должности министра образования. Как вы сами оцениваете качество подмосковного среднего образования? Какие первые впечатления?

— В Московской области — большая сеть образовательных учреждений. Знакомиться с ними очень интересно. Все учреждения очень и очень разные. Но если говорить о 100-балльниках по ЕГЭ, то в 2013 году оно на порядок больше, чем в 2012-м. И по числу поступающих в вузы — тоже. Причем наши выпускники в большей части идут в областные вузы. И нам это очень нравится.

— Ждать ли каких-либо перемен в ближайшее время?

— Вы знаете, образование — это довольно консервативная система. Прежде чем менять что-то, надо все изучить и понять, что именно менять и зачем. Все изменения должны заканчиваться положительным результатом. Пока что выводы делать рано. Пока учебный год движется к завершению. Скоро школы начнут готовиться к новому, как и мы. Вместе с этим анализируя результаты прошлого.

ЛУЧШИЕ ШКОЛЫ ОБЛАСТИ

К слову сказать, в прошлом году областное минобразования выбрало 100 лучших подмосковных школ. Критериев оценки — более сотни: от количества победителей олимпиад до соблюдения техники пожарной безопасности. Составляется такой рейтинг уже несколько лет.

Победителем по количеству школ стал городской округ Химки (8 школ), второе и третье места разделили между собой Королев и Электросталь соответственно. А самой лучшей школой Подмосковья признана гимназия города Дмитрова.

Рейтинг составлялся совместно с Академией социального управления на основе электронного мониторинга. Мониторили школы по десяткам, а то и сотням критериев, в их числе: количество олимпиадников, научная деятельность, разработка собственных проектов и результаты ЕГЭ.

Стоит отметить, что критерии отбора во всероссийский и подмосковные топы значительно отличаются. Если в российском рейтинге в основном учитывались результаты ЕГЭ и олимпиадного движения, то в Московской области были учтены все возможные критерии. Начиная от того, есть ли в школе ограждение, освещение и комфортный ли температурный режим. Оценивалась даже внутренняя атмосфера.

— Есть очень много факторов, — пояснила зампред областного правительства Лидия Антонова. — Если мы будем говорить только о ЕГЭ и олимпиадах, мы вообще отобьем желание учиться у тех, кто, например, в олимпиадах не участвует. Никогда не будет такого, чтобы все в олимпиадах участвовали и побеждали. Есть одаренные ребята, самородки, но наша задача, чтобы школа готовила не только самородков, но и просто людей, которые хотят расти и развиваться.

— Есть те школы, которые в рейтинг не попали, — рассказала Антонова. — Мы главам направляем информацию и рассматриваем случай. Если это произошло в первый раз, например, учителей не хватало — хотя сейчас почти нет вакансий, — это один разговор. Если это происходит систематически, повторяется из года в год, — это другой вопрос. И ведь если в этом году в рейтинг попали 47 муниципалитетов, то возникает вопрос: а остальные-то где? Этот мониторинг — очень важный фактор для управленческих решений.

Добавим, что попадание в рейтинг добавит топовым школам не только престижа, но и дополнительного финансирования. Особенное внимание будет уделено молодым педагогам. По словам Лидии Антоновой, недавние выпускники педагогических вузов намного охотнее идут работать в школу, и на сегодняшний день они могут рассчитывать на поддержку правительства в виде льготной ипотеки и стартовых «подъемных» средств.

Семь составляющих успешной школы, по мнению зампреда правительства Лидии Антоновой:

1. Внедрение инноваций.

2. Открытость для детей, родителей и общества.

3. Умение раскрывать таланты.

4. Работа в системе нового финансово-экономического инструмента.

5. Работа в профессиональном сетевом сообществе.

6. Способность сохранять и улучшать здоровье детей.

7. Эффект социального лифта.

КСТАТИ

До 1 июня этого года в Подмосковье составят рейтинг благоустроенности школ. Рейтинг проводится на основе общеобразовательного стандарта, который начал действовать с ноября 2013 года. Уже составлен предварительный рейтинг, по которому 195 из 1373 школ получили максимальный балл, а 98 — находятся в плачевном состоянии. По планам областного минобра, привести все школы к единому стандарту благоустроенности нужно за три года. При этом, как отметила глава ведомства Марина Захарова, позиция в рейтинге не является отражением качества образования.

ЦИФРА

1373 ШКОЛЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. По планам правительства региона, к 2016 году их будет 1413.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру