Хороший бюджет — большой бюджет

В одном из номеров нашей газеты в статье «Успенский Кувейт» мы рассказывали о сельском поселении Успенское Одинцовского района, которое имеет рекордный не только для области, но и для России бюджет — 1 млрд 100 млн рублей

Такая динамика роста — ноу-хау местной администрации, и прежде всего главы поселения Александра Смирнова. О том, что ноу-хау имеет универсальный характер и может использоваться любым муниципалитетом для пополнения бюджета, Александр Смирнов докладывал на совещании у заместителя председателя правительства Московской области Александра Чупракова 28 ноября 2013 года. На совещании глава поселения презентовал муниципальную геоинформационную программу «МунГис», которая успешно реализуется в Успенском.

В одном из номеров нашей газеты в статье «Успенский Кувейт» мы рассказывали о сельском поселении Успенское Одинцовского района, которое имеет рекордный не только для области, но и для России бюджет — 1 млрд 100 млн рублей
Фото: пресс-служба С.П. Успенское

Что же это за волшебная программа, которая так резво помогает пополнять бюджет? С этого вопроса начался наш разговор с Александром Смирновым.

— Начать ответ я хочу с одного удивительного факта, который выяснился на этом совещании. В области отсутствует единая ставка земельного налога. В одних муниципальных образованиях он составляет 0,3 % от кадастровой стоимости, а в других — сотые и тысячные доли процента. Такой пример можно привести не только по удаленным друг от друга муниципальным образованиям, но и находящимся рядом и имеющим равную кадастровую стоимость земли. Получается, что в некоторых муниципальных образованиях налог за участок в 10 соток составляет всего 6 рублей. Жители не понимают, почему такой большой разброс налоговой ставки. В итоге было принято решение стандартизировать ставку земельного налога по всей области. Она должна составлять те самые 0,3%. Уже есть рекомендации областного правительства о введении единого стандарта для земельного налога.

Геоинформационную программу мы начали разрабатывать еще в 2008 году. Сначала был не очень удачный опыт работы по одной из компьютерных программ. Она оказалась сырой, и мы от нее отказались.

Решение данной проблемы стало для меня основным вопросом. Мы вышли на организацию, которая подготовила нам программу. Обозначили критерии, которые были нам необходимы для работы. Определили порядка 60 позиций. Так начала создаваться геоинформационная система.

— Александр Валерьевич, с чем связано, что вы так активно начали создавать геоинформационную систему? Работали бы как все, и никаких проблем. Что послужило, так сказать, толчком?

— Главный стимул к увеличению налоговой базы связан с тем, что с 2009 года у нас появился собственный бюджет. Раньше все деньги, которые мы собирали, шли в районный бюджет. С появлением собственного бюджета местные власти стали максимально заинтересованы на 100% в том, чтобы в бюджет поступало как можно больше налоговых отчислений. Когда мы провели полную инвентаризацию поселения, выяснилось, что собираемость налогов составляет 40%. Это практически ничто. Это было связано с неправильной кадастровой стоимостью, отсутствием категории земельного участка, вида разрешенного использования, не уточнен адрес расположения, установленный вид разрешенного использования и т.д. Всю работу тогда проделали вручную.

Надо понимать, что программа сама по себе не работает. Необходимы квалифицированные сотрудники. Их надо обучать. Период становления всегда трудный. Мы не стали исключением. Но потом, конечно, становится легче. Сначала программа охватывала имущественные отношения, постепенно добавлялись новые блоки. И сейчас мы работаем в условиях полного электронного документооборота. Сотрудники постоянно обучаются, повышают квалификацию. У нас 35 рабочих мест. Внутри администрации весь документооборот идет в электронном виде.

Ради увеличения налоговой базы мы готовы помогать другим государственным структурам. У нас есть отдел из трех человек, который дополняет функционал налоговой инспекции. Мы заключили соглашение и определили порядок взаимодействия и информационного обмена с ИФНС №22 по Одинцовскому району. В результате чего работа в данном направлении позволила с 2009 года по текущий период 2013 года доходы, поступающие в бюджет сельского поселения Успенское, увеличить в 4 раза (2009 — 278 694 тыс. руб. за 10 мес. 2013 — 1 178 497,1 тыс. руб.).

— Возникает вполне очевидный вопрос. Как к вашим инициативам относятся коллеги из Одинцовского района? Ведь проблема неучтенных земель в районе стоит достаточно остро.

— Когда только начинал эту работу, на одном из совещаний предложил нашим главам поселений объединить усилия. Мое предложение было тогда встречено без особого энтузиазма. По прошествии трех лет другие поселения начинают внедрять эту программу. Ведь средства, вложенные в программу, окупаются многократно и многократно.

— Я хотел бы вернуться к совещанию, на котором вы презентовали свою геоинформационную систему. Как бы вы оценили практическую пользу от проведенной презентации?

— По итогам совещания мне было поручено подготовить предложения по совершенствованию законодательной базы Московской области, а также предложения в отношении кадастрового учета и прав недвижимости, которые я озвучил на совещании.

— В чем суть ваших предложений?

— Еще в январе 2013 года администрацией поселения был инициирован вопрос об изменении ставки земельного налога для коммерческих организаций в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для дачного строительства». Нас поддержало Министерство финансов России, которое подтвердило правомерность применения ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении таких земельных участков.

Мы предложили рассмотреть вопрос и о введении административной ответственности для собственников земельных участков, которые не осуществляют постановку земельного участка на кадастровый учет в сроки, установленные законодательством.

Есть еще проблема, которая требует достаточно оперативного решения. Исчисление налогов на недвижимое имущество физических лиц, не введенного в эксплуатацию. У нас есть много особняков, которые построились законно, но умышленно не сдаются в эксплуатацию, хотя имеется вся инфраструктура. Надо дать право местным властям проводить инвентаризацию подобных объектов. Вспомнить хорошо забытое старое и возродить «административные комиссии», которые имели бы определенные полномочия в отношении недобросовестных собственников. Даже небольшой штраф их здорово бы дисциплинировал. Сам факт штрафа уже является важным фактором. Владельцы особняков беспокоятся о своей репутации. Конечно, есть объективные трудности в создании комиссий. В первую очередь местные власти должны стать субъектами административного права.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру